Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Главный по «Суперджетам»


31 мая 2021 года Ростех


Владимир Лавров – главный конструктор самолета «Суперджет 100». 30 мая 2021 года ему исполнилось 50 лет. До создания первого российского авиалайнера он, потомственный авиастроитель, работал на ЭМЗ им. В.М. Мясищева, разрабатывал беспилотники и многоразовый космический корабль «Клипер» в ОКБ Сухого. С 2006 года Лавров − заместитель главного конструктора SSJ 100, затем − главный конструктор. Сегодня под его началом программа «Суперджет» продолжает совершенствоваться и развиваться. Поздравляем Владимира Николаевича с юбилеем!

Владимир Лавров – главный конструктор самолета «Суперджет 100». 30 мая 2021 года ему исполнилось 50 лет. До создания первого российского авиалайнера он, потомственный авиастроитель, работал на ЭМЗ им. В.М. Мясищева, разрабатывал беспилотники и многоразовый космический корабль «Клипер» в ОКБ Сухого. С 2006 года Лавров − заместитель главного конструктора SSJ 100, затем − главный конструктор. Сегодня под его началом программа «Суперджет» продолжает совершенствоваться и развиваться. Поздравляем Владимира Николаевича с юбилеем!

Из авиационной династии

Его биографию можно назвать эталонной для авиастроителя. Он родился в Жуковском – самом авиационном городе России. Здесь работают ЦАГИ, ЛИИ им. М.М. Громова, ряд конструкторских бюро, а также испытательные центры известнейших авиационных фирм. Связь Владимира Николаевича с небом идет еще от деда, военного летчика, участника Корейской войны. По возвращении в Москву его приняли на работу в ЦАГИ, где он познакомился со своей будущей женой, бабушкой Владимира Николаевича. Оба родителя также связали свою жизнь с авиацией: мама работала в ЛИИ им. М.М. Громова, отец – в авиационном комплексе им. С.В. Ильюшина. Нет ничего удивительного, что Владимир, представитель настоящей авиационной династии, с детства был влюблен в небо и увлеченно постигал воздухоплавание и все, что с этим связано: занимался в кружке авиамоделирования, а когда пришла пора определяться с будущей профессией – поступил в МАИ на факультет самолето- и вертолетостроения.

Еще со студенческой скамьи Лавров начал работать в отделе проектов Экспериментального машиностроительного завода им. В.М. Мясищева. За этим «производственным», на первый взгляд, названием скрывается одно из ведущих конструкторских бюро нашей страны, известное неординарными решениями в области боевой и специальной авиации.

Спустя восемь лет начался новый этап: Владимир Николаевич перешел на работу в ОАО «ОКБ Сухого». Так сложилось, что в это время здесь собрались лучшие конструкторские силы России. Отдел общих видов ОКБ Сухого, в котором трудился Лавров, тогда работал особенно интенсивно. Шел поиск путей дальнейшего развития компании, добившейся в трудные 1990-е годы впечатляющих успехов на высококонкурентном мировом рынке авиатехники. Прорабатывались новые для «военного» КБ проекты: грузопассажирский самолет Су-80ГП, сельскохозяйственный Су-38, спортивные машины, беспилотные аппараты. Уникальная атмосфера «суховской» фирмы поощряла инициативу молодых конструкторов и способствовала реализации их смелых идей. Владимир Лавров был ведущим конструктором самолетной части многоразовой воздушно-космической системы «Клипер», создание которой ОКБ Сухого прорабатывало вместе с НПО «Энергия».

Уже тогда коллеги В.Н. Лаврова отмечали его широкую профессиональную эрудицию, коммуникабельность, принципиальную позицию в вопросах качества производства и безопасности полетов. Все это − одновременно с поиском нестандартных решений и кропотливой работой для достижения поставленной цели.

Нельзя не сказать о личном увлечении Владимира Николаевича, которое также неразрывно связано с авиацией: главный конструктор не только строит самолеты, но и любит и умеет их фотографировать. Его фотографии самых разных авиалайнеров украшают тематические сайты, есть они и в головном офисе компании.

