Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


На пыльных тропинках далеких планет: перспективы строительства в космосе


12 апреля 2021 года Интерфакс-Недвижимость


60 лет прошло с первого полета человека за пределы планеты Земля, а сегодня мы уже думаем о строительстве своих баз на других планетах. Научные открытия и развитие новейших технологий только подпитывают веру энтузиастов в скорый переезд на другие планеты. О том, что будут строить в космосе и с помощью каких технологий, сколько это будет стоить, а также как тема космоса влияет на земную архитектуру, рассказали "Интерфаксу" эксперты.

Планы и перспективы

За последние 30 лет жанр фантастики в кино, литературе, комиксах и компьютерных играх приучил нас к обыденности мысли о покорении космоса. Большинство людей понимает, что этот процесс неизбежен и мысленно готово к освоению космического пространства человеческой цивилизацией.

В настоящее время "популяризатором" новейших идей в космической сфере и в освоении Вселенной называют американского предпринимателя и собственника компании "SpaceX" Илона Маска. В частности, с его подачи сегодня в информационном поле активно обсуждаются идеи колонизации Марса. По заявлениям экспертов этой компании, процесс освоения "красной планеты" будет проходить "волнами". Первые колонисты должны будут отправиться туда уже в 2024 году. Им предстоит развернуть на поверхности Марса базу и подготовить площадку для будущих переселенцев. Для этого разрабатывается система автономного жизнеобеспечения с оборудованием для добычи ресурсов и энергии и оснащенная устройствами по производству пригодного к дыханию воздуха.

Кроме того, в начале 2021 года американская компания Orbital Assembly Corporation, специализирующаяся на производстве космических аппаратов и ракет-носителей, анонсировала строительство первого в истории космического отеля "Вояджер". Предполагается, что сооружение станции площадью 50 тыс. кв.м начнется в 2026 году, а первых пассажиров она сможет принять уже в 2027 году. В гостинице одновременно смогут разместиться 280 гостей и 112 членов экипажа. На самой станции будет создана искусственная гравитация.

Однако в России тоже есть свои ученые и специалисты, готовые к настоящему "галактическому" рывку, например, в инновационном центре "Сколково" работает ряд компаний, занимающихся, в том числе, и космической тематикой. Сегодня общий объем инвестиций в этот сектор в России можно оценить примерно 1-2 млрд рублей в год. При этом, по мнению проектного менеджера Фонда "Сколково" Ивана Косенкова, вложения в отрасль могли бы быть существенно больше. "Пока частные инвестиции в эту сферу достаточно редки. Причина – высокий барьер входа в отрасль, длительные циклы создания продукта — порядка 10 лет, и высокие риски. Поэтому совместно с Роскосмосом необходимо продолжать работу по устранению регуляторных барьеров", — пояснил Косенков.

По оценкам главы компании Космлаб (резидент "Сколково") Максима Черемисина, уже в ближайшие годы стоит ожидать роста популярности частных космических проектов. "У молодежи складывается новый культ – герой из частного космоса, и это неплохо. Если поддержка государством частного малого бизнеса продолжится, то серьезно выиграют крупные компании, которые адаптируются к новому тренду и будут использовать сильные стороны такого партнерства", — отметил он.

Стоит отметить, что планы по космическому строительству разрабатывают не только частные компании. Так, в марте этого года Россия и Китай подписали меморандум о создании международной научной лунной станции (МНЛС). Предполагается, что это будет целый комплекс экспериментальных исследовательских установок, разработанных на поверхности или на орбите единственного естественного спутника Земли. Проектом предусматривается, что лунная станция позволит осуществлять исследовательские эксперименты в "беспилотном" режиме работы, но в дальнейшем – с перспективой присутствия человека на Луне.

Однако не все столь единодушны и оптимистичны в оценке перспектив колонизации космического пространства. Например, эксперт ИТ-кластера "Сколково" Дмитрий Грин считает, что в ближайшие 25 лет колонизация других планет не состоится. Более того, по его мнению, так как тело человека не может пережить высокий уровень радиации, переселение на Марс вообще возможно только в том случае, если человек изменит свою форму — станет не биологическим существом, а кибернетическим. В свою очередь, генеральный директор ООО "Эдванс Пропалшн Системс" (участник проекта "Сколково") Андрей Шумейко, считает, что космический туризм возможен, но не на современных средствах вывода человека в космос – слишком мало пассажиров. "Основателем направления космического туризма был академик Владимир Челомей – он разрабатывал системы по доставке 30-40 человек на ракетах в любую точку Земли за 20-30 минут. Такие системы были разработаны еще в 1970-х годах, соответственно, их создание сейчас с технической точки зрения не имеет никаких преград", — подчеркнул он.

Подбор площадки

Локации, которая на Земле является показателем престижа, а в условиях космоса становится условием выживания. Выбор участка для последующего строительства космических городков во многом обусловлен наличием в том или ином районе полезных ископаемых, необходимых для их жизни и работы. Необходимым и наиболее востребованным на сегодня ресурсом для этих объектов является вода. Так, ученые обозначили восемь крупных поверхностных залежей льда в умеренных и приполярных широтах Марса, содержащих в себе достаточные запасы воды для постройки баз.

"Приповерхностные запасы льда, которые мы нашли, скорее всего, начали свою жизнь в виде залежей снега, которые были спрессованы в гигантские ледники, скрытые сейчас под двухметровым слоем "цемента" из замороженной пыли и грунта. Небольшая глубина залегания этих ледников делает их привлекательными для будущих путешественников и изучения климатической истории Марса", — заявил представитель Геологической службы США Колин Дандас. Свою первую обитаемую базу на Марсе Илон Маск также планирует построить в северных районах планеты.

Аналогично и на Луне – место базы так же зависит от размещения потенциальных источников воды. В 2018 году, например, появились доказательства того, что на дне кратеров имеются значительные запасы водного льда, и это дало второе дыхание лунным программам. В связи с этим разработчики проектов лунных поселений предполагают устройство в кратерах специальных машин для выпаривания льда и последующей конденсации пара. По оценкам специалистов, в ловушках в районе лунного Южного полюса — до десяти миллиардов тонн льда.

Технологии строительства

Нестандартные, а порой и агрессивные для человека условия обитания в космосе ставят перед инженерами и проектировщиками целый ряд нетривиальных задач. В частности, дом должен быть герметичным, защищенным от экстремальных температур, радиации и вероятных метеоритных дождей. Кроме того, строение необходимо оснастить целым комплексом систем жизнеобеспечения – от установок рециркуляции воды до солнечных батарей и других жизненно важных приспособлений.

На особенностях строительства и обустройства космических поселений также скажется дефицит строительных материалов и необходимость их доставки в новую среду обитания. В связи с этим, конструктор архитектурного бюро "Крупный план" Андрей Михайлов уверен, что строительство планетарных или космических баз будет опираться прежде всего на утилитарность. "Строительство объектов в космосе, на других планетах представляет большую сложность и будет иметь сходство с подводными лодками. Там похожий принцип герметичности, модульности. Думаю, что в будущем колонии людей в космосе и на других планетах будут модульными, с возможностью увеличивать полезное пространство поэтапно или наоборот герметизировать объем при аварийных ситуациях", — пояснил инженер. С ним согласен партнер бюро Syntaxis Александр Стариков: "Фундаментальный принцип модульного строительства зародился в сфере кораблестроения, успешно зарекомендовал себя в общественной, частной и коммерческой архитектуре, а затем доказал свою исключительную эффективность и в космосе".

Еще одной находкой для строительства на астероидах и планетах может стать создание подземного функционального пространства в существующих или заранее подготовленных пустотах, в нишах скальной породы.

Уже сегодня архитекторы прогнозируют перспективные задачи, которые придется решать космическим переселенцам. Так, по мнению архитектора бюро "Крупный план" Сергея Никешкина, в колониях будут жить десятки, возможно, сотни, тысячи человек, что потребует решения задач не только организации их быта, но и создания городской среды с характеристиками, отличными от земных. "Удобнее всего, если структура космических колоний будет линейной, либо кольцевой. На земле есть районы, отдаленно напоминающие колониальное будущее, — например, инновационный центр Сколково построен как раз на основе кольцевой структуры", — отметил он.

Не вызывает сомнения, что при строительстве в космосе будут широко применяться роботы, так как космонавты смогут работать не больше одной-двух недель. Исполнительный директор НПО "Андроидная техника" Евгений Дудоров подтвердил необходимость широкого использования строительных машин: "Роботы будут обслуживать космическую инфраструктуру между сменами пилотируемых экспедиций, они будут заниматься строительством жилищ и выполнять другие работы".

Цена вопроса

Ключевым вопросом освоения спутников Земли и других планет остается стоимость. Несмотря на то, что сегодня проработка финансовых моделей кажется преждевременной, специалисты британского кредитного агентства Money подсчитали, сколько будет стоить переезд на Луну. Первым шагом здесь должен стать подбор участка – соответствующее разрешение на недвижимость рядом с Морем Дождей будет стоить 95 фунтов стерлингов (почти 10 тысяч рублей), а у Моря Паров — 14 фунтов стерлингов (1,4 тысячи рублей).

По расчетам экономистов, себестоимость возведения дома с учетом транспортировки строительных материалов будет стоить порядка 35 миллионов фунтов стерлингов (3,5 миллиарда рублей), однако покупателю первое лунное жилье обойдется в 44,5 миллиона фунтов стерлингов (4,5 миллиарда рублей). Исходя из этого, ежемесячный платеж по ипотеке, которую можно взять для строительства лунного дома, составит около 234 тысяч фунтов стерлингов (23,6 миллиона рублей).

Общеизвестно, что все новое всегда дорого; но по мере развития технологий цена стройматериалов, стоимость их доставки к месту возведения объектов и стоимость самих работ будут снижаться.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд



Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer