Очередной день построения воздушной блокады Белоруссии со стороны ЕС выдался хаотичным. Эстония присоединилась к запрету авиасообщения с Минском, «Белавиа» отменила рейсы еще в восемь стран. Неожиданно Россия не пустила в Москву рейс Air France в среду и Austrian Airlines в четверг: перевозчики собирались облететь Белоруссию, но разрешений так и не дождались. И если с французами все понятно, то с австрийцами история таинственная, признает главред портала Avia.ru Роман Гусаров:
«Мы говорим, что Россия как бы не пустила рейс Air France в обход Белоруссии, но это некорректно. Дело в том, что этот рейс не регулярный, а чартерный. Сейчас регулярного авиасообщения со стороны Европы с большинством стран нет из-за пандемии. Чартерные рейсы выполняются на основе разовых разрешений. Так вот разовое разрешение на полет этого рейса было, просто Air France решила им не воспользоваться, а запросила другое разрешение, в обход Белоруссии, и не получила его. То есть говорить о том, что Россия не пустила французский рейс, нельзя. Другие авиакомпании, как было хорошо заметно на сервисе Flightradars24, совершенно спокойно летали над Белоруссией. Почему второе разрешение не дали, я не знаю. Была ли какая-то мотивация или просто технически не успели, но этот рейс принимали, ожидали и были готовы принять».
Кроме этих двух рейсов, все остальные спокойно пролетели через воздушное пространство Белоруссии. Так, выполнил рейс самолет из Сербии, было два рейса из Франкфурта, один в Гуанчжоу, другой в Гонконг. Правда, оба выполнялись азиатскими компаниями. Был рейс из Парижа в Ташкент. Больше всего было самолетов из Москвы в Калининград и обратно — «Белавиа» все-таки свои рейсы туда отменила из-за закрытой Литвы.
И вот уже вечером появляются сообщения, что неразбериха с рейсами французов и австрийцев — это техническая проблема. Как сообщил РБК источник, близкий к Минтрансу, проблемы были из-за «проработки обновленных маршрутов лайнеров». Это похоже на правду — быстро поменять маршрут не позволяет закон, говорит авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин:
«По российскому законодательству точка входа в воздушное пространство России согласуется один раз, когда подается заявка, даются допуски и все остальное. Для чартерных рейсов в зависимости от их частоты нужно подавать заявку в срок от пяти дней до двух недель, соответственно, в этом и проблема, то есть нельзя просто так взять и начать облетать Белоруссию».
Параллельно Михаил Мишустин прилетел в Минск и встретился с премьер-министром Белоруссии. Минск призвал восстановить полное авиасообщение между странами, как было в доковидные времена, но целесообразность такого решения теперь вызывает сомнения, говорят эксперты. Все-таки летать в Минск для россиян стало не так интересно. Скорее Москва превращается для белорусов в транспортный хаб.
Глава МИД Сергей Лавров заявил о том, что «не надо демонизировать власти Белоруссии», и сказал, что прибалтийские страны ведут себя неприлично. Это он, в частности, о Литве, которая первая официально закрыла свое небо для пролета белорусских лайнеров. Притом что как такового решения от ЕС на это не было — транзитные перелеты не запрещались, были только разговоры о запрете сажать белорусские самолеты в аэропортах ЕС. В резолюции, которую цитировал ТАСС, указана туманная формулировка «ЕС призвал запретить», но это не решение. Поэтому все страны, закрывающие свое небо, сейчас действуют на опережение.
Параллельно выступил Жозеп Боррель — пригрозил Белоруссии секторальными санкциями, и не только в части ограничений экспорта калия, но и транзита российского газа через Белоруссию — то есть добрались уже до газопровода Ямал — Европа. И запреты России принимать рейсы, облетающие Белоруссию, выглядят как ответный политический жест, считает главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов:
«Это, безусловно, политический жест, связанный с категорическим неприятием тех мер, которые принимает Европейский союз, и неприятием этой идеи воздушной блокады Белоруссии. Вероятно, расчет на то, что хаотизация авиасообщения, которая неизбежно последует за этими мерами, и неизбежные сбои заставят европейцев нажать на тормоза. Пойдут ли европейцы на принцип — это вопрос. Потому что, с одной стороны, им самим тоже это все дико неудобно. Ну, вероятно, им надо выдержать характер и лицо сохранить, чтобы показать, что политика ЕС — это не просто болтовня, это консолидированное решение. Но тут мы имеем классический пример поведения в духе «кто первый моргнет».
Не считая сторонних уголовных дел и санкций, Белоруссию лишили еще одного турнира — чемпионата Европы по велотреку, как раз из-за закрытого неба. А на экс-главреда Nexta Романа Протасевича завели дело в самопровозглашенной ЛНР за то, что тот, как заявляется, участвовал в конфликте в Донбассе на стороне Киева.
Как уточнял в своей речи Сергей Лавров, Минск сразу выразил готовность сотрудничать при расследовании инцидента с рейсом Ryanair. Его как будто подслушали в Международной организации гражданской авиации. Вечером в четверг министр транспорта Ирландии заявил, что ИКАО приняла решение это расследование провести. И начнут, они, видимо, с сообщения Reuters о том, что письмо о минировании самолета Ryanair было направлено уже после того, как борт перенаправили на экстренную посадку в Минск.