Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиаотрасли подрежут крылья


25 марта 2021 года Сергей Гусев, Коммерсантъ FM


Новые санкции США могут повлечь разрыв контрактов, в том числе в российской авиаотрасли. Об этом заявил вице-премьер Юрий Борисов на форуме «Госзаказ». Как пишет РБК, по мнению чиновника, под ограничения может подпасть высокотехнологичная продукция, а под это определение подходит почти все, что угодно. Поэтому существующие соглашения, в том числе авиационные, могут быть разорваны «одним росчерком пера».

Неделю назад США объявили о новых санкциях, под запрет подпали любые оборонные поставки в Россию, а также некоторые статьи экспорта. Впрочем, для части проектов в космической сфере сделали временное исключение.

Может ли российский авиапром пострадать от новых санкций? Управляющий директор журнала «Авиатранспортное обозрение» Максим Пядушкин полагает, что ограничение поставок может затормозить развитие некоторых проектов на годы: «Действительно, риски есть.

И последние санкции, которые были введены пару недель назад, подразумевают, что военное сотрудничество в принципе прекращено.

А что касается авиационной и космической отраслей, то власти США могут отказать в экспортной лицензии, если будут подозрения, что это используется как продукция двойного назначения. Это касается и компонентов, и софта, всего, чего угодно. Что касается гражданского авиапрома, тут наши проекты Sukhoi SuperJet и МС-21 довольно сильно завязаны на иностранные комплектующие, потому что в принципе они создавались как проект с широким международным участием. Российские власти заявляли давно, что идет работа по импортозамещению как в SuperJet, так и в МС-21, просто она небыстрая. Когда вы ставите задачу поменять иностранные комплектующие, то их нужно разработать, испытать, сертифицировать сами по себе и в составе самолета, — это годы».

В конце прошлого года США уже ввели торговые ограничения против 45 российских организаций. Среди них были, например, дочерние структуры «Росатома», корпорация «Ростех», холдинг «Вертолеты России» и компания «Гражданские самолеты Сухого». Американские чиновники сочли, что они сотрудничают с российскими вооруженными силами.

А еще раньше в Минпромторге сообщали, что часть иностранных партнеров прекратили поставки некоторых комплектующих для российских самолетов.

При этом зависимость отечественного авиапрома от западных технологий не ограничивается только деталями и материалами, отмечает авиаэксперт, бывший конструктор «ОКБ Сухого» Вадим Лукашевич: «Давайте говорить честно, у нас нет самолетов, включая военные, которые были бы на 100% до последнего винтика только из отечественного оборудования. Когда мы говорим, что на МС-21 состоит полностью российский двигатель ПД-14, мы не говорим о том, что эти уникальные образцы производятся на зарубежном оборудовании. Если санкционная война примет полный оборот, это не значит, что мы перестанем делать самолеты, это значит, что наши самолеты будут заведомо хуже зарубежных образцов. Двигатели во всем мире делают пять-шесть производителей. В авионике — два-три производителя, но они делают лучшие в мире. Соответственно, любая страна, которая ориентируется только на собственное внутреннее производство, это северокорейские идеи чучхе. Люди с голода не мрут, но и не шикуют, так и здесь».

В середине января американские чиновники вывели из-под санкций российскую компанию «ВСМПО-Ависма» — это крупнейший на планете производитель титана. Ее продукцию закупают ведущие авиапроизводители.

Могут ли другие предприятия защититься от санкций? Адвокат BGP Litigation Денис Дурашкин рассказал “Ъ FM”, что единственный эффективный путь — обратиться за разрешением в подразделение Минфина США, которое занимается контролем за ограничениями.

«Сейчас в контракты, как правило, включаются условия о форс-мажоре, в частности к форс-мажорным обстоятельствам приравнивается введение санкций. Санкции, по сути, это внесудебная мера, то есть оспаривать ее в суде сложно, да и нет такого суда, который можно было бы оспорить.

Поэтому юридический способ взаимодействия на практике сводится к тому, что в некоторых случаях обращаются за специальной лицензией в OFAC, которая разрешает совершать ту или иную операцию.

Это, по сути, единственный способ, когда можно, например, продолжить исполнение контракта, который формально запрещен. Нужно просить разрешение у американских властей. Как правило, в OFAC имеет смысл обращаться, и обращаются, когда ситуация формально подпадает под санкции, но есть различные оправдывающие обстоятельства, например, что контракт был заключен еще до введения этих санкций. Или этот контракт формально может подпадать под критерии, но он не связан, допустим, с производством продукции двойного назначения, а связан какими-то только мирными связями, например, в области космоса. И на этом основании подается ходатайство в OFAC, оно рассматривается до полугода и больше иногда. Довольно часто OFAC дает разрешение и лицензию на совершение той или иной сделки».

Тем временем вице-премьер Юрий Борисов сообщил журналистам, что на авиакосмическом салоне МАКС в этом году покажут первый российский электросамолет.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer