Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Полоса перечеркнула финансы


18 февраля 2021 года Олег Мухин, КоммерсантЪ - Воронеж


Реконструкция взлетно-посадочной полосы и приостановка продажи готовых самолетов из-за перехода на производство новых типов воздушных судов привели к рекордному падению финпоказателей воронежского авиазавода (ПАО «ВАСО», входит в дивизион транспортной авиации подконтрольного «Ростеху» ПАО «ОАК»). Выручка предприятия, державшаяся на уровне 7–8 млрд руб. в год, в 2020 году рухнула до 2,3 млрд руб., а убыток вырос почти вдвое — до 2,6 млрд руб. Но завод продолжает выполнение НИОКР, а головные структуры обещают загрузить предприятие производством лайнеров Ил-96-400М и легких транспортных Ил-112В для Минобороны. Эксперты уверены, что провал связан с временным отсутствием серийной продукции, и ожидают улучшения ситуации на заводе.

Финансовые показатели ВАСО за 2020 год были опубликованы на днях самим предприятием. В прошлом году выручка компании составила 2,34 млрд руб. при 8,18 млрд руб. в 2019-м (в 2018-м — 7,3 млрд руб.). Завод лишился основных доходов — почти всей выручки от поэтапной продажи работ по выпуску дальнемагистрального лайнера Ил-96-300, значительной доли поступлений от техобслуживания и НИОКР. В результате основной статьей дохода стала продажа комплектующих к самолетам других российских производителей (1,3 млрд руб. при 1,84 млрд руб. годом ранее). Валовая прибыль составила 63,3 млн руб., но сохранившийся объем управленческих расходов (600 млн руб.), а также рост прочих расходов (с 1 до 1,6 млрд руб.) при падении других доходов (с 706 до 285 млн руб.) привели к росту убытков с 1,46 до 2,66 млрд руб.

Период коронавируса завод встретил с находящейся на реконструкции взлетно-посадочной полосой. В октябре в ходе визита на предприятие глава Минпромторга Денис Мантуров объявил о завершении реконструкции. По его словам, обновленная полоса «дает возможность для продолжения испытательных полетов, принятия техники». Кроме того, авиазавод, прекративший выпуск среднемагистрального Ан-148 (в предшествующие годы являлся ключевой статьей дохода предприятия), пока не имеет серийного продукта. Из планируемых двух Ил-96-300 в 2020 году не было сдано ни одного. Сборка первого экземпляра лайнера Ил-96-400М (модификация Ил-96-300, на базе которой, в частности, могут быть созданы воздушные пункты управления) продолжалась в течение всего года, а опытный экземпляр Ил-112В пока совершил лишь один полет (всего собрано два транспортника и производятся еще два). При этом в ВАСО еще продолжается техперевооружение для выпуска новых типов самолетов. Начало серийных поставок Ил-112В намечено на 2023 год.

В руководстве предприятия и в его головных структурах ожидали, что 2020 год будет более успешным для завода. В 2019-м тогдашний гендиректор ПАО «Ил» Юрий Грудинин говорил о планах завершить строительство двух Ил-96-300 для государственных спецзаказчиков и об ожидаемом начале производства еще двух, о передаче на летные и сертификационные испытания первого Ил-96-400М, о начале сертификации гражданской версии Ил-112. Впрочем, прогнозы не могли учитывать будущую пандемию коронавируса, повлиявшую, в частности, на ход доработок Ил-112В. Но и до пандемии, в 2019 году, завод также преимущественно выполнял этапы по строительству самолетов, не поставляя готовые серийные изделия заказчикам. В то же время предприятие выпускало и продолжает производить агрегаты для транспортного Ил-76МД-90А, пассажирских Ил-114 и МС-21.

В ОАК обещают загрузить ВАСО производством серийной продукции. 1 июля прошлого года гендиректор ПАО «Ил» Сергей Ярковой заявил, что «на ближайшие годы» ВАСО будет обеспечено заказами по Ил-96-300 помимо планов по началу производства Ил-96-400М и Ил-112.

Главный редактор отраслевого портала Avia.ru Роман Гусаров считает, что отчетность ВАСО «еще не говорит о том, что завод ничего не делает»: «Сказывается цикличность производства — предприятие выпускает единичную, а не серийную продукцию. Цикл сборки Ил-96 — несколько лет, и если бы передача заказчику произошла в отчетном году, можно было бы порадоваться за показатели завода. ВАСО по-прежнему выпускает компоненты для других авиапредприятий, с которыми находится в кооперации, продолжает собирать самолеты — но эта сборка не вылилась в конечную продукцию, за которую платят деньги». Господин Гусаров подчеркнул, что все выполненные работы будут оплачены: «Все текущие производственные программы профинансированы. Другое дело, что внутри ОАК бывают спорные схемы. Например, была ситуация, пусть и достаточно давно, когда заводы отчитывались об убытках, а ОАК — о прибыли. Тогда выяснилось, что деньги государства ОАК отдавала своим же заводам под проценты. Впоследствии руководство корпорации сменилось».

По словам господина Гусарова, сравнивать ВАСО с другими предприятиями авиапрома не всегда возможно: «У многих других заводов есть относительно стабильные заказы на боевую технику, Sukhoy Superjet или МС-21. У ВАСО их не будет, пока не завершат испытания Ил-112». При этом мировой авиационный кризис, разразившийся из-за коронавируса, на ВАСО отразиться не должен, полагает эксперт: «Удар придется по основным производственным мощностям Boeing и Airbus. А ВАСО ничего не может предложить вне зависимости от кризиса. Даже Ил-96-400М — очень нишевый продукт, невостребованный в коммерческой авиации. Этот самолет — отличный, но ему как минимум придется ждать двигателя ПД-35 (за счет него можно отказаться от четырех нынешних двигателей в пользу двух мощных для большей экономичности. — „Ъ“), а это произойдет не раньше 2025 года. Пока же у самолета есть потенциал для военных — например, в "двухпалубном" исполнении он может перебросить около 800 бойцов. У военных другие приоритеты и экономика, и четыре двигателя, дающие дополнительную надежность, могут быть плюсом».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer