В конце прошлого месяца президент Украины Владимир Зеленский ввел санкции против Skyrizon, китайской авиационной компании, которая пыталась купить Мотор Сич — жемчужину украинской оборонной отрасли.
Skyrizon была внесена в черный список Пентагона в последние дни президентства Дональда Трампа. На компанию были наложены экспортные ограничения из-за ее «значительных связей» с китайскими военными и попыток «приобрести и внедрить иностранные военные технологии, [которые] представляют значительную угрозу национальной безопасности и интересам внешней политики США».
Эксперты по Китаю и военные аналитики считают, что санкции Украины могут замедлить, но не остановить технологическое развитие Поднебесной.
Шукор Юсоф (Shukor Yusof) из исследовательской компании Endau Analytics заявил, что Skyrizon придется пересмотреть свою стратегию после этой неудачи.
«Китай продолжит добиваться прогресса в авиационной отрасли с иностранной помощью или без нее, но, если будут введены дополнительные санкции, его рост может быть приостановлен», — сказал он.
Согласно отчету Министерства обороны США, опубликованному в прошлом году, Китай в последние годы сделал большой скачок в своих военных технологиях, но в авиационной промышленности он все еще продолжает попытки создать надежные высокопроизводительные авиационные двигатели.
«У китайцев есть технология создания двигателей, но они не такие хорошие, как делают западные компании. Это объясняет, почему ARJ и C919 [китайские пассажирские самолеты] используют иностранные силовые установки», — сказал Юсоф.
«Однако отправка миссии на Луну и успешное строительство авианосца показывают, что это вопрос о том, когда, а не если Китай наберет скорость в росте».
Китай давно приглядывается к Украине, унаследовавшей примерно треть оборонной промышленности Советского Союза, в стремлении модернизировать свою военную технику.
Первый авианосец Китая «Ляонин» был модернизацией советского авианосца «Варяг», который КНР купила у Украины через гонконгского бизнесмена. В 2017 году Украина стала вторым по величине иностранным поставщиком оружия в Китай после России.
Поскольку Мотор Сич является одной из крупнейших авиационных компаний в мире, производящих широкий спектр турбореактивных, турбовинтовых и турбовальных двигателей для гражданских и военных самолетов и вертолетов, ее приобретение было воспринято как шанс для Китая сократить свою зависимость от американских и российских технологий.
Сообщается, что Skyrizon приобрела 41% акций Мотор Сич в начале 2017 года, а затем увеличила эту долю до 80% через несколько иностранных компаний, но в том же году этот пакет акций был заморожен до официального рассмотрения Киевом. В 2019 году Skyrizon снова предприняла попытку приобрести Мотор Сич в партнерстве с украинским конгломератом DCH, принадлежащим финансовому магнату Александру Ярославскому.
Через два дня после подписания указа о введении санкций в отношении Skyrizon, его владельца Вана Цзина и трех связанных компаний Зеленский заявил американскому интернет-изданию Axios, что не считает Китай главной геополитической угрозой, но не позволит ему купить контрольный пакет акций Мотор Сич.
Министерство иностранных дел Китая заявило, что Пекин выступает против любого правительства, вводящего односторонние санкции против китайских компаний, которым, по его словам, всегда предлагалось вести легальную деятельность за границей.
Параллельно Мотор Сич в прошлом месяце подписал контракт с Народно-освободительной армией Китая на рекордную сумму в 800 миллионов долларов. По данным журнала Defense Express, сделка включает 400 турбореактивных двухконтурных двигателей АИ-322.
Юэ Ган, полковник НОАК в отставке и военный обозреватель, отметил, что освоение технологии создания высокопроизводительных авиационных двигателей будет по-прежнему иметь ключевое значение в процессе модернизации военной промышленности Китая.
«Авиационные двигатели — это жемчужина современной индустрии и ориентир общего развития нашей отрасли. Наши оригинальные разработки все еще отстают по своим характеристикам и долговечности, — сказал он. — Несмотря на расторжение сделки с Украиной, мы все же наняли украинских инженеров. Разрыв для нас, чтобы наверстать упущенное, больше не так велик, как раньше».
Для украинских оборонных предприятий китайские инвестиции стали спасением. Доходы Мотор Сич упали на 40% после того, как она была вынуждена разорвать отношения со своим крупнейшим клиентом, Россией, из-за санкций, введенных Киевом в связи с присоединением Москвой Крыма в 2014 году и ее поддержкой пророссийских сепаратистов на востоке Украины.
Однако, несмотря на то, что Китай стал главным торговым партнером Украины в 2019 году, та гораздо больше нуждается в политической поддержке и военной помощи со стороны Вашингтона в ее продолжающейся борьбе с поддерживаемыми Россией сепаратистами в восточном Донбассе.
Во время своего визита в Киев в 2019 году бывший советник США по национальной безопасности Джон Болтон оказал давление на правительство Украины, чтобы оно заблокировало приобретение Мотор Сич. В то время Украина оказалась втянутой во внутрипартийную борьбу США из-за давления со стороны Трампа в связи с расследованием дела его конкурента на выборах Джо Байдена.
Киев был снова вовлечен в политическую битву в Вашингтоне в конце прошлого года, в разгар выборов в США, когда сын Байдена Хантер подвергся проверке из-за его связей со скандальной украинской газовой компанией.
«Благодаря своему стратегическому положению Украина всегда была в авангарде цивилизационных конфликтов и геополитического соперничества», — сказал Ван Ивэй, директор Центра европейских исследований Народного Университета. По его словам, Украина оказалась не только в центре геополитической борьбы между Москвой и Вашингтоном, но и в центре соперничества Китая и США.
«[Недавнее решение Украины наложить санкции на китайские компании] является доказательством верности новой администрации США. По мнению Байдена, сосредоточив внимание на Китае, он может отвлечь внимание от скандала вокруг его сына в Украине», — сказал Ван.