Американское издание Popular Mechanics опубликовало статью, в которой говорится о желании Пентагона переоборудовать военно-транспортное воздушное судно С-130 Hercules в гидросамолет, напоминающий российский Бе-200 «Альтаир». Авторы материала отмечают, что в результате реализации подобной идеи «Геркулес» получит большую грузоподъемность и дальность, а также сможет проводить работы в море, в частности с субмаринами.
«В любом будущем конфликте важнейшими полями сражений станут водные пути, такие как Южно-Китайское, Охотское, Балтийское и Желтое моря и Персидский залив. Гидросамолет помог бы предотвратить такие конфликты, если бы потенциальные противники знали, что США могут безнаказанно входить и выходить из спорных вод», – пишет Popular Mechanics.
Однако такой проект может оказаться неподъемным для США. Процесс переоборудования, как отметил в беседе с корреспондентом «ПолитРоссии» эксперт комитета по транспорту ГД РФ, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, сулит американским конструкторам целый ряд непреодолимых технологических препятствий.
«Гидросамолеты изначально проектируются как летающие лодки, то есть это практически корабль с крыльями. У него должен быть довольно прочный, гидрообтекаемый фюзеляж с определенной плавучестью. Там огромное количество дополнительных требований. То есть создать гидросамолет значительно сложнее, чем обычный: приземление куда проще, чем приводнение, нагрузки на конструкцию куда больше при приводнении, чем при приземлении на обычную полосу на колеса», – рассказывает эксперт.
Помимо прочего, необходимо значительно модернизировать силовой агрегат, поскольку должны учитываться высота установки двигателей (во избежание попадания воды) и его конструкция, которая предполагала бы защиту от агрессивной среды, например, соленой воды.
«Поэтому у нас созданием гидросамолетов занимается отдельное КБ Бериева (Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева – прим.ред.). Используются гидросамолеты совершенно по различным назначениям. Как мы знаем, Бе-200 – это самолет, который эксплуатирует МЧС как противопожарный (может сбрасывать порядка 20 тонн воды в очаг возгорания). Он может даже использоваться как пассажирский самолет, но в тех регионах, где нет аэродрома, зато есть большие водные пространства с достаточно спокойной водой, без волны», – отметил Роман Гусаров.
Так, например, в 2013 году президент России Владимир Путин прилетел на Селигер на борту самолета-амфибии Бе-200, чтобы пообщаться с участниками молодежного форума.
«Бе-200 также может использоваться в качестве эвакуации людей. Допустим, при лесных пожарах необходимо вывезти какой-то поселок, опять-таки нет аэродрома, зато есть большой водоем, с которого можно забрать жителей. Салон самолета достаточно вместительный», – добавил главный редактор портала Avia.ru.
В общем, «Альтаир» можно использовать как самолет специального назначения. Собственно, в советское время такие гидросамолеты проектировались для нужд оборонного ведомства. И, например, Минобороны РФ в 2013 году готовилось к приобретению двух Бе-200 для проведения поисковых операций, однако в итоге отказалось от этой идеи. Все же существует высокий риск при эксплуатации самолета в открытом море или океане, где полный штиль – довольно редкое явление. «Альтаир» наиболее эффективен именно в борьбе с огненной стихией.
Однако Пентагон, как пишет Popular Mechanics, рассчитывает с помощью такого летательного аппарата доставлять американский коммандос к очагам возможных конфликтов. И это довольно спорная идея: США не использовали гидросамолеты после вывода P5M Marlin из эксплуатации в 1950-х годах вот уже несколько десятилетий и, судя по всему, не совсем понимают, как разработать такой проект.
«C-130 и Бе-200 – совершенно разные самолеты. Потому что Hercules – транспортный самолет, а “Альтаир” изначально создавался как гидросамолет. И между гидросамолетом и обычным воздушным судном огромная разница», – отметил эксперт комитета ГД РФ по транспорту.
Переоборудование С-130 в копию российского самолета может обернуться для США неприятным сюрпризом.
«По сути, гидросамолет – это летающая лодка. И сделать из обычного самолета гидросамолет можно лишь в том случае, если он имеет небольшие размеры, поставив поплавковые шасси. Если же речь идет о большом воздушном судне, то его фюзеляж вообще никак не приспособлен для посадки на воду. Я не знаю случаев переделки больших самолетов в гидросамолеты, это прецедент. По сути, это как создать новый самолет. То же самое, как сделать из дирижабля самолет. Для посадки на воду обычный большой самолет, все равно что дирижабль, никак не приспособлен: он просто развалится, что с ним не делай. Необходимо практически все переделать, перепроектировать, я не вижу в этом какой-то здравый смысл», – заключил Роман Гусаров.
Ранее «ПолитРоссия» представила экспертное мнение о не имеющем аналогов в мире новом пассажирском самолете отечественной разработки МС-21.