Ракета New Shepard — это небольшой многоразовый космический корабль, который не способен выйти на орбиту и облететь вокруг планеты. Как объясняют в компании Blue Origin, суборбитальная экскурсия будет длиться примерно 10 мин. За это время ракета поднимется на высоту чуть более 100 км и с помощью парашютов плавно опустится вниз, в пустыню на западе штата Техас. Примерно 3 мин капсула будет находиться в состоянии невесомости — в этом промежутке она вылетит за так называемую линию кармана, где кончается атмосфера и начинается космос.
Туристы смогут увидеть изгиб планеты в иллюминаторы, которые в три раза больше, чем на лайнере Boeing 747. Российский космонавт Александр Александров описал “Ъ FM”, какой вид откроется экипажу американской ракеты: «В суборбитальном полете шар Земли увидеть невозможно, потому что слишком мала высота. Они увидят огромное черное небо, возможно, звезды где-то там внизу — поверхность земли. Это похоже на взгляд из иллюминатора самолета, но гораздо выше. Облака под вами будут другого масштаба, более мелкого. Главное, что вы увидите черный настоящий космос».
Судя по всему, первого туриста в космос компания Blue Origin отправит раньше своих конкурентов из Virgin Galactic и SpaceX — те планируют полеты не раньше осени 2021-го. Причем собеседники “Ъ FM” не сомневаются в безопасности такого путешествия. Ракету New Shepard испытали уже 15 раз, последний тестовый полет прошел в середине апреля.
Но потребуется ли подготовка будущему космонавту-туристу? Его имя станет известно примерно за месяц до вылета, и этого времени хватит, чтобы пройти необходимый инструктаж, отмечает руководитель Института космической политики Иван Моисеев: «Полететь может здоровый человек. Тем, у кого есть проблемы, будет сложно, это перегрузка, которая для некоторых людей очень вредна, так что медосмотр необходим. Главное — там еще хитро то, что работает только автоматика. Вам проведут инструктаж, как сидеть при перегрузке и тому подобное, об участке невесомости тоже нужно знать, что хотя веса нет, но стукнуться можно здорово».
За статус первого туриста в космосе фиксированной цены Blue Origin не установил, ее определят на аукционе. Торги пройдут в три этапа, а вырученные средства отправятся в фонд Club for the Future. Предполагается, что эти деньги помогут прививать интерес будущих поколений к карьере в сферах науки, технологий, инженерии и математики. Прогнозировать, насколько большой будет финальная ставка сложно, но явно выше, чем $300 тыс., которые предполагались раньше, считает член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин. Впрочем, по его словам, вряд ли дело закончится только благотворительным аукционом: «Сумма, наверное, будет очень большая, потому что все-таки это первый полет туриста. Мы знаем как Маск красиво все это делает, я думаю Безос, который с ним соревнуется в том числе в продвижении всего этого, тоже что-то придумает.
Очень было бы красиво, если бы один человек выиграл на торгах, а остальные оказались бы людьми, которые не могут заплатить такие деньги, но очень хотят полететь — это было бы знаковым для человечества».
Действительно, выручка за полеты на New Shepard — далеко не основная цель для Джеффа Безоса и его команды, продолжает Иван Моисеев из Института космической политики. По его словам, суборбитальные экскурсии помогут ускорить старт другой программы — коммерческих полетов на орбиту: «Я думаю, суборбитальные полеты не получат широкого распространения. Первые несколько лет, возможно, будут находиться такие желающие. На чем играет Безос? Он создал эту ракету, получил небольшой опыт, и сейчас у него на выходе очень мощная ракета, которая осуществляет орбитальные полеты.
То есть он наберется опыта и начнет коммерческие орбитальные полеты, которые уже востребованы — в них готовы вкладывать большие деньги многие правительства».
Как отмечают эксперты, запуск New Shepard с экипажем важен для Blue Origin и по другой причине. Недавно компания уступила предприятию Илона Маска контракт почти на $3 млрд по новой лунной программе NASA. Blue Origin уже опротестовала результаты тендера, и успешный коммерческий полет может стать весомым аргументом в идущем споре.