Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Космическое белье: что у космонавтов под скафандром


12 апреля 2021 года РИА Новости


В космосе нет времен года и одежды на каждый новый сезон, зато требования к качеству изделий строже, чем в модных домах с мировыми именами. Сегодня специалистов международной космической станции (МКС) "одевают" три страны: Америка, Япония и Россия. Какой должна быть одежда для тех, кто отправится к звездам, к 60-летию первого полета человека в космос РИА Новости рассказала Светлана Крютченко, генеральный директор компании "Кентавр-Наука", где производят эти особенные вещи.

Мода в космосе

На каждое изделие, которое будут носить космонавты, неважно, на махровые носки, шорты или футболку заводят толстую папку с документами. Одежду описывают во всех подробностях: свойства ткани, швы, красители. В таких условиях не может быть привычного нам дизайнерского "полета фантазии", но производители все-таки работают с цветом и пожеланиями космонавтов. Изделия изготавливают по индивидуальным меркам каждого члена экипажа.

"Эстетические требования к одежде тесно связаны с направлением современной моды. Именно мода определяет силуэт, формы, степень прилегания, элементы отделки, цвета и их сочетания в одежде. Но это не самый важный фактор в одежде для космонавта", – прокомментировала генеральный директор компании "Кентавр-Наука" Светлана Крютченко.

В работе с цветом изделия конструкторы учитывают влияние различных цветов на психику человека, а также пожелания самих космонавтов. В целом в космосе существует единственная тенденция моды всех сезонов – сделать максимально легкое и функциональное изделие.

"Разнообразие цветовой гаммы белья и одежды позволяет в замкнутом объеме станции поддерживать психологическое состояние операторов на необходимом эмоциональном уровне. Существует целая теория бортовой колористики. В наших каталогах более 35 цветов", – объяснила Крютченко.
В настоящее время ассортимент повседневной одежды, поставляемой на борт МКС российской стороной, достаточно разнообразен, и космонавты могут заказывать набор одежды и белья с учетом индивидуальных вкусов и привычек.

Например, для немецкого космонавта, физика Рейнхольда Эвольда создали снаряжение с большим количеством карманов. На станции у него не было своей каюты, и ему было удобно носить все свои вещи с собой. После полета довольный немец подарил разработчикам свою фотографию в том самом костюме с автографом "Этот космический костюм вашего коллектива выдержал испытание огнем в космосе на ура".

Подготовка космической "коллекции"

Российская сторона поставляет на борт МКС более 23 наименований одежды, белья, средств профилактики и средств обеспечения работы на борту. Из них половина не имеет аналогов в мире, отмечают эксперты.

"Во время подготовки к запуску члены экипажа изучают ассортимент одежды. После они согласовывают количество поставляемых на борт изделий по соответствующим нормам в зависимости от продолжительности и программы полета. Перед тем, как изготовить всю партию, обязательно проходит примерка выбранной одежды и белья. Космонавт одобряет примеренные изделия или высказывает свои пожелания по доработке", – рассказала Крютченко.

Перед отправкой на МКС изделия тщательно обеспыливают с помощью обычного пылесоса. Далее каждую вещь упаковывают в полиэтиленовый пакет, маркируют, указывают имя и фамилию космонавта. Пакет герметично заваривают с удалением излишков воздуха. Все комплекты одежды проходят обязательную проверку на рентгеновской установке для контроля отсутствия посторонних металлических предметов, например, булавок и иголок.

Последняя "операция" в подготовке одежды к поставке – это стерилизация. Поскольку на МКС белье не стирают, то для поддержания гигиены космонавта комплект белья (футболка, трусы, носки) рекомендуют использовать в течение трех дней. Далее этот комплект можно использовать во время спортивных занятий, после чего белье утилизируют.

Особенности материалов и производства

В СССР во всех отраслях космонавтики использовали, как правило, отечественные материалы. Космонавтика была не только парадной витриной страны советов, но и серьезным производством. Материалы должны были поступать вовремя, чтобы не срывать программу исследований и миллионы бюджетных рублей не тратились впустую.

В наше время, выбирая поставщика ткани, производители космического снаряжения опираются на требования к одежде космонавтов и экономическую целесообразность.

"Сегодня мы изготавливаем одежду из материалов зарубежных производителей. Это Белоруссия, Турция, Япония, Германия", – рассказала Светлана Крютченко.

Большинство тканей и волокон, используемых в создании одежды для космических полетов, вполне "земные". Это хлопок, вискоза, спандекс, полиэфирные волокна. Космическая специфика достигается за счет высокого качества всех материалов и строгого контроля над всеми стадиями производства. Предпочтение, как правило, отдается натуральным материалам.

"В одежде используются ткани, содержащие хлопок. Так, белье, рубашки поло, носки изготавливаются из материалов, содержащих 100% хлопок. Комбинезоны, брюки, шорты изготавливаются из тканей, содержащих, кроме хлопка, полиэфир. Хлопок обеспечивает гигиеничность, комфортность изделия, а полиэфир придает изделию форму, улучшает внешний вид", – отметила Крютченко.

Свои требования в индустрии есть и к красителям: после окрашивания ткань не должна выделять вредных для здоровья веществ или неприятно пахнуть.

Главная особенность производства одежды для космических полетов – это строжайший контроль качества каждого изделия на всех этапах его производства. Специалисты тщательно отбирают и контролируют все: от качества материалов и нитей, качества используемых застежек-молний и пуговиц до качества швов в готовом изделии.

Строго проверяются линейные размеры каждого изделия. Все изделия одного размера должны быть абсолютно идентичны. Например, две рубашки "поло", сшитых по одним лекалам, должны быть такими же одинаковыми, как два автоматных патрона одного калибра.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer