Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Россия нацелилась на Луну


16 марта 2021 года Ольга Сергиенко, КоммерсантЪ FM


Россия и Китай подписали меморандум о создании совместной лунной станции. Деталей о том, как она будет выглядеть, мало. Известно, что база, вероятно, будет располагаться на поверхности Луны, орбите или и там, и там. Проектировать и использовать ее Россия и Китай будут совместно. Параллельно над созданием своей лунной станции сейчас работают Соединенные Штаты, к ним присоединились несколько государств, в том числе европейских. Как страны будут осваивать Луну? И что может получиться из партнерства Москвы и Пекина в космосе? Об этом — Владислав Викторов.

О строительстве окололунной станции заговорили еще в 2017 году. Тогда американская сторона предлагала российской создать шлюзовой модуль для их проекта Lunar Gateway. Еще три года назад глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявлял, что Россия не может участвовать в проекте «на вторых ролях», но окончательно страна покинула его январе этого года. NASA удалось заручиться поддержкой некоторых европейский стран, а также Японии и Канады в разработке еще одного плана — Artemis («Артемида»). Он подразумевает высадку людей на Луну в 2024 году, добычу воды и ископаемых частными компаниями. А вот с китайской космической отраслью Конгресс США сотрудничать запретил. В итоге и образовалась лунная коалиция Москвы и Пекина.

По сути, спутник Земли остается основной стратегической точкой для всех космических держав, говорит главный научный сотрудник Института космических исследований РАН Валерий Вайсберг: «Большую роль играют исследования того, как образовалась Луна, как она устроена. Предполагается, что она будет источником ресурсов, базой для исследований. Радиоастрономические исследования можно проводить на обратной стороне Луны, там не будет разных мешающих миссий. Фактически в таком случае приборы, телескопы экранируются, и можно вести исследования на более высоком уровне. Кроме того, актуален вопрос с освоением Луны, созданием баз, мест, в которых можно жить и работать, и, конечно, с поиском полезных ископаемых, минералов».

Пока же в планах у российской корпорации вернуться на Луну в этом году, впервые с 1976-го. На поверхность спутника Земли в октябре могут доставить аппарат «Луна-25», хотя старт откладывается с 2014 года. Кстати, через 45 лет после советской миссии именно Китай привез на Землю образцы лунного грунта. Сейчас Пекин приближается к заключительному этапу — созданию научной станции на Луне.

Собственный комплекс Китая и России потенциально может располагаться и на лунной поверхности, и на орбите, полагает независимый эксперт в сфере космонавтики Игорь Лисов: «Нужно иметь и поверхностный компонент, и орбитальный. Гнать информацию напрямую с поверхности Луны на Землю не всегда удобно, это довольно далеко. Иногда проще ретранслировать ее через орбитальный аппарат. У обеих сторон были свои планы. У Китая —постоянно действующая научная станция на Луне, это четвертый этап их программ освоения беспилотными средствами. У нас в программе был такой лунный полигон, который решал примерно те же самые задачи».

А что еще может вызвать трудности в освоении Луны? Сложностей добавляет бюджет космических программ, который до 2025 года составляет не более 1,5 трлн руб. Изначально «Роскосмос» полагался на 2 трлн. Это уже сказалось на пилотируемых лунных программах, напоминает руководитель Института космической политики Иван Моисеев. По его мнению, в российско-китайском сотрудничестве может быть и репутационный барьер: «Китай в этом десятилетии будет занять своей орбитальной станцией. У нас в 2015 году, когда принимали программу до 2025-го, проекты по пилотируемому освоению Луны были. За это время произошло сокращение примерно на треть, остались только автоматические полеты на Луну. Если бы Китай хотел с нами сотрудничать, ему мешает руководство страны, которое придает большое значение политическим аспектам полетов. Для него это объект пропаганды.

А когда Китай начинает сотрудничать с Россией, все говорят, что это не он придумал, придумала наша страна, а он купил».
В то же время Китай не лишается космического партнерства с Францией. На уходящей неделе страны помимо приборов для исследования лунных пород обсудили и потенциальное сотрудничество в изучении Марса.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer