Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Охотники "Артемиды"


7 мая 2021 года Кирилл Сарханянц, КоммерсантЪ


Человек не был на поверхности Луны почти 50 лет, со времен лунной гонки между США и СССР. Теперь передовые страны хотят вновь вернуть людей на спутник Земли. Но участвуют в новой гонке уже не две сверхдержавы, а два богатейших человека планеты — Джефф Безос и Илон Маск.

Человек в первый раз ступил на поверхность Луны 20 июля 1969 года, а в последний раз — в 1972 году. Все высадки были осуществлены в рамках американской программы «Аполлон». Они знаменовали безоговорочную победу США над СССР в лунной гонке. И вот уже почти полвека, как человек не высаживался на спутник Земли.

Но уже совсем скоро эта пауза должна прерваться, а первыми возобновить полеты человека на Луну смогут, судя по всему, снова США. Китай, запустивший свою лунную программу в 2013 году, пока обходится лишь развертыванием автоматических станций и отправкой луноходов. Российская программа запускается только в этом году. А потому соперников на международной арене у США, анонсировавших программу «Артемида» в 2019 году и планирующих высадку на Луну уже в 2024 году, на этот раз нет. Что, впрочем, не отменяет новой лунной гонки. Просто теперь битва за Луну разворачивается не между двумя сверхдержавами, а между двумя сверхуспешными предпринимателями — Джеффом Безосом и Илоном Маском. Первым и вторым номерами в списке богатейших людей планеты.

Лунные гонщики

В мае прошлого года NASA объявило, что в разработке системы для высадки человека на поверхность Луны в рамках программы «Артемида» примут участие три частные компании: SpaceX Илона Маска, Blue Origin Джеффа Безоса (подавшая заявку совместно с компаниями Lockheed Martin, Northrop Grumman и Draper), а также Dynetics. Компаниям давалось полгода на то, чтобы представить космическому агентству собственные прототипы систем посадки экипажа на поверхность Луны.

Победителем конкурса в середине апреля 2021 года была объявлена SpaceX. Сумма контракта — $2,89 млрд. За такие деньги стоит бороться до конца, решили в Blue Origin и тут же подали жалобу в Главное контрольное управление США (GAO). Жалобу на решение NASA подала и Dynetics.

Blue Origin в своей жалобе отмечает, что отдать контракт одной компании было неверным решением хотя бы с точки зрения конкуренции на новом рынке.
Также компания говорит, что NASA неверно предположило, что компания требовала от управления выплаты аванса перед началом разработки системы. Наконец, в Blue Origin отмечают, что у SpaceX, в отличие от конкурентов, была возможность скорректировать свой проект после приватных переговоров с представителями управления. «У нас не было такой возможности, и это в корне несправедливо»,— заявил генеральный директор Blue Origin Боб Смит в интервью The New York Times.

Но у Илона Маска есть свое объяснение случившемуся: «Стоимость проекта BO (Blue Origin.— “Ъ”) была просто слишком высока. Вдвое больше, чем у SpaceX, и у SpaceX гораздо больший прогресс в аппаратном обеспечении»,— заявил господин Маск принадлежащей господину Безосу The Washington Post. Он добавил, что господин Безос, который в этом году заявил, что уйдет с поста генерального директора Amazon, должен больше участвовать в жизни Blue Origin:

Я считаю, что ему нужно проводить в BO полный рабочий день, чтобы она стала успешной. Честно говоря, я надеюсь, что он так и поступит».

Пока же космическое управление приостановило действие контракта с компанией Илона Маска. Теперь до урегулирования споров SpaceX не получит от NASA средств на разработку аппарата, она должна прекратить любую работу, связанную с контрактом. Урегулирование спора ожидается не позднее 4 августа.

Частный космос

NASA еще с середины 2000-х годов начало привлекать частных инвесторов к освоению космоса. В 2006 году оно запустило программу Commercial Resupply Services по использованию услуг частных компаний для доставки грузов, а в перспективе и космонавтов на МКС. Первые контракты были распределены в 2008 году, а среди их бенефициаров оказалась и SpaceX. Компания Илона Маска оказалась среди получателей контрактов от NASA на доставку грузов на МКС и в рамках второй фазы программы. В 2015 году SpaceX получила и контракт на доставку астронавтов. А 30 ноября пилотируемый корабль Crew Dragon, выведенный на орбиту ракетой-носителем Falcon-9 все той же SpaceX, успешно пристыковался к Международной космической станции, доставив на нее астронавтов Дугласа Херли и Роберта Бенкена. Этот день стал моментом триумфа Илона Маска.

Ни в одном из вышеуказанных тендеров NASA не принимала участия Blue Origin, созданная Джеффом Безосом еще в 2000 году. Но в его космической битве с Илоном Маском хватает других эпизодов. Еще в 2013 году SpaceX, а не Blue Origin получила право на использование пусковой площадки 39A в Космическом центре имени Кеннеди во Флориде. Именно с нее США осуществляли первые и последние запуски своих шаттлов, однако в 2011 году программа была свернута. В NASA сочли, что пусковой комплекс ей больше не нужен, и решили передать его частному бизнесу в обмен на обязательство поддерживать комплекс в рабочем состоянии. Илон Маск хотел использовать его для запуска ракет Falcon. Джефф Безос же в своей тогдашней жалобе в GAO настаивал, что площадка должна быть доступна всем компаниям. Убедить в этом ни GAO, ни NASA основатель Amazon так и не смог.

В космос через суд

В 2015 году настала пора уже Илона Маска подавать жалобу на своего оппонента — на этот раз в патентное бюро США, требуя признать незаконной попытку Blue Origin запатентовать технологию посадки ракеты на воду. Заявка на патент была подана в 2010 году, однако SpaceX в своей жалобе иронично указала, что технологии, описываемые в заявке Blue Origin, были разработаны учеными SpaceX за много лет до этого: «Все эти "высокие технологии", описанные в патенте 321, были "бородатыми" еще до 2009 года». В итоге сама же Blue Origin отозвала заявку почти по всем указанным технологиям, а оставшаяся часть была отсеяна Судебным и апелляционным советом по патентам США.

Наконец, в прошлом году Blue Origin проиграла борьбу за многомиллиардный контракт Министерства обороны США на запуск космических аппаратов для вооруженных сил США в 2022–2027 годах. Программа подразумевает более 30 запусков. Победителями тендера были объявлены компания United Launch Alliance (ей достались 60% полетов, предусмотренных программой) и SpaceX (оставшиеся 40% запусков). При этом только один запуск принесет компании Илона Маска $316 млн.

Когда в 2015 году Blue Origin запустила ракету, а затем впервые в истории посадила ее вертикально на землю, Илон Маск похвалил господина Безоса, при этом отметив, что ракета лишь задела край космоса, но не вышла на орбиту.
Месяц спустя, когда SpaceX повторила трюк Blue Origin, но выведя ракету на орбиту, господин Безос ограничился сухим «Добро пожаловать в клуб!». И комментируя недавнюю жалобу Blue Origin, Илон Маск припомнил своему оппоненту все прошлые обиды и промахи: «У них даже не встает (на орбиту), лол»,— сообщил он в Twitter. И битва двух эго космических масштабов на этом точно не закончится.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer