МКС списывать еще рано, уверял глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин полгода назад. Но, кажется, несколько трещин на станции разочаровали российских управленцев. Комплекс «серьезно устарел», объяснил вице-премьер Юрий Борисов. И теперь в планах своя орбитальная станция. А еще — полеты на Луну и Марс, рассказал Рогозин в шоу «Вечерний Ургант»: «Мы-то летали, летаем и будем летать. И у нас сейчас будет новый корабль — “Орел”. Он будет четырехместный и многоразовый: три полета к Луне, 10 — к МКС, хотите?»
Национальную космическую станцию разрабатывают с середины нулевых. Предполагается, что называться она будет РОСС и не просто заменит МКС, а послужит базой для российской лунной программы. На полеты к спутнику Земли сделали ставку и в США. Только в программе «Артемида» поучаствуют космонавты из Европы, Японии, Великобритании и других стран. А Россия, видимо, будет действовать в одиночку, предполагает член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин: «Любой международный проект — это жесткие сроки. В любом проекте национальных масштабов сроки будут сдвигаться вправо.
На мой взгляд, движение к Луне и к Марсу в рамках национальных проектов невозможно ни в одной стране.
В прессу попадает информация, что станция носит название, которое, мягко говоря, не предполагает международную кооперацию. Мне бы очень хотелось, чтобы проект изначально формировался как международный. Простите, но об этом объявлять должен не руководитель “Роскосмоса” и не вице-премьер, а президент».
В последнее время на МКС неполадки действительно участились, а срок ее использования неоднократно продлевался. Этим можно объяснить необходимость создания собственной космической станции. Только российские космические партнеры от МКС пока не отказываются. NASA, например, планирует сдавать свои отсеки частным компаниям. И с финансовой точки зрения России было бы выгоднее не уходить из проекта, считает популяризатор космонавтики Виталий Егоров:
«Предполагается, что МКС будет эксплуатироваться и дальше. Продолжать использовать ее для космической деятельности выгоднее финансово. Трещины в данном случае просто используются как удобный повод. Это больше политически обоснованное решение, главная цель которого — избавиться от связей с США в космосе».
Стоить российская космическая станция может немало. По оценкам источника «Интерфакса», речь может идти о $6 млрд. Впрочем, это неважно, ведь когда затрагиваются национальные проекты, денег жалеть нельзя, считает космонавт Павел Виноградов. К тому же наклонение орбиты станции будет примерно на 15 градусов больше, чем у МКС. Это откроет новые возможности, уверен он: «Дешевым космос не бывает. Не надо переводить все в меркантильные подсчеты. Мы работаем по своей программе, она у нас определена и понятна.
Мы собираемся делать российскую орбитальную станцию с достаточно большим наклонением, так, чтобы траектория станции покрывала всю Россию, в том числе и Арктику.
Это будет большой плюс. Дальше уже за нами начинают опять подтягиваться. У России так и написано на роду — быть всегда первой».
Еще одним отечественным прорывом будет создание транспортно-энергетического комплекса с ядерной установкой, заявил Дмитрий Рогозин. Это буксир, который переводит аппараты с орбиты на орбиту. Предполагается, что он позволит летать в дальний космос, на Луну и Марс. Правда, сейчас проект испытывает некоторые трудности, говорит руководитель Института космической политики Иван Моисеев: «Все равно мало что остается. Это был проект, созданный еще при президенте Дмитрии Медведеве. В 2018 году должны были составляться первые тестовые полеты. Но до них пока еще очень далеко. Проект столкнулся с техническими трудностями, и финансирование было уменьшено.
Соединенные Штаты тратят на космос больше, чем все остальные страны вместе взятые. У нас космос целиком государственный, все деньги из бюджета».
Семь лет назад Дмитрий Рогозин предложил США доставлять своих астронавтов на МКС с помощью батута. С тех пор многое изменилось: американцы почти полностью отказались от «кресел» в российских кораблях, на которых, по словам экспертов, «Роскосмос» хорошо зарабатывал. А теперь Россия и вовсе планирует выйти из проекта. Однако вопросы к тому, как и когда заработает отечественная станция, остаются.