Авиакомпании «Победа» и «Аэрофлот» уже подписали код-шеринговое соглашение. Теперь одно направление будет обслуживаться двумя перевозчиками: один станет выполнять рейс, а второй сможет продавать билеты на эту поездку под собственным кодом.
«Если „Победа“ заинтересована в расширении среднемагистральных рейсов по внутренним и международным линиям в рамках бюджетного сегмента, то „Аэрофлот“ делает ставку на дорогие перелёты премиум-класса с хорошим сервисом. Согласно данным аналитической компании OAG, речь идёт о ежедневных полётах „Победы“ в Пермь, Махачкалу, а с июня — ещё в Сочи, Екатеринбург и Уфу. Будут так же, как нам обещают, заграничные рейсы. По всем названным направлениям полетят самолёты Boeing 737-800 в компоновке на 189 мест. Отмечу, что по многим направлениям „Победа“ сейчас летает из Внуково. Оттуда она, видимо, не уйдёт, что подтверждает стратегия развития группы „Аэрофлот“ до 2028 года, согласно которой пассажиропоток „Победы“ должен устойчиво расти до 55-65 млн человек», — говорит кандидат исторических наук, профессор Российской академии естественных наук, публицист Виталий Тепикин.
Как считает председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков, «Аэрофлот» предпринимает шаги по консолидации своих многочисленных «дочек». Недавно другая «дочка», авиакомпания «Россия», тоже стала совершать полеты из Шереметьево.
«Наверное, это связано и с тем, что в Шереметьево заработали Северная терминальная зона и третья взлетно-посадочная полоса, и там, даже без учета спада перевозок в пандемию, образовались значительные резервы пропускной способности. С другой стороны, тенденция последних лет — стирание грани между обычными авиакомпаниями и лоукостерами, к которым относит себя „Победа“. К примеру, невозвратные и безбагажные тарифы практикуют и „Аэрофлот“, и другие компании, не относящие себя к лоукостерам», — сказал Кирилл Янков.
По словам Виталия Тепикина, характер договора между авиакомпаниями «Победа» и «Аэрофлот» не предполагает изменений в расписании полётов, номера рейсов останутся прежними, но вот нормы ручной клади у авиаперевозчиков разные.
«Ручная кладь „Победы“ по весу вещей не ограничивается: её габариты не должны превышать 36х30х27 сантиметров строго! В калибратор груз должен войти легко. Нормы провоза ручной клади суммировать нельзя, на детей до 2 лет они не распространяются. Но есть исключения: дополнительно без оплаты разрешается прихватить на борт расчехлённые планшет или ноутбук любого размера, а также интеллигентский зонт-тросточку, — рассказал Виталий Тепикин. — Предполагается, что билеты на рейсы „Победы“ можно будет приобретать на сайте „Аэрофлота“ и на пассажиров распространится программа лояльности, чего у „Победы“ никогда не было».
А вот Кирилл Янков предполагает, что допустимый размер ручной клади унифицируют, надеясь, что не в сторону его уменьшения на рейсах «Аэрофлота», а кресла на этих лайнерах продолжат откидываться.
«Что касается премиальных миль „Аэрофлота“, то признаков того, что они могут „сгореть“, мы не видим. У „Победы“, кстати, своей бонусной программы нет», — говорит Кирилл Янков.
Многие эксперты полагают, что приход «Победы» в Шереметьево приведет только к плюсам. Так, при транзитных полетах сократится необходимость в переездах между Внуково и Шереметьево.
«Переход „Победы“ в Шереметьево никак не скажется на цене билетов обеих авиакомпаний, т. к. изначально у лоукостера и национального перевозчика разные пассажиры, им незачем воевать друг с другом. Но один плюс для группы „Аэрофлот“ точно будет. Теперь, если вдруг транзитному пассажиру, скажем, прилетевшему в Москву „Аэрофлотом“, дальше надо лететь в другой город, а рейс „Победы“ туда стоит раньше рейса национального авиаперевозчика, то есть шанс, что пассажир пожертвует комфортом (например, сдаст ручную кладь в багаж), но при этом деньги всё равно останутся в кубышке. Таким образом формируется этакая эко-система, в которой из Шереметьево пассажир сможет улететь по разным ценам, с разным уровнем комфорта, но по многим направлениям и в удобное для него время», — сообщил генеральный директор «Национальной чартерной компании» и авиа-аналитик Марк Кузнецов.
С ним согласен и генеральный директор Ассоциации производителей сервисных услуг для пассажиров Александр Авдеев.
«Нет никакой разницы, откуда летает „Победа“. Правила перевозок в аэропортах одинаковые. Сегодня Шереметьево — самый большой аэропорт. Там больше стыковок рейсов. Люди смогут удобнее добираться до конечной точки. „Победа“ — это божье благо для народа. Кризис. У людей денег нет. Билеты станут значительно дешевле. У пассажиров будет выбор: лететь дорогой или бюджетной авиакомпанией. Главное, чтобы это было регулярно и безопасно», — считает Александр Авдеев.
А вот кандидат юридических наук, адвокат, руководитель общественной организации «Защита прав авиапассажиров» Александр Карабанов настроен не столь оптимистично.
«Авиакомпании могут в одностороннем порядке менять любые условия, потому что предоставляют услугу и формируют ее по своему усмотрению в зависимости от экономической ситуации. Пассажиры никак на это повлиять не могут. Официально пока нет информации о том, что изменится, но стоит готовиться к худшему. Если проанализировать изменения оказания услуг в авиаперелетах, то можно понять, что все они ведут только к удорожанию самой услуги. Либо в прайсе появляются новые позиции, за которые приходится доплачивать», — говорит Александр Карабанов.