Санкции вводятся на три года и предусматривают целый ряд ограничений, среди которых — блокирование активов, ограничение торговых операций, запрет передачи технологий и прав на интеллектуальную собственность, а также предотвращение вывода капиталов за пределы Украины.
Позднее Владимир Зеленский в интервью программе Axios американского телеканала HBO заявил, что не допустит продажи контрольного пакета акций «отор Сич. «Никогда. Не при мне», — категорично отрезал он.
А 31 января Служба безопасности Украины сорвала проведение внеочередного собрания акционеров «Мотор Сич», которое инициировали китайские инвесторы и украинский бизнесмен, владелец компании DCH Александр Ярославский. СБУ заявила, что фиксирует «возможные противоправные действия представителей компании DCH и Skyrizon Aircraft Holdings Limited, которые связаны с установлением контроля над компанией Мотор Сич.
Ответ Поднебесной
После этого компания Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment опубликовала гневное заявление, в котором отметила, что президент не пояснил, почему введены санкции. Однако, считают китайские инвесторы, украинские власти выступили в фарватере американских интересов — 14 января этого года Министерство торговли США включило компанию Skyrizonв список военных конечных пользователей (MEU).
Beijing Skyrizon отмечает, что в результате украинских санкций она будет незаконно лишена своих прав и вынуждена прервать отношения с Мотор Сич, что повлечет огромные необратимые убытки. При этом китайские инвесторы отмечают, что Печерский районный суд Киева вынес решение, в котором признал компанию Skyrizon и китайских инвесторов потерпевшей стороной от противоправных действий СБУ. (Акции Мотор Сич находятся под арестом с апреля 2018 по ходатайству следователя СБУ с целью сохранения вещественных доказательств по возбужденному в 2017 году уголовному делу — ниже о нем расскажем подробнее).
«Со стороны государства Украина такие действия — это варварский грабеж и серьезное нарушение законных прав и интересов китайских компаний, работающих за рубежом, беспрецедентное неуважение к принципам и правилам международной торговли, а также серьезное нарушение соответствующих положений Соглашения между Правительством Украины и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите инвестиций», — говорится в заявлении китайской компании, и указывается, что она будет использовать «все возможные юридические средства для решительной защиты своих законных прав и интересов».
Почему все переругались
История о сотрудничестве запорожского предприятия и китайских инвесторов началась еще в феврале 2015 года, когда Мотор Сич и компания Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment подписали меморандум, целью которого было строительство завода по производству авиадвигателей в городе Чунцин. В апреле 2016 года Мотор Сич получила от Beijing Skyrizon заем в размере 100 миллионов долларов всего под 0,3 процента, и в течение того же года многолетний руководитель и акционер запорожского предприятия Вячеслав Богуслаев, как заявляли в СБУ, продал 56 процентов акций доверенным лицам собственника китайской Beijing Skyrizon.
Итак, в сентябре 2017 года СБУ заподозрила, что Вячеслав Богуслаев (тогда народный депутат от «Воли народа») незаконно продал китайским инвесторам, аффилированным с компанией Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment, акции Мотор Сич. Держателем этих ценных бумаг была компания Dragon Capital Томаша Фиалы, который даже осенью 2019 года в интервью «Лиге» не мог подтвердить информацию о сделке между Богуслаевым и китайскими инвесторами. «У нас не было мандата ни от продавцов, ни от покупателей. Наша компания является хранителем части акций Мотор Сич на Украине, которые уже полтора года как заблокированы по решению суда, инициированного СБУ. В 2007-м мы принимали участие в частном размещении акций Мотор Сич на 37,1 миллиона долларов, поэтому мы их всегда тщательно покрывали аналитикой», — отмечал Фиала.
В свою очередь Шевченковский райсуд Киева арестовал указанные акции, которые учитываются на счетах СП ООО Драгон Капитал и принадлежат Skyrizon Aircraft Holdings Limited (Виргинские острова), Business House Helena (Панама), Enfields Trade & Capital Corp (Панама), Waldo Trade Ltd (Британские Виргинские острова), Granum Corporation (Панама).
Вячеслав Богуслаев в декабре 2019 года подтвердил, что продал акции предприятия китайским компаниям, поскольку иначе ему бы пришлось из-за тяжелого финансового положения завода закрыть его, а персонал — уволить. Он тогда отметил, что, заключая сделку, китайцы дали заводу 100 миллионов долларов, и эти деньги позволили предприятию продолжить работу. Всего же за два года китайские партнеры обещали вложить в Мотор Сич 250 миллионов долларов.
Однако против покупки Мотор Сич китайцами активно выступали США — им очень не хотелось, чтобы украинские технологии по строительству авиационных двигателей усилили военную мощь Китая. Как уже отмечалось, в январе этого года Министерство торговли США включило компанию Skyrizon в список «военных конечных пользователей (Military End-User (MEU) List), что означает, что для экспорта, реэкспорта или передачи ей определенных товаров теперь требуется лицензия. «Skyrizon — китайская государственная компания, и ее стремление приобретать и внедрять иностранные военные технологии представляют собой серьезную угрозу национальной безопасности и интересам внешней политики США. Эта акция (внесение в список MEU, — прим. ред.) служит предупреждением экспортному сообществу о значительных связях Skyrizon с Народно-освободительной армией Китая», — заявил министр торговли США Уилбур Росс.
