О том, как именно Россия собирается помогать «Белавиа» по итогам встречи двух президентов публично не сообщалось. Разве что Telegram-канал «Пул Первого», близкий к белорусскому президенту Александру Лукашенко, сообщил о достигнутой договоренности об открытии новых рейсов «Белавиа» в российские города.
Более содержательным оказалось заявление белорусского вице-премьера Николая Снопкова. В эфире телеканала «Беларусь 1» он выразил уверенность, что с направлениями помогут партнеры по СНГ. В особенности — Россия.
Снопков пояснил: «Сочи, Краснодар, Минеральные Воды — актуальные направления. Байкал, в конце концов, Алтай — есть масса прекрасных уголков России, которые нужно развивать белорусам с точки зрения туристического направления».
Как прошла встреча президентов России и Белоруссии в Сочи
Вот только до Байкала самолетам «Белавиа» лететь в два с половиной раза дольше, чем до того же Лондона. Так что замена, учитывая платежеспособность белорусских пассажиров, не самая равноценная. Да и в тот же Лондон, как и другие европейские города, через Минск путешествовали вовсе не белорусы. Стоит ли говорить о его значении как транзитного хаба?
«Белавиа» хорошо бы усилить присутствие на коротких дистанциях. Вице-премьер Снопков сам признал, что полетов между странами совершается в десять раз меньше, чем до пандемии. На это же указал глава перевозчика Игорь Чергинец в эфире «Соловьев LIVE»: «До пандемии мы выполняли рейсы в Петербург пять раз в день, а сейчас — один раз в неделю. Мы летаем и в Москву. Плюс аэропорт Жуковский. Выходит шесть раз в неделю. Раньше только у «Белавиа» было 11 рейсов в день».
Совсем недавно, в конце апреля, гендиректор белорусского авиаперевозчика называл принципы допуска на российский рынок во время пандемии «абсолютно непонятными». «Почему можно выполнять рейсы в Ростов, и нельзя — в Сочи», говорил он в интервью РБК. Сетовал менеджер и на то, что межправительственное соглашение «де-факто не действует».
Так что если условия для «Белавиа» станут предметом торга между Москвой и Минском, стороны смогут начать хотя бы с возвращения к нулевой отметке. Но этого будет мало, говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев: «Понятно, что часть потерь авиакомпания сможет восстановить за счет увеличения трафика на линии Москва-Минск, но все-таки на ближайшее время для перевозчика — это не равноценная замена. Но для "Белавиа" сейчас важно создать заново какие-то направления и платформу для будущего развития».
Чем обернулась посадка лайнера Ryanair
Потому и звучит все чаще предположение, что «Белавиа» еще и пустят на внутрироссийские направления, ведь ей же надо как-то помогать. Авиакомпания, кстати, не из дешевых — наверняка и субсидировать начнут. Но даже если так, составят ли 30 самолетов белорусского национального перевозчика конкуренцию местным компаниям? Едва ли. У российских, напротив, появился лишний шанс заработать, говорит старший научный сотрудник Института экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко: «Не стоит опасаться, что "Белавиа" составит конкуренцию российским компаниям, потому что фактически у нее остался только один рынок —полеты между Россией и, собственно, Белоруссией. Потенциал там есть, но он не то, чтобы феерический.
Поэтому у российских авиакомпаний сейчас, напротив, есть потрясающая возможность поднять белорусский пассажиропоток.
Белорусы в любом случае будут куда-то летать. Но если вам нужно добраться из Минска, например, в Берлин, то есть два пути: либо через Стамбул на турецких самолетах, либо через Москву тем же “Аэрофлотом”».
Летать в Крым «Белавиа» точно не собирается, в самой компании напомнили, что для этого необходимо политическое решение Минска, который так и не признал его российским. Другое дело, если бы «Белавиа», пустили на внутрироссийские направления, а отечественные компании получили бы в обмен Минск в качестве точки вылета в Европу.