Письмо президенту
12 ноября председатель совета директоров АО «Авиационная промышленность» Виктор Кузнецов и гендиректор строительной компании «Сити-Девелопер» Владимир Кочерыгин направили президенту России Владимиру Путину совместное обращение с просьбой поддержать проект создания Национального музея воздухоплавания и авиации в рамках комплексного освоения территории за счет частных инвестиций в Москве на Ходынском поле (бывшая территория самолетостроительной корпорации МиГ, 1-й Боткинский проезд). Копия обращения есть у РБК, содержание письма подтвердили в пресс-службе «Авиационной промышленности».
РБК направил запрос пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову.
«Общий объем инвестиций по комплексному освоению территории, созданию музея и компенсации за земельные участки составит более 200 млрд руб., а также обеспечит более 5 тыс. рабочих мест», — утверждают авторы. Без реализации проекта «на базе сохранившегося ансамбля высоких образцов промышленной архитектуры исторической застройки начала XX века» произойдет «национальная трагедия утраты важных культурных и исторических ценностей». В письме также говорится, что компания «Сити-Девелопер» готова выступить в качестве частного инвестора проекта.
Кузнецов и Кочерыгин указывают, что по поручению заместителя председателя правительства Юрия Борисова концепция создания первого в России Национального музея воздухоплавания и авиации была рассмотрена и одобрена Минпромторгом, Минкультуры, Минобороны, Росимуществом, правительством Москвы, а также Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК, входит в «Ростех»), которая является балансодержателем территории, где предлагают построить музей.
В аппарате Борисова сообщили РБК, что он, как курирующий авиастроение вице-премьер, всячески поддерживает популяризацию отрасли, однако поручений, связанных с реализацией имущественного комплекса ОАК, не давал и дать в принципе не мог: у комплекса есть собственник, который сам этим имуществом должен наилучшим образом распорядиться с учетом программы финансового оздоровления ОАК.
В Минпромторге воздержались от комментариев. РБК также направил запросы в Минкультуры, правительство Москвы и Минобороны.
Концепция музея воздухоплавания и авиации
Цель Национального музея воздухоплавания и авиации — комплексно представить более чем вековую отечественную историю авиапромышленности и ее технического развития, говорится в концепции музея, которую «Авиапром» предоставил РБК. Предполагаемая территория этого комплекса — 17 га.
«Ростех» поднял на ₽5 млрд стартовую цену территории «МиГ» в Москве
Бизнес
Музейный комплекс будет состоять из восьми частей. Это собственно музей с депозитарием, кино- и фотоархивом, экспозиционно-выставочной частью и дендропарком с площадками авиационной техники и авиакосмическими аттракционами, а также научно-техническая библиотека на базе библиотечных фондов технической литературы корпорации МиГ, научно-исследовательский реставрационный центр, издательство и др.
На территории, где предполагается создать музей, сохранились исторически и архитектурно значимые здания, которые пока не поставлены на соответствующий учет, пояснила РБК доцент кафедры конструкции зданий и сооружений Московского архитектурного института Ольга Суслова. «Все они образуют единый ансамбль, это история всего завода и всех, кто там работал. Пока объектом культурного наследия признана только фабрика-кухня», — уточнила эксперт.
На территории предполагаемого музейного комплекса 15 зданий, имеющих признаки исторических памятников, сообщили РБК в «Авиапроме». Среди них следующие.
- Корпус завода «Дукс» — один из первых авиазаводов в России и мире, редкий образец постройки из силикатного кирпича 1910-х годов.
- Кирпичное здание 1871 года. Его уцелевший корпус, входивший в архитектурный ансамбль Ходынской водокачки, — первое капитальное сооружение на Ходынском поле (считалось утраченным).
- Здание Московской школы авиации 1910-х годов постройки.
- Крыльевой цех завода «Авиаработник» — конец 1920-х годов, в стиле конструктивизма.
- Ангар № 7 завода «Авиаработник» — постройка 1920-х годов в стиле раннего конструктивизма.
- «Ангар Чкалова». После 1933 года в нем хранились образцы новой техники, которую тестировал прославленный летчик-испытатель Валерий Чкалов. Из этого ангара он направился в свой последний полет 15 декабря 1938 года.
Битва за Ходынское поле
Входящая в «Ростех» ОАК, являющаяся балансодержателем территории площадью почти 60 га, о которой идет речь в письме представителей «Авиапрома» и «Сити-Девелопера», 3 ноября выставила ее на торги по стартовой цене 35 млрд руб., затем она была поднята до 40 млрд. Прием заявок продлится до 20 декабря, открытый аукцион пройдет еще через два дня.
Глава «Ростеха» Сергей Чемезов сообщил, что почти все крупные девелоперы выразили желание участвовать в конкурсе и вырученные средства пойдут на программу финансового оздоровления ОАК.
Территория выведена из промышленной эксплуатации, производство на ней остановлено несколько лет назад, сообщили РБК в пресс-службе ОАК, так что продажа не повлияет на выполнение контрактных обязательств корпорации. «Востребованное оборудование и ключевые специалисты перераспределены прежде всего на современные производства в контуре АО «РСК «МиГ» в подмосковных Луховицах и Нижнем Новгороде, где продолжается серийный выпуск авиационной техники», — уточнили в ОАК.
После объявления торгов, 8 ноября, «Авиапром», как сообщила газета «Коммерсантъ», направил письмо на имя Борисова, Чемезова и главы Минпромторга Дениса Мантурова с предложением рассмотреть возможность реализовать на продаваемой территории инвестпроект, предполагающий создание Национального музея воздухоплавания и авиации и масштабную жилую застройку (копия письма есть у РБК), 15–17 га исторической застройки предлагалось передать музею, а остальные 40 га отдать под застройку компании «Сити-Девелопер». В обмен «Ростеху» предлагалась компенсация в размере 11 млрд руб., а также 10% возведенной коммерческой недвижимости (ориентировочная стоимость 30,7 млрд руб.). Авансом, на подготовительные процессы для запуска проекта музея, «Сити-Девелопер», говорится в письме, готов выделить 1 млрд руб.
Позиции инициаторов проекта и собственника
В пресс-службе «Сити-Девелопера» пояснили РБК, что в середине 2020 года в компанию обратились представители «авиационной общественности» с просьбой поддержать проект создания Национального музея воздухоплавания и авиации на исторической площадке с последующей инициативой по его реализации. «После длительного рассмотрения «Сити-Девелопер» решил поддержать данную инициативу с учетом значимости и масштабности потенциального музея», — сообщили в пресс-службе компании. Реализация музея и сохранение комплексной исторической застройки с учетом масштаба «невозможна без частного финансирования, которое не представляется возможным без предложенной инициативы».
На вопрос РБК, намерена ли компания «Сити-Девелопер» участвовать в конкурсе на территорию по 1-му Боткинскому проезду, в компании ответили, что участие в конкурсе и создание музея такого масштаба «экономически просто невозможно». «А с учетом понимания территории и расположенных на ней памятников архитектуры и культуры, их оптимизации/перестройки/реорганизации для коммерческого применения без интеграции федерального музея не соответствует политике компании и вектору по сохранению истории», — заключили в пресс-службе «Сити-Девелопера».
В пресс-службе «Ростеха» сообщили РБК, что госкорпорация самостоятельно определяет, как распорядиться своими активами. «Мы действуем в интересах государства и выберем тот вариант, который лучшим образом будет способствовать решению государственных задач. Средства от реализации земельно-имущественного комплекса имеют четкий целевой характер и будут направлены на погашение обязательств в соответствии с программой финансового оздоровления ОАК», — пояснили в госкорпорации, отметив, что предлагаемая компанией «Сити-Девелопер» цена заметно ниже рыночной.
Источник РБК, близкий к «Ростеху», подчеркивает, что «дарить землю под обещания построить музей или квартиры в планы корпорации не входит». Национальный музей воздухоплавания и авиации — важный проект, но у «Авиапрома» нет собственных воздушных судов для этого музея, нет согласованной концепции, указал собеседник РБК. «Нет ничего, кроме писем, которые уже больше двух лет рассылаются по всем возможным адресам», — заключил он. По его словам, в «Ростехе» прорабатывают проект создания музея авиации и «в качестве потенциальной площадки рассматривается авиастроительный инженерно-конструкторский центр, который будет строиться в Москве».