Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Разбег в будущее


7 февраля 2021 года Никита Зайков, Российская газета


На аэродроме Сибирского научно-исследовательского института авиации (СибНИА) им. Чаплыгина стартовал этап наземных отработок самолета, на борту которого действует демонстратор гибридной силовой установки со сверхпроводящим электрическим двигателем. Это первый в мире электродвигатель такого класса. Самолет совершил первую наземную "пробежку", разогнавшись до 140 километров в час.

Летающей лабораторией стал Як-40. В его носовой части установлен воздушный винт, который приводится в движение электродвигателем. Но главное внутри: машина буквально напичкана электроникой.

- В основе технологии лежат сверхпроводящие материалы обмоток, - поясняет ключевую особенность электродвигателя председатель совета директоров ЗАО "СуперОкс" Андрей Вавилов. - Они находятся в состоянии 77 градусов по Кельвину, внутри жидкий азот, благодаря чему сопротивление на этих обмотках нулевое. Это позволяет реализовывать огромные мощности при сравнительно небольших размерах. Что для авиации критически важно: полет - всегда борьба с весом.

Сейчас на борту летающей лаборатории установлена гибридная силовая установка. Электродвигатель мощностью 500 кВт совмещен с газотурбинным. Первый отвечает за взлет и разгон, второй - обеспечивает полет. По словам экспертов, первые несколько сотен метров, которые преодолел Як-40 на новосибирском аэродроме, - это огромный шаг к созданию электрического самолета.

- Это историческое событие, потому что на сегодняшний день в гражданской авиации практически все традиционные технологии исчерпаны, и идет жесткая конкурентная борьба за будущее авиации. За зеленую авиацию, за региональную, за новые виды топлива, - уверен генеральный директор ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" Андрей Дутов. - Мы демонстрируем прорыв в создании электрического самолета, которого удалось добиться благодаря федеральному Фонду перспективных исследований и финансированию правительства в лице Минпромторга России.

По оценкам экспертов, первые серийные электрические самолеты могут появиться в небе около 2030 года. И сегодня крупнейшие западные компании ведут разработки в этом направлении. Но российский двигатель, система управления, генерирования энергии в авиационном исполнении, - пока что единственная в мире.

Як-40 работает пока на гибридной тяге, но уже через два года специалисты планируют запустить новую летающую лабораторию исключительно с электрическим двигателем мощностью в 1 мВт на базе более тяжелого Ил-114.

- Проект начался относительно в 2016 году, и то, что удалось сделать, - это очень серьезный прорыв, - считает генеральный директор Фонда перспективных исследований Андрей Григорьев. - Сделаны прототипы, создана кооперация между авиационщиками и разработчиками двигателей на эффекте сверхпроводимости, которой не было в стране.

Ученые не готовы загадывать, когда в стране появится первая серийная модель самолета со сверхпроводящим электрическим двигателем. Обычные электродвигатели сегодня ставят на небольшие одно-, двухместные аппараты, но работают они недолго, а воздушное судно побольше и вовсе в воздух не поднимут. Здесь же речь идет о совершенно новой технологии и гораздо больших мощностях.

- Для внедрения этого двигателя нужно узнать многое: как сделать силовую установку, как ввести в систему аккумуляторы, как использовать электродвигатель, как все это будет влиять на аэродинамику, - отмечает Михаил Гордин, гендиректор Центрального института авиационного моторостроения им. Баранова. - Только ответив на все эти вопросы, авиационная наука может вооружить конструкторов, инженеров КБ знаниями и методиками для разработки конкретных моделей.

По словам директора ФГУП СибНИА им. Чаплыгина Владимира Барсука, большие токи могут создавать так называемые наводки, тем или иным образом влиять на самолетные системы. В частности, электроника на борту будет так или иначе действовать на аэродинамику.

Ключевой вопрос

Создание электрического самолета может стать тем самым направлением, технологическим драйвером по восстановлению утраченных позиций нашей авиационной промышленности?

Вот что ответил на вопрос "Российской газеты" Андрей Дутов, генеральный директор НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского":

- Сегодня НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" представил самолет с инновационным электрическим двигателем. Пока он гибридный, но именно разрабатываемые нашим Центром технологии позволят примерно к 2030 году представить полностью электрический самолет - с принципиально иными экономическими и экологическими показателями, в том числе по шумности и выбросам. Кроме того, в связи с тем, что авиационные требования к технологиям наиболее жесткие, это дает возможность их использования в других отраслях промышленности при создании новой техники.

Это одно из тех направлений, которое способно вывести нашу авиацию на передовые позиции. Проблемы нашей прикладной науки главным образом находятся в нормативно-правовой плоскости. Прикладные научно-исследовательские работы, направленные на получение прорывных технологий, чаще всего длительные и высокорискованные. Только государство имеет необходимые ресурсы, чтобы брать на себя эти риски и с учетом национальных интересов доводить такие технологии до готовности и содержать дорогостоящую экспериментальную базу, необходимую для проведения научных исследований и сертификации техники. По сути, это одна из форм субсидий, которая не противоречит нормам ВТО и которую активно используют на Западе. Необходимо четко зафиксировать на законодательном уровне роль, место, полномочия и ответственность организаций прикладной науки в национальной инновационной и научно-технологической системе.

Научно-исследовательский потенциал НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" и наши разработки уже сейчас совершают инновационный прорыв в отрасли. Мы сделаем все, чтобы их было как можно больше.

Подготовила Наталия Ячменникова




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer