Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Не летают самолеты и не ходят поезда: состояние региональной авиации России


28 мая 2021 года Александра Мельник, Экономика сегодня


Многочисленные и процветающие региональные аэропорты в России превращаются в легенду советского времени. ФБА «Экономика сегодня» проанализировало перспективы развития внутренней гражданской авиации.

Двумя днями ранее на официальном сайте правовой информации появилось распоряжение о закрытии 44 малых аэродромов для обслуживания судов гражданской авиации.

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал документ на основании ст. 50 Воздушного кодекса РФ, лишив тем самым права на полноценную работу аэропорты в Верхней Золотице, Енисейске, Богучанах, Лабожском, а также в Архангельской области и Ненецком АО.

В список попал один из первых российских деревенских аэропортов в Лопшеньге. В населенном пункте, расположенном недалеко от парка Онежское Поморье, проживают 200 человек. Они, как и многие россияне в деревнях и поселках, отрезаны от внешнего мира из-за плохих дорог и больших расстояний.

Быстро попасть в Лопшеньгу можно было только на самолете. Однако в последнее время состояние аэропорта не позволяло перевозчикам использовать новенькие машины, и туда с 1960-х годов «гоняли» проверенные советские Ан-2. Что полетит в деревню в будущем – сказать сложно. Но не исключено сохранение части рейсов и на старых самолетах.

Помимо перечисленных, прекратил работу аэропорт Айхал в Якутии, который с 2016 года входит в состав ФКП «Аэропорты Севера». Остальные объекты из списка должны закрыться в ближайшее время.

Ситуация складывается спорная – жители небольших населенных пунктов не понимают, как будут взаимодействовать с крупными городами с учетом непроходимости дорог.

В Министерстве транспорта РФ, комментируя решение правительства, пояснили, что распоряжение Мишустина изменяет только нормативную базу и не влияет на количество и частоту перевозок. Фактически все 44 аэродрома теперь будут называться посадочными площадками. Но смена наименования не меняет положения дел. 

Состояние отечественной гражданской авиации хорошо проиллюстрировано в результатах проверки исполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года №596 по развитию авиационной промышленности:

"Сокращение региональных и местных перевозок оказывает негативное воздействие на функционирование системы аэропортов в субъектах Российской Федерации. Многие из них находятся в критическом состоянии. Дезорганизация авиатранспортной структуры и другие отрицательные тенденции в сфере перевозок регионального и местного значения привели к нарушению авиатранспортного сообщения между административными центрами субъектов Российской Федерации. В настоящее время зачастую население Сибирского и Дальневосточного федеральных округов вынуждено добираться в соседние регионы через Москву, что вызывает удорожание поездок и дополнительную нагрузку на Московский авиационной узел".

Всего в Российской Федерации, по информации государственного реестра, числится около 250 аэродромов и вертодромов гражданской авиации, 91 из которых обладает статусом федерального значения.

Точки разбросаны на 17 млн километров общей площади страны. На карте серым цветом отмечены недействующие, красным – военные, а синим – действующие аэродромы. Если верить данным Межрегиональной общественной организации, входящей в состав международного совета АОПА, общее количество последних меньше, чем в американском штате Аляска, где зарегистрировано 285 аэропортов.

В СССР было по-другому

История советского времени может похвастаться статистикой: до массового «упразднения» работающих аэродромов насчитывалось более 1000. Например, до 1993 года в стране действовало 1450 аэродромов и аэропортов.

До распада СССР региональные воздушные линии имели больший пассажиропоток, чем магистральные, рассказал ФБА «Экономика сегодня» редактор портала Avia.ru, авиаэксперт Роман Гусаров.

«Нужно понимать, что в Советском Союзе люди очень редко летали за границу и путешествовали, но зато в каждую деревню, поселок в горах или в северной части страны можно было попасть на том же Ан-2 или вертолете.

Только в СССР деньги никто не считал, экономика была плановой, никто не задумывался о рентабельности таких полетов. Современная Россия себе такого позволить не может, поэтому в каждую деревню самолеты не летают, а растет число магистральных рейсов на больших самолетах», – объясняет парадоксальное расхождение данных Гусаров.

По состоянию на 2018 год в государственном реестре гражданской авиации было зарегистрировано 228 аэродромов, из них 170 с искусственными взлетно-посадочными полосами. Категорированных аэродромов числилось 47, а посадочных площадок – 2057.

Теперь же, в соответствии с перечнем Министерства транспорта Российской Федерации, 251 аэропорт считается не действующим. Окончательно закрыто более 1000, по данным Межрегиональной общественной организации, входящей в состав международного совета АОПА.

Генеральный директор ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачев и член экспертного совета Росавиации, эксперт Международной организации гражданской авиации Виталий Бордунов подсчитали, что количество внутренних воздушных перевозок продолжает сокращаться, оказывая влияние на транспортные связи с такими отдаленными регионами, как Сибирь и Крайний Север, Дальний Восток.

Нужно что-то предпринять

Плохое дорожное покрытие межрегиональных трасс, бездорожье и большие расстояния между населенными пунктами автоматически обострили проблему внутреннего передвижения россиян. Аэропорты закрывали полностью или оставляли с заросшими сорняками разбитыми взлетными полосами, по которым даже Ан-2, выходя на взлет, проносился с пугающим грохотом.

Вероятно, опасаясь окончательного исчезновения экономически важных для построения логистических связей аэродромов в отдаленных от федерального центра частях государства, власти решили разработать план строительства новых хотя бы в Дальневосточном федеральном округе (ДФО).

Министерство Российской Федерации по развитию ДФО и Арктики выступало с 2013 года государственным заказчиком в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России в период 2010–2021 годов».

Ведомство ранее указывало, что на выполнение всех поставленных целей потребуется 35,5 млрд рублей, где 4,5 млрд рублей должны уйти именно на ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года».

Первоначальная редакция предусматривала гораздо большую сумму – Минвостокразвития рассчитывало на 73,6 млрд рублей. На эти деньги до 2017 года должны были организовать работы по строительству и реконструкции 39 аэропортов и одной посадочной площадки.

Однако позднее вице-премьер, полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев констатировал, что в 2013 году из государственных целевых программ на развитие аэропортного хозяйства в итоге выделили 106,1 млрд рублей, но из них более 64 млрд рублей пропали в силу несвоевременно проведенной государственной экспертизы и плохо подготовленных проектов.

Все средства перераспределили, не построив и не реконструировав ни одного аэропорта. Оценивая такие результаты, Трутнев подчеркивал, что на тот момент около 70% территорий Дальневосточного региона не обладают достаточной авиационной доступностью.

Спустя год, в апреле 2018-го, стало известно, что Министерство транспорта РФ готовит новую программу по строительству и реконструкции аэродромов. На этот раз планировалось создать 61 в течение шести лет и потратить на это от 100 млрд до 145 млрд рублей. В ведомстве поясняли, что строить инфраструктуру собираются за государственный счет, а терминалы – на деньги бизнеса, вовлеченность которого позволила бы развивать большое количество региональных аэропортов.

Деревни на карте и частный бизнес

Пример Дальнего Востока, где крупные аэропорты принадлежат частникам, демонстрирует обратную тенденцию. Например, наибольшее число аэродромов находится в руках владельца компании ООО «Новапорт», входящего в группу компаний AEON Corporation, Романа Троценко. Речь идет о воротах Забайкалья и Бурятии, а также международных аэропортах Читы и Улан-Удэ.

Председателем совета директоров АО «Хабаровский аэропорт» является Константин Басюк, по совместительству владелец УК «КОМАКС». Камчатским аэропортом, писало издание «ФедералПресс», фактически управляет холдинг «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга, а ключ от воздушных ворот во Владивостоке принадлежит олигарху Олегу Дерипаске.

Пассажиропоток каждого из них превышает 1 млн человек в год. Но большинство аэропортов в регионе – это грунтовые аэродромы в небольших удаленных селах с населением около 500 человек.

Авиаэксперт Роман Гусаров считает малое число региональных аэродромов в России проблемой нашего времени. В первую очередь от этого страдают те регионы, где ввиду климатических и географических особенностей нет альтернативных наземных или водных путей.

«Это Якутия, Камчатка, Сибирь, Сахалин, Дальний Восток с огромными территориями и низкой плотностью населения. И людям при этом как-то нужно там жить и передвигаться по стране. По Якутии приблизительно разбросано около 40 грунтовых небольших аэродромов, которые позволяют кое-как сохранять связь с «большой землей», летать за продуктами, лекарствами или чем-то еще», – сетует собеседник ФБА «Экономика сегодня».

В последнее время на Дальнем Востоке продолжает работать одна шестая часть от 470 аэропортов и посадочных площадок, оставшихся в регионе после 1991 года. По данным Минвостокразвития, сейчас  активны 82 аэродрома, но не более половины из них оснащены взлетными полосами с твердым покрытием. При этом износ покрытия всей региональной авиационной инфраструктуры составляет 80%.

Не только на Востоке Дальнем

Проблема с развитием авиационного хозяйства наблюдалась и в другом регионе. С 2014 года на Сахалине не могли завершить работы по достройке аэропорта в Южно-Сахалинске. Начал их экс-мэр Андрей Лобкин, который, писал «Коммерсантъ», покинул пост из-за скандала с иностранным гражданством.

Эстафетная палочка должна была перейти к другому политику, однако после нового скандала, разгоревшегося на фоне ареста губернатора Александра Хорошавина, стройка остановилась. Работы возобновили в 2017 году, но в 2019 году проект решили изменить, не рассчитав, что в 2020 году общая стоимость увеличится.

Из-за этого местные власти планировали привлечь частного инвестора, но под присмотром Федеральной антимонопольной службы им пришлось открыть тендер. Кто выиграл торги, стало известно только в марте 2021 года. Как завершится процесс – остается только предполагать.

«Да, самолеты летают, но не в тех объемах, которые необходимы. Плюс техника постоянно не меняется на новую, а полеты недоступны по себестоимости. Мы подошли к той черте, когда вся старая техника советская дорабатывает ресурс. Какие-то похожие самолеты, приспособленные к российским условиям эксплуатации, в разы дороже. И, как показала жизнь, частный бизнес в авиационные проекты такого масштаба не вкладывается, и проблемы пытается решать государство», – добавил эксперт Роман Гусаров.  

Согласно указу президента Владимира Путина №204, Правительство РФ распоряжением №2101-р утвердило комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, за счет реализации которого власти должны за указанный период увеличить авиационную подвижность населения и долю пассажиропотока по маршрутам, минуя Москву, минимум до 50%.

Как правительство будет выполнять поручение дальше, предугадать невозможно, ведь кроме неполноценности авиационной инфраструктуры существуют и другие, не менее серьезные проблемы, связанные с созданием отечественных самолетов и их эксплуатацией.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer