Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиаэксперты похвалили диспетчеров, «разруливших» ситуацию с самолетом-разведчиком НАТО


5 декабря 2021 года Сергей Вальченко, MK.ru


Активность авиации НАТО над Черным морем едва не вышла боком. Самолеты-шпионы, которые совершают разведывательные полеты вблизи Крыма, следуя своим, только им известным курсом, прут напролом и не обращают внимания на международные воздушные коридоры для гражданских лайнеров. В результате российские диспетчеры чудом спасли от столкновения аэробус А330, летевший из Тель-Авива в Москву, с самолетом-разведчиком НАТО CL600. Эксперты рассказали «МК», в чем опасность таких инцидентов.

Активность авиации НАТО над Черным морем едва не вышла боком. Самолеты-шпионы, которые совершают разведывательные полеты вблизи Крыма, следуя своим, только им известным курсом, прут напролом и не обращают внимания на международные воздушные коридоры для гражданских лайнеров. В результате российские диспетчеры чудом спасли от столкновения аэробус А330, летевший из Тель-Авива в Москву, с самолетом-разведчиком НАТО CL600. Эксперты рассказали «МК», в чем опасность таких инцидентов.

Гражданские самолеты на международных трассах двигаются в небе не хаотично, а по установленным коридорам, на определенных высотах (эшелонах) и над выделенными ориентирами. Делается это для того, чтобы исключить столкновение воздушных судов и обеспечить непрерывность связи экипажей с наземными пунктами управления. Один диспетчерский пункт «ведет» каждый борт в своей зоне ответственности, а потом передает другому.

В этой системе управления воздушным движением случаются, к сожалению, сбои. И тогда в небе разыгрываются настоящие трагедии. Так, 24 августа 1981 года в небе над Амурской областью около Завитинска столкнулись пассажирский Ан-24РВ и ракетоносец Ту-16К, выполнявший разведку погоды. Погибли 37 человек. Чудом выжила пассажирка Ан-24 Лариса Савицкая, пережившая падение с высоты 5220 метров.

Еще одна похожая трагедия произошла 1 июля 2002 года над Боденским озером. В небе над Германией около Юберлингена и Боденского озера столкнулись пассажирский авиалайнер Ту-154М авиакомпании «Башкирские авиалинии» и грузовой самолет Boeing 757-200PF авиакомпании DHL. Погиб 71 человек, включая 52 ребенка, летевший на российском самолете.

Та история имела драматичное продолжение. В силу разных причин диспетчер Петер Нильсен в тот день не смог развести в небе самолеты и предупредить трагедию.  Потерявший в катастрофе жену  и двоих детей гражданин РФ Виталий Калоев убил в Швецарии Петера Нильсена, нанеся ему 12 ножевых ранений. Калоев был признан виновным в убийстве и приговорён к 8 годам заключения. После апелляций был досрочно освобожден и вернулся в Россию.

3 декабря 2021 года над Черным морем тоже была опасность столкновения самолетов. Но ее удалось избежать. Росавиация 5 декабря раскрыла детали происшествия. Все произошло утром 3 декабря, в 09:53 мск. Вблизи района ответственности российских органов обслуживания воздушного движения самолет-разведчик НАТО CL600 неожиданно начал резкое снижение с высоты 11 тыс. метров до 9,2 тыс. метров. При этом он пересекал установленный для гражданских воздушных судов  воздушный  коридор. Воздушный хулиган на запросы с земли не отвечал.

В это же время через этот район проходили маршруты гражданских лайнеров: самолета А330 компании «Аэрофлот», летевшего из Тель-Авива в Москву, и мальтийского CL650, следовавшего из Сочи в Скопье (Северная Македония). На борту А330 было 142 пассажира. Как сообщила  Росавиация, «оперативно были изменены направления и эшелоны полетов гражданских воздушных судов». В результате все обошлось.

Однако «осадок» от поведения в воздухе самолета-шпиона остался. Росавиация будет инициировать направление протеста по дипломатическим каналам в связи с опасной ситуацией.

Как сказал «МК» пилот с 40-летним стажем, в недавнем прошлом командир экипажа Владимир Сальников, в его летной биографии подобное случалось.

– Было такое. Американцы очень часто все эти ненормальные приемы использовали над Афганистаном. Я тогда летал на Ил-96. У американцев в Средней Азии были базы, и они подходили буквально «под брюхо» гражданских самолетов с выключенными транспондерами – ответчиками. А потом, когда они их включали секунд на десять, как бы баловались, сразу в нашей кабине звучала команда аппаратуры опасного сближения TCAS: «тяни вверх» или, наоборот, «снижайся».

Если я получаю от TCAS команду на изменение курса, я обязан это выполнить. Я начинаю изменять курс с докладом наземному диспетчеру, а над Афганистаном связь плохая была, то есть с первого раза сразу не докричишься. А американцы от этого веселились. И в других районах такое же бывало.

– Диспетчеры сейчас хорошо сработали?

– На пунктах управления воздушным движением сидят гражданские диспетчеры и рядом – военные, которые используют данные своих локаторов. Информация взаимная. Когда ненормальная ситуация, как в данном случае, работают вместе.

Вопрос тут только к экипажу разведчика: зачем все эти опасные сближения делать? Тем более непредсказуемые. Которые нельзя спрогнозировать другим экипажам – до какой высоты он будет снижаться и какой курс возьмет.

TCAS начинает срабатывать за 30 километров. Когда экипаж докладывает на землю, что выдана команда TCAS на изменение курса и высоты, диспетчеру тоже задача усложняется: ему надо все соседние воздушные суда оповестить, развести. Это создает большие сложности для летчиков и диспетчеров.

Комментируя инцидент, ведущий авиаэксперт, главный редактор интернет-портала AVIA.RU Роман Гусаров сказал «МК»:

– Диспетчерские службы выполнили то, что они должны были сделать. Все полеты гражданской авиации проходят по международным трассам, коридорам, а не просто где попало. В этих коридорах полеты осуществляются под надзором наземных диспетчерских служб.

Любой гражданский борт заранее подает информацию о своем полете в систему управления воздушным движением. Диспетчеры точно знают: на этом маршруте должен лететь такой-то самолет такой-то авиакомпании, на такой-то высоте. У него обязательно стоит ответчик, который выдает информацию и благодаря которому диспетчеры «видят» все данные о борте, вплоть до параметров полета. С экипажем можно связаться и переговорить.

То есть диспетчеры эти самолеты «ведут», чтобы те летели на нужной высоте, с нужным интервалом, в нужном направлении. Никаких других самолетов, а тем более не подчиняющихся органам управления воздушным движением, на трассе быть не должно.

Если вдруг на этом маршруте появляется какой-то непонятный самолет, неопознанный, такое своего рода НЛО, да еще и не отвечающий на запросы и не подчиняющийся командам диспетчеров, то он является угрозой. Потому что никто не знает, как он себя поведет.

Учитывая то, что на маршруте находится какой-то летательный аппарат, диспетчеры приняли правильное решение: самолеты увести на внеплановые высоты и маршруты, чтобы облететь опасную зону. Опасность в непредсказуемости поведения «НЛО». Информации о нем не было, экипаж не отвечал.

– Меры воздействия на нарушителей есть?

– Особых нет. Можно пожаловаться в Международную организацию гражданской авиации о том, что самолеты-разведчики выполняют полеты, которые угрожают безопасности полетов гражданской авиации.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer