С курортами Египта могут открыть только регулярное авиасообщение, как с Каиром, сказал «Известиям» источник, близкий к Минтрансу. Это значит, что после запуска полетов в Хургаду и Шарм-эш-Шейх количество рейсов будет ограничено, а цены на авиабилеты выше. В АТОР подсчитали, что они обойдутся туристам в 50–100 тыс. рублей. Правительство уже готовится к скорой отмене запрета на авиасообщение с курортами на Красном море и формирует к 1 июля расписание рейсов. Сразу перелеты могут пустить из Москвы, Красноярска, Иркутска, Казани, Ростова, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска и Хабаровска, считают источники «Известий» в отрасли.
Раздать поручения
Правительство готовится к скорой отмене запрета полетов на курорты Египта, который был введен в ноябре 2015 года указом президента после авиакатастрофы над Синаем. Это следует из поручения первого вице-премьера Андрея Белоусова, курирующего транспорт в кабмине, в адрес Минтранса, МИД и Росавиации. С документом ознакомились «Известия». Андрей Белоусов распорядился сформировать до 1 июля расписания рейсов между российскими аэропортами и авиагаванями Хургады и Шарм-эш-Шейха. Подлинность поручений подтвердил редакции федеральный чиновник.
Андрей Белоусов также поручил подготовить и согласовать проект указа президента, который отменит введенный в ноябре 2015 году запрет авиасообщения с курортами Египта и продажу туда туров, включающих перелет. Собеседник «Известий» в правительстве пояснил, что кабмин таким образом формирует юридическую базу, которая позволит оперативно снять действующий запрет на авиаперевозки, как только решение о возобновлении полетов на египетские курорты будет принято на более высоком уровне.
— Правительство заранее готовится к открытию авиасообщения с курортами Египта, но когда это реально произойдет, никто сейчас не скажет, — сказал источник «Известий».
Открыть и ограничить
После открытия авиасообщения с курортами Египта количество рейсов туда может быть ограничено, так как разрешены, скорее всего, будут только регулярные рейсы, как с Каиром, сказал «Известиям» источник, близкий к Минтрансу. Он добавил, что формат авиасообщения будет определять оперативный штаб по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции. В оперштабе на запрос «Известий» на момент публикации не ответили.
Для выполнения регулярных рейсов авиакомпаниям нужно получить допуски, которые выдает межправкомиссия. В нее входят представители Минтранса, Росавиации, ФАС, Ространснадзора, Ростуризма и Минэкономразвития, следует из положения о комиссии. Но пока разрешений перевозчикам на полеты на курорты Египта она не выдает — в апреле Nordwind, Azur Air и Smartavia получили отказы по 158 запрошенным допускам, следует из приказа Росавиации. В начале июня комиссия отказала в выдаче уже 260 допусков «России», S7, «Уральским авиалиниям», «Якутии», Royal Flight, Azur Air, Red Wings, Pegas Fly, NordStar и Smartavia.
Источник, близкий к Минтрансу, сказал «Известиям», что для выдачи авиакомпаниям таких допусков нет оснований, так как до сих пор действует запрет, введенный указом президента в 2015 году. Перевозчики смогут получить их только после открытия авиасообщения с курортами Египта. Согласно действующей системе — в месячный срок после отмены запрета. Правда, как уточнил собеседник «Известий», близкий к Минтрансу, при необходимости этот процесс можно ускорить, выдав авиакомпаниям временные разрешения на рейсы.
По словам источника «Известий», у некоторых перевозчиков с 2015 года осталась большая линейка допусков для выполнения регулярных полетов в Шарм-эш-Шэйх и Хургаду не только из Москвы, но и из региональных аэропортов — Иркутска, Красноярска, Казани, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Хабаровска. Собеседник уточнил, что по этим маршрутам сразу после возобновления авиасообщения смогут полететь Nordwind, Pegas Fly, «Уральские авиалинии», «Аэрофлот», «Россия» и «Ямал».
В Минтрансе и Росавиации на запрос «Известий» не ответили.
Полет цены
Опыт открытия других стран показывает, что если регулярные рейсы выполняются только из Москвы и ограниченной квотой, то такая перевозка — наиболее дорогая для туристов, сказал «Известиям» вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Дмитрий Горин.
— Например, авиабилеты туда-обратно в Арабские Эмираты сразу после возобновления перелетов вместо «допандемийных» 30–40 тыс. рублей взлетели в цене до 150 тыс. рублей. Так происходит из-за динамического ценообразования: большой спрос при малой емкости. А вот если регулярные рейсы выполняются не только из Москвы, но и из регионов, то цены уже ниже. Как только квоту по ОАЭ расширили, стоимость билетов упала до 50 тыс. рублей, — напомнил он.
Египет — популярное направление для организованного туризма, подчеркнул эксперт. Сейчас за счет обширной географии вылетов из регионов России туры в Каир продаются по доступным ценам: за 120–150 тыс. рублей можно улететь на отдых на две недели в хорошие отели «четыре-пять звезд». И эти путевки очень востребованы.
— Самый важный вопрос после восстановления Россией авиасообщения с курортами Египта будет заключаться в том, станет ли перевозка квотируемой, и не столь принципиально, регулярные это будут рейсы или чартерные. Например, крупный туроператор Anex Tour сейчас летает в Каир из 21 города России, он может переставить эти рейсы на курорты и цена будет очень конкурентной, несмотря на отсутствие чартеров. Стоимость отдыха на курортах в этом случае будет схожа с нынешним Каиром, — рассказал Дмитрий Горин.
Впрочем, если оперштаб разрешит небольшое число рейсов, то туристам они будут обходиться крайне дорого, по 50–100 тыс. рублей, отметил эксперт. Так сейчас происходит с Грецией, куда билеты продаются по 100 тыс. рублей. Если же разрешат много рейсов, то авиабилеты в Хургаду и Шарм-эш-Шейх можно будет купить за 20–30 тыс. рублей.
— Естественно, самый конкурентный вариант — если открывают и «регулярку», и чартеры, от этого больше всего выиграли бы российские туристы, — отметил эксперт.
По его словам, чтобы цены на отдых на египетских курортах были адекватными, летом нужно не менее 150 рейсов в неделю, а осенью, когда наступает высокий сезон, — не менее 300.