В конце концов Украина так и не дала окончательного разрешения на сделку: Антимонопольный комитет Украины несколько раз возвращал им соответствующие заявления. Не помогло и то, что в августе прошлого года группа DCH украинского бизнесмена Александра Ярославского объявила о договоренности с китайскими инвесторами, представляющими Skyrizon Aircraft Holdings Limited, о совместной деятельности по развитию завода Мотор Cич.
Такая Мотор Сич нужна самому
Впрочем, угрозу в покупке Китаем Мотор Сич видят не только в США. Отечественный Центр исследования армии, конверсии и разоружения (ЦДАКР) также считает эту сделку недопустимой. По мнению аналитиков, такое сотрудничество с Китаем несет угрозы национальной вертолетной программе, развитию ракетных программ (в том числе — для потребностей украинских Вооруженных сил), авиастроению и созданию беспилотников.
В ЦДАКР считают, что это может привести к передаче через китайские компании в руки России критических технологий авиационного двигателестроения, учитывая, что Китай и РФ реализуют совместные вертолетные программы, в которых может быть использована продукция Мотор Сич.
Также, по мнению экспертов ЦДАКР, продажа запорожского предприятия угрожает развитию сотрудничества Украины с НАТО и ЕС, в том числе по проектам, которые крайне необходимы для построения эффективной системы обороны в условиях конфликта с Россией. Кроме того, существует и возможность, что санкции на Мотор Сич наложат и США.
С другой стороны, есть весомые макроэкономические причины не продавать китайцам стратегическое предприятие. Экономический эксперт Павел Вернивский на своей странице в Facebook отметил, что европейские страны регулярно принимают меры по недопущению покупки Китаем «чувствительных» предприятий. Например, в 2018 году правительство Германии пригрозило заблокировать сделку по покупке китайской компанией Yantai Taihai Group компании Liefield Metal Spinning, которая производит оборудование для ядерной энергетики и аэрокосмической промышленности. «Все это происходит на фоне того, что китайцы массово скупают стратегические предприятия Европы, и у европейцев есть опасения, что китайцы захватят ключевые отрасли и технологии. А Китай из аутсайдера уже превращается в доминирующую силу, способную вытеснить европейцев с их рынков. Потому я абсолютно не согласен с критикой государства в ситуации с Мотор Сич», — сказал он и добавил, что если Китаю нужны авиадвигатели, то он может просто купить их, а не покупать само предприятие. Таким образом, не все инвестиции равноценны, и речь не о суммах, а о том, что дает и получает инвестор: рабочие места и производство — это хорошо, но продажа взамен своих высоких технологий — очень опрометчивый шаг.
Понимает это, вероятно, и Владимир Зеленский. В интервью американскому каналу HBO по поводу продажи контрольного пакета акций Мотор Сич китайцам он заявил: «Никогда. Не при мне. Я тут не на всю жизнь… Но при моем президентстве точно нет».
Без «шелковых путей» и с проблемами на китайском рынке
Итак, этот конфликт может аукнуться серьезным охлаждением отношений с властями КНР и будет иметь негативные экономические последствия. «Увеличиться недоверие, сложнее будет подписывать контракты, а некоторые могут сорваться. Сложнее будет коммуницировать с Китаем, и еще сложнее — привлекать оттуда инвесторов», — считает Илия Куса, эксперт по международной политике Украинского института будущего.
Также, по его словам, Украину ждет снижение сотрудничества с Китаем в рамках инициативы «Новый шелковый путь» — транспортного маршрута для перевозки по железной дороге товаров из промышленных центров Поднебесной в Европу. Ежегодно Китай экспортирует в Европу товаров на 600-800 миллиардов долларов, но транспортировка морем занимает более месяца, тогда как сухопутный маршрут мог бы сократить это время до 16 дней. В 2015 году посол КНР на Украине Чжан Сиюнь заявлял, что китайские банки готовы вкладывать деньги в украинские объекты инфраструктуры, которые будут задействованы в организации «Шелкового пути».
«Теперь о проекте „Один пояс, один путь‟ можно забыть», — считает экономический эксперт Алексей Кущ. По его мнению, Украина могла бы зарабатывать на нем за счет логистической маржи 10-15 процентов ВВП, но на этих надеждах можно поставить крест.
Илия Куса также отметил, что в связи с этим конфликтом Украину ожидает и активизация Китая в международных судах — не только по иску на 3,5 миллиарда долларов, который инвесторы подали в связи с Мотор Сич, но также и по возврату вложений, которые были сделаны до этого. Речь идет о кредите в размере 1,5 миллиарда долларов, которые государственный Экспортно-импортный банк Китая предоставил Государственной продовольственно-зерновой корпорации Украины (ГПЗКУ) в декабре 2012 года на закупку зерна. Условия этого договора оказались очень обременительны для ГПЗКУ, из-за него компания работает в убыток.
По словам Алексея Куща, из-за «моторного» скандала Украина навсегда выпала с радаров китайских инвесторов, и в ближайшие годы может потерять китайский рынок сбыта наших товаров. В частности, Китай, как один из крупнейших покупателей украинской аграрной продукции, может переориентироваться на российский рынок. «В России стартовали программы по увеличению производства кукурузы, рапса, сои и подсолнечного масла. Китай может выдать России многомиллиардный кредит, который поможет увеличить урожаи», — сказал он.
Украинские власти сами загнали себя в подобную ситуацию. Сначала они в течение нескольких лет не могли остановить покупку Китаем запорожского предприятия, а теперь ввели жесткие санкции, фактически запретив Китаю распоряжаться купленным предприятием.