Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Полоса перечеркнула финансы


18 февраля 2021 года Олег Мухин, КоммерсантЪ - Воронеж


Реконструкция взлетно-посадочной полосы и приостановка продажи готовых самолетов из-за перехода на производство новых типов воздушных судов привели к рекордному падению финпоказателей воронежского авиазавода (ПАО «ВАСО», входит в дивизион транспортной авиации подконтрольного «Ростеху» ПАО «ОАК»). Выручка предприятия, державшаяся на уровне 7–8 млрд руб. в год, в 2020 году рухнула до 2,3 млрд руб., а убыток вырос почти вдвое — до 2,6 млрд руб. Но завод продолжает выполнение НИОКР, а головные структуры обещают загрузить предприятие производством лайнеров Ил-96-400М и легких транспортных Ил-112В для Минобороны. Эксперты уверены, что провал связан с временным отсутствием серийной продукции, и ожидают улучшения ситуации на заводе.

Финансовые показатели ВАСО за 2020 год были опубликованы на днях самим предприятием. В прошлом году выручка компании составила 2,34 млрд руб. при 8,18 млрд руб. в 2019-м (в 2018-м — 7,3 млрд руб.). Завод лишился основных доходов — почти всей выручки от поэтапной продажи работ по выпуску дальнемагистрального лайнера Ил-96-300, значительной доли поступлений от техобслуживания и НИОКР. В результате основной статьей дохода стала продажа комплектующих к самолетам других российских производителей (1,3 млрд руб. при 1,84 млрд руб. годом ранее). Валовая прибыль составила 63,3 млн руб., но сохранившийся объем управленческих расходов (600 млн руб.), а также рост прочих расходов (с 1 до 1,6 млрд руб.) при падении других доходов (с 706 до 285 млн руб.) привели к росту убытков с 1,46 до 2,66 млрд руб.

Период коронавируса завод встретил с находящейся на реконструкции взлетно-посадочной полосой. В октябре в ходе визита на предприятие глава Минпромторга Денис Мантуров объявил о завершении реконструкции. По его словам, обновленная полоса «дает возможность для продолжения испытательных полетов, принятия техники». Кроме того, авиазавод, прекративший выпуск среднемагистрального Ан-148 (в предшествующие годы являлся ключевой статьей дохода предприятия), пока не имеет серийного продукта. Из планируемых двух Ил-96-300 в 2020 году не было сдано ни одного. Сборка первого экземпляра лайнера Ил-96-400М (модификация Ил-96-300, на базе которой, в частности, могут быть созданы воздушные пункты управления) продолжалась в течение всего года, а опытный экземпляр Ил-112В пока совершил лишь один полет (всего собрано два транспортника и производятся еще два). При этом в ВАСО еще продолжается техперевооружение для выпуска новых типов самолетов. Начало серийных поставок Ил-112В намечено на 2023 год.

В руководстве предприятия и в его головных структурах ожидали, что 2020 год будет более успешным для завода. В 2019-м тогдашний гендиректор ПАО «Ил» Юрий Грудинин говорил о планах завершить строительство двух Ил-96-300 для государственных спецзаказчиков и об ожидаемом начале производства еще двух, о передаче на летные и сертификационные испытания первого Ил-96-400М, о начале сертификации гражданской версии Ил-112. Впрочем, прогнозы не могли учитывать будущую пандемию коронавируса, повлиявшую, в частности, на ход доработок Ил-112В. Но и до пандемии, в 2019 году, завод также преимущественно выполнял этапы по строительству самолетов, не поставляя готовые серийные изделия заказчикам. В то же время предприятие выпускало и продолжает производить агрегаты для транспортного Ил-76МД-90А, пассажирских Ил-114 и МС-21.

В ОАК обещают загрузить ВАСО производством серийной продукции. 1 июля прошлого года гендиректор ПАО «Ил» Сергей Ярковой заявил, что «на ближайшие годы» ВАСО будет обеспечено заказами по Ил-96-300 помимо планов по началу производства Ил-96-400М и Ил-112.

Главный редактор отраслевого портала Avia.ru Роман Гусаров считает, что отчетность ВАСО «еще не говорит о том, что завод ничего не делает»: «Сказывается цикличность производства — предприятие выпускает единичную, а не серийную продукцию. Цикл сборки Ил-96 — несколько лет, и если бы передача заказчику произошла в отчетном году, можно было бы порадоваться за показатели завода. ВАСО по-прежнему выпускает компоненты для других авиапредприятий, с которыми находится в кооперации, продолжает собирать самолеты — но эта сборка не вылилась в конечную продукцию, за которую платят деньги». Господин Гусаров подчеркнул, что все выполненные работы будут оплачены: «Все текущие производственные программы профинансированы. Другое дело, что внутри ОАК бывают спорные схемы. Например, была ситуация, пусть и достаточно давно, когда заводы отчитывались об убытках, а ОАК — о прибыли. Тогда выяснилось, что деньги государства ОАК отдавала своим же заводам под проценты. Впоследствии руководство корпорации сменилось».

По словам господина Гусарова, сравнивать ВАСО с другими предприятиями авиапрома не всегда возможно: «У многих других заводов есть относительно стабильные заказы на боевую технику, Sukhoy Superjet или МС-21. У ВАСО их не будет, пока не завершат испытания Ил-112». При этом мировой авиационный кризис, разразившийся из-за коронавируса, на ВАСО отразиться не должен, полагает эксперт: «Удар придется по основным производственным мощностям Boeing и Airbus. А ВАСО ничего не может предложить вне зависимости от кризиса. Даже Ил-96-400М — очень нишевый продукт, невостребованный в коммерческой авиации. Этот самолет — отличный, но ему как минимум придется ждать двигателя ПД-35 (за счет него можно отказаться от четырех нынешних двигателей в пользу двух мощных для большей экономичности. — „Ъ“), а это произойдет не раньше 2025 года. Пока же у самолета есть потенциал для военных — например, в "двухпалубном" исполнении он может перебросить около 800 бойцов. У военных другие приоритеты и экономика, и четыре двигателя, дающие дополнительную надежность, могут быть плюсом».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд



Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer