Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Космическое белье: что у космонавтов под скафандром


12 апреля 2021 года РИА Новости


В космосе нет времен года и одежды на каждый новый сезон, зато требования к качеству изделий строже, чем в модных домах с мировыми именами. Сегодня специалистов международной космической станции (МКС) "одевают" три страны: Америка, Япония и Россия. Какой должна быть одежда для тех, кто отправится к звездам, к 60-летию первого полета человека в космос РИА Новости рассказала Светлана Крютченко, генеральный директор компании "Кентавр-Наука", где производят эти особенные вещи.

Мода в космосе

На каждое изделие, которое будут носить космонавты, неважно, на махровые носки, шорты или футболку заводят толстую папку с документами. Одежду описывают во всех подробностях: свойства ткани, швы, красители. В таких условиях не может быть привычного нам дизайнерского "полета фантазии", но производители все-таки работают с цветом и пожеланиями космонавтов. Изделия изготавливают по индивидуальным меркам каждого члена экипажа.

"Эстетические требования к одежде тесно связаны с направлением современной моды. Именно мода определяет силуэт, формы, степень прилегания, элементы отделки, цвета и их сочетания в одежде. Но это не самый важный фактор в одежде для космонавта", – прокомментировала генеральный директор компании "Кентавр-Наука" Светлана Крютченко.

В работе с цветом изделия конструкторы учитывают влияние различных цветов на психику человека, а также пожелания самих космонавтов. В целом в космосе существует единственная тенденция моды всех сезонов – сделать максимально легкое и функциональное изделие.

"Разнообразие цветовой гаммы белья и одежды позволяет в замкнутом объеме станции поддерживать психологическое состояние операторов на необходимом эмоциональном уровне. Существует целая теория бортовой колористики. В наших каталогах более 35 цветов", – объяснила Крютченко.
В настоящее время ассортимент повседневной одежды, поставляемой на борт МКС российской стороной, достаточно разнообразен, и космонавты могут заказывать набор одежды и белья с учетом индивидуальных вкусов и привычек.

Например, для немецкого космонавта, физика Рейнхольда Эвольда создали снаряжение с большим количеством карманов. На станции у него не было своей каюты, и ему было удобно носить все свои вещи с собой. После полета довольный немец подарил разработчикам свою фотографию в том самом костюме с автографом "Этот космический костюм вашего коллектива выдержал испытание огнем в космосе на ура".

Подготовка космической "коллекции"

Российская сторона поставляет на борт МКС более 23 наименований одежды, белья, средств профилактики и средств обеспечения работы на борту. Из них половина не имеет аналогов в мире, отмечают эксперты.

"Во время подготовки к запуску члены экипажа изучают ассортимент одежды. После они согласовывают количество поставляемых на борт изделий по соответствующим нормам в зависимости от продолжительности и программы полета. Перед тем, как изготовить всю партию, обязательно проходит примерка выбранной одежды и белья. Космонавт одобряет примеренные изделия или высказывает свои пожелания по доработке", – рассказала Крютченко.

Перед отправкой на МКС изделия тщательно обеспыливают с помощью обычного пылесоса. Далее каждую вещь упаковывают в полиэтиленовый пакет, маркируют, указывают имя и фамилию космонавта. Пакет герметично заваривают с удалением излишков воздуха. Все комплекты одежды проходят обязательную проверку на рентгеновской установке для контроля отсутствия посторонних металлических предметов, например, булавок и иголок.

Последняя "операция" в подготовке одежды к поставке – это стерилизация. Поскольку на МКС белье не стирают, то для поддержания гигиены космонавта комплект белья (футболка, трусы, носки) рекомендуют использовать в течение трех дней. Далее этот комплект можно использовать во время спортивных занятий, после чего белье утилизируют.

Особенности материалов и производства

В СССР во всех отраслях космонавтики использовали, как правило, отечественные материалы. Космонавтика была не только парадной витриной страны советов, но и серьезным производством. Материалы должны были поступать вовремя, чтобы не срывать программу исследований и миллионы бюджетных рублей не тратились впустую.

В наше время, выбирая поставщика ткани, производители космического снаряжения опираются на требования к одежде космонавтов и экономическую целесообразность.

"Сегодня мы изготавливаем одежду из материалов зарубежных производителей. Это Белоруссия, Турция, Япония, Германия", – рассказала Светлана Крютченко.

Большинство тканей и волокон, используемых в создании одежды для космических полетов, вполне "земные". Это хлопок, вискоза, спандекс, полиэфирные волокна. Космическая специфика достигается за счет высокого качества всех материалов и строгого контроля над всеми стадиями производства. Предпочтение, как правило, отдается натуральным материалам.

"В одежде используются ткани, содержащие хлопок. Так, белье, рубашки поло, носки изготавливаются из материалов, содержащих 100% хлопок. Комбинезоны, брюки, шорты изготавливаются из тканей, содержащих, кроме хлопка, полиэфир. Хлопок обеспечивает гигиеничность, комфортность изделия, а полиэфир придает изделию форму, улучшает внешний вид", – отметила Крютченко.

Свои требования в индустрии есть и к красителям: после окрашивания ткань не должна выделять вредных для здоровья веществ или неприятно пахнуть.

Главная особенность производства одежды для космических полетов – это строжайший контроль качества каждого изделия на всех этапах его производства. Специалисты тщательно отбирают и контролируют все: от качества материалов и нитей, качества используемых застежек-молний и пуговиц до качества швов в готовом изделии.

Строго проверяются линейные размеры каждого изделия. Все изделия одного размера должны быть абсолютно идентичны. Например, две рубашки "поло", сшитых по одним лекалам, должны быть такими же одинаковыми, как два автоматных патрона одного калибра.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer