Как рассказал накануне в интервью “Ъ-Черноземье” губернатор Курской области Роман Старовойт, заключившее в сентябре 2019-го концессионное соглашение на развитие аэропорта местное ООО «Браво» было вынуждено выйти из проекта. Компания к 2020 году успела получить на стройплощадке все коммуникации: электричество, водоснабжение, водоотведение. Но в год коронавируса у инвестора начались финансовые сложности и «на стадии основной стройки он, к сожалению, отказался», сообщил господин Старовойт.
«Из-за пандемии в 2021 году не будет построено новое здание аэровокзала. Бизнес инвестора, который брался за этот проект, связан с ритейлом и девелопментом, это направление в 2020-м просело, поэтому они пока приостановили свои намерения», — уточнил губернатор.
Инвестора, который стоит за малоизвестным «Браво», официально работающим как «рекламное агентство», местные власти не раскрывали. Однако, по данным “Ъ-Черноземье”, он мог быть близок холдингу «Адамант» Владимира Голубева, крупнейшему собственнику торговой недвижимости в Санкт-Петербурге. Холдинг ранее участвовал в сделке по продаже бизнеса курской корпорации «Гринн». Официально “Ъ-Черноземье” в «Адаманте» интерес к аэропортовому бизнесу не комментировали.
Сейчас администрация Курской области «работает над тем», чтобы выкупить у неудавшегося концессионера готовый проект терминала и документацию на него. Напомним, речь шла о строительстве двухэтажного здания аэровокзала площадью 3,7 тыс. кв. м и стоимостью порядка 350 млн руб. к первому кварталу 2021 года «без привлечения бюджетных средств». Власти со своей стороны предоставляли концессионеру землю без торгов и подводили к ней коммуникации. «Возможно, мы приобретем документацию сами, а возможно, ее потом возьмет другой инвестор, чтобы проект в итоге был реализован», — отметил господин Старовойт.
Финансовые показатели зарегистрированное в ноябре 2018 года «Браво» не раскрывает. ООО, судя по практике судебных споров с подрядчиками, продолжает работать как рекламное агентство. Связаться с представителями компании вчера не удалось, она не указывает в ЕГРЮЛ каких-либо контактных данных.
Теперь курские власти, «чтобы поддержать нашего авиапассажира», планируют за счет бюджетных средств провести капремонт старого здания аэровокзала, построенного около 50 лет назад. Оно, как и весь комплекс аэропорта Северный, за исключением взлетной полосы, находится в собственности региона. Объектом управляет областное казенное предприятие «Курскаэропорт».
Стоимость капремонта господин Старовойт оценил в 100–150 млн руб. «Это не столь существенные траты, но здание станет более комфортным. Будет внешне и внутренне совершенно иное здание, оставим только стены», — сказал губернатор. Проект с параметрами, по его словам, еще окончательно не утвержден. «Курский аэропорт — единственный в стране, который в прошлом году показал рост пассажиропотока на 47%. Понятно, у нас низкая база и смешные цифры — пассажиропоток составил 56 тыс. Но он мог вообще встать! Мы постепенно приучаем гостей нашего города и курян к авиатранспорту. У людей должен быть выбор: автомобиль, железная дорога, авиация», — заключил губернатор.
Взлетно-посадочная полоса аэропорта в 2025-2030 годах может быть включена в федеральную программу, что обеспечит реконструкцию за средства госбюджета и позволит в итоге принимать самолеты средней и большой вместимости. Сейчас из Курска летает только «Руслайн» на Bombardier CRJ 100/200 — в Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Калининград и Минеральные Воды. Единственная взлетная полоса аэропорта используется также и истребителями авиаполка, дислоцированного на прилегающем аэродроме Халино.
Конъюнктура российского рынка авиаперевозок после коронакризиса заставит инвесторов отложить проекты на три-четыре года, предполагает глава профильной консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак: «Определенное восстановление внутренних перелетов есть, но о росте говорить не приходится». Однако эксперт полагает, что строительство нового терминала или как минимум реконструкция здания остаются актуальными для курского аэропорта. «В этом городе очень небольшой пассажиропоток, но и 50 тыс. человек в год заслуживают достойного терминала и нормального сервиса. Местные власти должны делать эти вложения с открытыми глазами, учитывая, что инвестиции в аэропортовую инфраструктуру отбиваются очень медленно, если вообще отбиваются. Горизонт окупаемости меньше десятка лет — это невозможная фантазия, даже для крупных проектов. А только лишь новое здание увеличить пассажиропоток в регионе не может», — заключил эксперт.