«Суперджет». Начало

В начале 2000-х были определены новые приоритеты КБ в области гражданской авиации. Началась полномасштабная разработка ближнемагистрального авиалайнера «Суперджет», заместителем главного конструктора которого в 2006 году назначается Владимир Лавров.

Впечатляет объем инноваций, внедренных в те годы конструкторами компании «Гражданские самолеты Сухого» и работниками Комсомольского-на-Амуре авиазавода им. Ю.А. Гагарина. Полный переход только на цифровую конструкторскую документацию, перевод системы управления качеством на мировые стандарты, внедрение бесстапельной сборки, освоение новой для России процедуры сертификации гражданских воздушных судов с учетом требований не только российских, но и европейских авиационных властей EASA – вот далеко не полный перечень задач, в решении которых принимал непосредственное участие Владимир Лавров.

Два года Лавров провел в Комсомольске-на-Амуре, сопровождая постройку и отработку первых опытных самолетов. Об этом напряженном времени он сам рассказывал в интервью так: «Бессонные ночи конструктора в поиске решения − красивая сказка. У меня по ночам сил проснуться не было. В Комсомольске, если я появлялся в гостинице раньше полуночи, девочки на ресепшене спрашивали: «Владимир Николаевич, что случилось, почему вы так рано?» Или между собой тихонько: «Лавров сегодня пришел раньше двенадцати… Плохая примета».

Благодаря огромным усилиям в 2011 году был получен сертификат типа самолета RRJ-95. В этом же году Лавров стал главным конструктором самолета, а в следующем году «Суперджет» прошел сертификацию EASA, что стало безусловным успехом отечественной промышленности.

Эволюция авиалайнера

Чтобы оставаться конкурентоспособным, самолет должен непрерывно совершенствоваться, поэтому работа над ним продолжается и после получения сертификата. Любые усовершенствования всегда требуют сопряжения с действующими системами, поиска пространства для установки новых приборов и коммуникаций, решения вопросов энергоснабжения и многих других. Они также не должны вызывать массового переобучения летного и инженерно-технического персонала авиакомпаний.

Именно поэтому совершенствование эксплуатируемого самолета – это тонкая работа, требующая от главного конструктора неординарных решений и способности находить компромисс между идеями различных групп конструкторов, смежников, производственников и эксплуатантов.

Под руководством Владимира Лаврова проделана огромная работа. С 2011 года уполномоченные органы выдали на самолет RRJ-95 свыше 50 дополнений к сертификату, которые повысили возможности машины, улучшили ее летно-технические и эксплуатационные характеристики.

Упомянем лишь некоторые из них.

В 2013 году был сертифицирован вариант RRJ-95LR-100 с увеличенной взлетной массой и дальностью полета на 1000 км больше, чем в предыдущей версии.

По запросам эксплуатантов разработаны десятки вариантов компоновки пассажирского салона, с разным уровнем комфорта и вместимостью. Одноклассные, двухклассные, с повышенным комфортом, с увеличенной вместимостью. Сейчас максимальная пассажировместимость увеличена с первоначальных 98 до 103 мест.

Серией изменений типовой конструкции расширен диапазон эксплуатационных условий в части высоких и низких температур, сильного бокового ветра, высокогорья, навигации в северных широтах. «Суперджет» одинаково хорошо себя чувствует и в якутских морозах до минус 55 °С, и в африканской жаре до плюс 45 °С. Самолеты летают с равнины и высокогорных аэродромов, самый высокий из которых находится в Мексике, это аэропорт Тулука, с высотой более 2400 м над уровнем моря. Самолет сертифицирован на соответствие самым жестким требованиям не только по безопасности полетов, но и по экологии, по выбросам вредных веществ и по шуму на местности.

Разработаны, сертифицированы и успешно эксплуатируются не только пассажирские варианты самолета. В их числе: бизнес-джет повышенной комфортности, медицинская и конвертируемая версии лайнера. Специальные версии самолета эксплуатируются в МЧС РФ, СЛО «Россия», Королевских ВВС Таиланда, Госпогранслужбе Казахстана.

Непрерывно ведется работа по достижению проектного ресурса планера самолета в 54 000 полетов, 25 лет эксплуатации. С этой целью проводится анализ информации, поступающей от авиакомпаний, ведутся ресурсные испытания на нескольких площадках, на различных стендах, расположенных в ЦАГИ и СибНИА. Уже достигнуты показатели, превышающие все ранее полученные в СССР для самолетов такой размерности.

Самолет оснащен инновационной системой авионики, со «стеклянной» кабиной, полностью цифровой системой дистанционного управления с боковыми ручками, без механического резервирования, на момент сертификации самолета не имевшей аналогов в мировом авиастроении. Система авионики построена по открытой архитектуре интегрированной модульной авионики (ИМА), позволяет выполнять полеты по системам точной зональной навигации в полностью автоматическом режиме от взлета до посадки. Заход на посадку и посадка могут выполняться полностью автоматически по категории ИКАО IIIA.

Разработана, сертифицирована и уже эксплуатируется версия с улучшенными летно-техническими характеристиками, с инновационными законцовками крыла SABERLET.

Работа по развитию лайнера продолжается в том числе и в рамках программы импортозамещения – SSJ-NEW, где инновационные решения, опыт и технологии, полученные на программе разработки «Суперджета», переносятся на российские производственные площадки в интересах развития всей российской промышленности.

Самолет на все сто

Весной этого года у «Региональных самолетов», филиала ПАО «Корпорация «Иркут» − сразу два юбилея: 50 лет исполняется Владимиру Николаевичу Лаврову и 10 лет – с даты первого коммерческого рейса самолета «Суперджет 100».

За это время пассажиры и авиакомпании оценили преимущества нового лайнера. Несмотря на его скромные по сравнению с наиболее популярными зарубежными пассажирскими самолетами размеры, по комфорту пассажирская кабина не уступает, а в чем-то даже превосходит кабины более крупных машин.

Просторный высокий салон, широкие кресла и проход между ними, объемные багажные полки, удобные туалеты, вместительные багажные отсеки − все эти простые на обывательский взгляд удобства стоили большого труда КБ. Ведь обычно самолеты такой размерности дают куда меньше комфорта для размещения пассажиров и багажа. Это делается для обеспечения приемлемой топливной эффективности, так как размерный фактор играет против самолетов небольшой размерности.

Чтобы не идти на подобные компромиссы, конструкторы ГСС сделали ставку на инновации в аэродинамике. Крыло «Суперджета» по сей день является наиболее продвинутым в этом классе самолетов в части аэродинамических характеристик.

Пилоты любят «Суперджет» за простоту пилотирования и высокий уровень автоматизации управления полетом, что тоже редкость в классе 100-местных пассажирских самолетов. При этом стоимость летного часа эксплуатации «Суперджета» сопоставима с его прямыми конкурентами и заметно ниже, чем у более крупных Airbus А320 и Boeing 737.

Неудивительно, что сегодня роль «Суперджета» в воздушных перевозках устойчиво растет. По числу перевезенных пассажиров он лидирует среди всех региональных самолетов, эксплуатируемых отечественными авиакомпаниями. Благодаря десяткам новых маршрутов, открытых за последние два года, пассажиры получили возможность летать между городами России в обход Москвы. В пандемию именно «Суперджеты» взяли на себя рейсы, на которых более вместительные зарубежные самолеты стали нерентабельными.

Увеличивается число авиакомпаний, эксплуатирующих «Суперджет», постоянно растет пассажирооборот, расширяется маршрутная сеть по схеме «точка-в-точку», что стало возможным именно благодаря «Суперджетам». Все это показывает, что машина может не только эффективно эксплуатироваться, но и влиять на развитие транспортной сети страны, обеспечивая граждан возможностью передвигаться по нашей необъятной Родине быстро и с высоким комфортом.

Именно для этой цели работают инженеры, конструкторы, рабочие, испытатели, специалисты по качеству и сертификации и, разумеется, главный конструктор по программе «Суперджет» Владимир Николаевич Лавров, которого мы сегодня поздравляем с юбилеем.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer