Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Троценко предупредил о сокращении авиарейсов в обход Москвы


19 мая 2021 года Артём Кореняко, РБК


Владелец «Новапорта» Роман Троценко предупредил о риске срыва поручения президента — об увеличении полетов в обход Москвы — из-за новых условий их субсидирования. Из-за этого может пострадать крупнейшая частная авиакомпания S7.

Роман Троценко, владелец крупнейшего аэропортового холдинга «Новапорт» (объединяет 22 региональных аэропорта), раскритиковал новые условия распределения госсубсидий на выполнение внутренних регулярных пассажирских рейсов, принятые в конце 2020 года. Эти изменения (начали действовать в 2021 году) приведут к «сокращению региональной сети маршрутов», поскольку изменился принцип распределения субсидий: приоритет отдается компаниям с наибольшим количеством российской авиатехники.

Об этом говорится в презентации бизнесмена, которую он представил 28 апреля на заседании комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по транспорту и транспортной инфраструктуре. У РБК есть копия документа.

По новым правилам субсидии смогут получать только «некоторое количество крупных компаний», и они будут сконцентрированы в Москве, где базируются перевозчики с максимальным количеством Superjet в парке — авиакомпании «Аэрофлот» и «Россия», следует из презентации. Это противоречит майскому указу Владимира Путина, подписанному в 2018 году, который предусматривает, что к 2024 году межрегиональные авиаперевозки в обход Москвы должны составить к 2024 году до 50% от общего количества внутренних рейсов (показатель по итогам 2020-го — около 44%). Из-за изменений принципов распределения субсидий происходит «негативный слом», снижающий долю таких перелетов, заявил бизнесмен.

Все решения, касающиеся условий предоставления субсидий, проходят необходимые процедуры согласования с «причастными структурами и представителями общественности», утверждает представитель Минтранса. По его словам, господдержка перевозок «обеспечивает сбалансированное развитие региональных и московских направлений».

Как изменились подходы к субсидированию полетов

В России действуют две основные программы субсидирования внутренних авиарейсов — в рамках постановлений правительства № 1242 от 25 декабря 2013 года и № 215 от 2 марта 2018 года.

Первая программа направлена на формирование маршрутной сети в обход Москвы преимущественно на региональных самолетах. В 2020 году 23 авиакомпании (крупнейшая из них — S7, подконтрольная семье Владислава Филева, ее базовый аэропорт в Новосибирске входит в холдинг «Новапорт») получили по ней свыше 9 млрд руб., выполнили 49,4 тыс. рейсов по 389 маршрутам и перевезли более 2 млн пассажиров, указывал глава Росавиации Александр Нерадько в марте 2021 года на расширенном заседании коллегии ведомства.

Вторая программа касается перевозки незащищенных групп населения по специальным тарифам на магистральных маршрутах, в том числе через Москву. В 2020 году 13 авиакомпаний (в ней участвовали «Аэрофлот», S7 и «Уральские авиалинии») получили более 6,3 млрд руб. субсидий и перевезли 753,9 тыс. пассажиров по 134 маршрутам, в том числе 102 тыс. на Дальний Восток и обратно, 25 тыс. — в Симферополь, 7 тыс. — из Калининграда.

За период действия этих двух программ с 2013 по 2020 год господдержка способствовала развитию региональных перевозок в обход Москвы, заявил Троценко, выступая на заседании комиссии РСПП: доля таких рейсов выросла с 37% в 2017 году до 44% в 2020-м. На московском направлении в 2020 году субсидировались только 9% рейсов, на региональных направлениях — 43%.

Но такие принципы распределения субсидий критиковал Виталий Савельев, который до ноября прошлого года возглавлял «Аэрофлот». За время пандемии перевозчик уступил первое место S7 на фоне приостановки полетов за рубеж и переориентации на внутренние рейсы. «Они (S7) летают не только из столичного Домодедово, но и из новосибирского Толмачево. При этом на них распространяется постановление правительства № 1242 о субсидировании региональных перевозок внутри России, подчеркиваю, не из Москвы, — говорил он летом 2020 года. — Им помогают — они летают. А мы не можем. Более 240 машин из 360 встали на прикол». «Аэрофлоту» удалось вернуть первое место только по итогам апреля 2021 года.

После перехода Савельева на пост министра транспорта правительство стало менять принципы субсидирования авиаперевозок. Уже в конце ноября 2020 года Росавиация объявила, что около 70% от общей суммы субсидий, предоставляемых по постановлению № 1242, будут использованы на маршрутах, по которым летают российские региональные самолеты Superjet 100. А в январе 2021 года премьер Михаил Мишустин внес изменения и в постановление № 215, которые также предполагают приоритет при предоставлении поддержки авиакомпаниям с самолетами российского производства, отмечает главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.

«Приоритеты, обозначенные в корректировках к постановлению [№ 215], сформированы исходя из основ государственной политики в области гражданской авиации и потребностей регионов», — утверждает представитель Минтранса. По данным пресс-службы Минфина, в 2021 году на реализацию мероприятий постановления № 1242 в 2021 году предусмотрено 7,7 млрд руб., в 2022–2023 годах — по 9,3 млрд. руб. ежегодно. На программу субсидирования перевозок в рамках постановления № 215 в 2021–2023 годах — 5,8 млрд руб. ежегодно, сообщил представитель ведомства.

В чем Троценко увидел риск

Из-за изменения принципа распределения субсидий только за первые четыре месяца 2021 года доля регулярных рейсов в обход Москвы снизилась на 1 п.п., до 43%, следует из презентации «Новапорта». Согласно документу, количество субсидируемых маршрутов уже сократилось на 16%, до 266 (из 95 городов). «Приоритет [авиакомпаниям с] SSJ приводит к тому, что при одинаковом выделенном объеме средств сокращается частота выполнения полетов на направлении и в целом сокращается маршрутная региональная сеть. Остаются неохваченными маршруты с короткими дистанциями, нуждающиеся в максимальной поддержке», — указывает Троценко.

Теперь меры поддержки применяются не к направлениям полетов, а к перевозчикам. «В сегодняшней ситуации новые принципы распределения приведут к концентрации субсидий в Москве», — указывает бизнесмен. Борисов также предупреждает о риске такого перекоса маршрутной сети компаний, получающих большинство субсидий.

Условие о максимальном количестве российской авиатехники фактически сформулировано «под одну из российских авиакомпаний», добавила пресс-секретарь S7 Group Ирина Дунькова. Она не назвала эту компанию, но крупнейший эксплуатант Superjet — группа «Аэрофлот» (с 2021 года одноименная авиакомпания «Аэрофлот» начала передавать российские суда другой компании группы — «России»). РБК направил запрос в пресс-службу «Аэрофлота».

Изменения принципов предоставления субсидий также могут привести к замедлению восстановления рынка внутренних перевозок, говорит Дунькова. В первом квартале 2021 года российские авиакомпании на рейсах внутри страны перевезли почти 15 млн пассажиров, что на 2% больше по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.

Правительству будет рекомендовано вернуться к принципу распределения субсидий по маршрутам, а не по авиакомпаниям — в целях сохранения устоявшейся межрегиональной сети маршрутов, указано в проекте протокола заседания комиссии РСПП, с которым ознакомился РБК (пока не подписан). «Предложения РСПП в правительство не поступали», — сообщили в пресс-службе правительства.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer