Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Посадка лайнера Ryanair обернулась последствиями


28 мая 2021 года Даниил Бабкин, КоммерсантЪ


Инцидент с самолетом Ryanair расследуют на международном уровне. Россия приветствует это решение, но принимать участие не будет. Международная организация гражданской авиации начинает масштабную проверку всех обстоятельств случившегося в Белоруссии. К чему могут прийти специалисты? И какими будут последствия? Разбирался Даниил Бабкин.

Акт государственного пиратства, атака на европейскую авиационную безопасность, угон самолета — как только европейские политики не называли экстренную посадку самолета с журналистом Романом Протасевичем на борту. Они и призвали к расследованию инцидента над Белоруссией. Теперь один из ключевых вопросов — а подвергли ли действия властей опасности жизни пассажиров?

Александр Лукашенко все обвинения отрицает, но если бы опасности не было, ICAO расследование бы не начала, говорит авиаэксперт Вадим Лукашевич: «Сам факт того, что ICAO согласилась провести расследование, а ICAO как структура ООН совершенно не политическая организация, говорит как раз о том, что в данном случае была угроза безопасности. Одно и то же событие рассматривается совершенно разными структурами. Прошло закрытое совещание Совета безопасности ООН, здесь чисто политика, и теперь ICAO — специализированная структура ООН, занимающаяся обеспечением гражданских авиаперевозок, будет рассматривать технический аспект.

Мы должны понимать, что произошедшее не имеет аналогов, именно поэтому мы пока не знаем, какими будут последствия. Не было таких прецедентов. Этот механизм еще предстоит создать даже не для того, чтобы наказать Белоруссию, она уже наказана, а для того, чтобы это не повторялось. Необходимо дать некую правовую оценку, что можно, а что нельзя. Какое-либо другое расследование, допустим, на уровне ООН, ни к чему не приведет, у ряда стран есть право вето, а национальные расследования внутри какой-то отдельной страны не будут иметь международных юридических последствий. Может так случиться, что действия по запрету полетов, потом будут ICAO облачены в некую нормативную базу, то есть жизнь опередила нормативную базу, и потом уже была зафиксирована в юридических документах».

Не дожидаясь правовой оценки, глава самой Ryanair обвинил белорусские власти во лжи. Они, по его версии, опубликовали неточную расшифровку переговоров пилотов и диспетчеров: последние, якобы, проигнорировали просьбу связаться с авиакомпанией, чтобы согласовать действия после сообщения о бомбе. Самолет был развернут под фальшивым предлогом, заключил Майкл О'Лири. Теперь эти детали изучит комиссия, говорит заслуженный пилот России Юрий Сытник: «Определят, было ли принуждение к посадке борта Ryanair, зачем белорусская сторона подняла МиГ-29, с какой целью: чтобы принудить к посадке, чтобы его сбить, чтобы его сопроводить, чтобы определить место падения в случае повреждения этого самолета или, наоборот, чтобы быстрее оказать помощь пассажирам и экипажу. Самим белорусам выгоднее, чтобы это был международный источник, причем экспертный, который расставит все точки над i.

Будет изучаться план полета, подготовка экипажа, радиообмен, данные, которые поступили в Минск и Вильнюс о заложенном устройстве в самолете. Затем действия командира будут изучаться, правильно ли он принял решение сесть в Минске. Будут опрошены диспетчеры Минска, на каком основании они рекомендовали экипажу провести посадку в Минске, если он следовал в Вильнюс».

На днях швейцарский почтовый сервис ProtonMail сообщил, что сообщение о бомбе на борту Ryanair отправили уже после поворота судна на Минск. Наверняка комиссия рассмотрит и этот вопрос. Как и то, почему для сопровождения самолета Белоруссия подняла в воздух истребитель Миг-29. Александр Лукашенко заявляет, что это было нужно для защиты атомной станции, которая оказалась поблизости, но такие аргументы не очень убедительны, считает заслуженный пилот России Виктор Саженин: «Никакого сопровождения здесь не требуется, это от лукавого, какую помощь он мог оказать — для меня это непонятно. На такой высоте охранять белорусскую АЭС невозможно».

Ожидается, что первые результаты расследования будут опубликованы 25 июня. Могут ли они привести к еще более серьезным последствиям для Белоруссии? Скорее всего, нет, ведь полномочия ICAO заканчиваются на техническом докладе. Конечно, некоторые страны могут обратиться в совет организации, но и его карательные функции невелики, объясняет руководитель международной практики правозащитной группы «Агора» Кирилл Коротеев: «Один из ключевых вопросов в этой ситуации состоит в том, подвергли ли белорусские власти опасности жизни пассажиров и экипажа, когда требовали посадки от самолета на основании ложных, причем, видимо, заведомо ложных данных о заложенной бомбе.

По Чикагской конвенции 1944 года расследования ICAO заканчиваются только докладом, никаких формальных и обязательных решений сам по себе совет ICAO принимать не может.

Когда одно из государств начнет переговоры с Белоруссией, эти переговоры ничем не увенчаются, после этого государство обратится в совет ICAO, тогда по конвенции он может принять только одно из двух решений: либо отзыв лицензии, если авиакомпания нарушает международные стандарты, либо приостановление права голосования Ассамблеи государств-участников ICAO. Это не выглядит, наверное, как что-то особо жестокое».

Участники саммита ЕС постановили запретить авиакомпаниям Белоруссии летать в Евросоюз, а европейским перевозчикам рекомендовали не заходить в белорусское воздушное пространство. Это грозит большими потерями для авиаотрасли страны, к тому же ЕС планирует санкции, которые могут ударить по ключевым белорусским экспортным компаниям. И чем бы ни кончилось расследование, за принуждение к посадке страна уже наказана, говорит главный редактор Carnegie.ru Александр Баунов: «Мне кажется, что они уже сделали то, что собирались, не дожидаясь решения ICAO: облет пространства, запрет “Белавиа”. Они не ждали никаких выводов, им эта ситуация кажется очевидной. Они, естественно, поддержат это расследование, кроме того, что выводы, скорее всего, будут такие же, к каким они сами пришли, поэтому, на мой взгляд, ничего это не добавит к авиационным санкциям.

Беларусь в экономическом отношении — почти регион Российской Федерации. В ситуации, когда мы противостоим Западу, Лукашенко — это союзник и в каком-то смысле ценный актив».

Глава Ryanair заявил, что в Минске с самолета сошли три человека, он назвал их сотрудниками КГБ. Насколько это соответствует действительности — непонятно, Минск все отрицает, а Москва старается не реагировать. Чем бы ни кончилось расследование, репутация Белоруссии значительно пострадала. В очередной раз.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд



Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer