Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Шпион по найму: кому принадлежал едва не столкнувшийся с лайнером "Аэрофлота" самолет


5 декабря 2021 года Антон Лавров, Ирина Цырулева, Андрей Федоров, Максим Талавринов, Известия


Соединенными Штатами в качестве средств радиоэлектронной разведки. Об этом «Известиям» сообщили источники в Минобороны РФ. 3 декабря экспериментальный разведчик, экипаж которого состоял из так называемых «контракторов», чудом избежал столкновения с пассажирском лайнером «Аэрофлота». Произошло это на фоне резкой активизации сил НАТО в регионе — как заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, действия ВВС США и их союзников уже создают угрозу для гражданской авиации. И хотя на нынешнем уровне активность разведавиации не должна привести к ограничениям полетов, дальнейшая эскалация напряженности может вызвать появление бесполетных зон над Черным морем, считают опрошенные «Известиями» эксперты.


CL600 — популярная серия коммерческих самолетов, которые производятся канадской компанией Bombardier. В серию входит около десятка различных модификацией и наиболее продвинутой среди них считается CL650, совершившая первый полет в 2015-м году.

Соединенными Штатами в качестве средств радиоэлектронной разведки. Об этом «Известиям» сообщили источники в Минобороны РФ. 3 декабря экспериментальный разведчик, экипаж которого состоял из так называемых «контракторов», чудом избежал столкновения с пассажирском лайнером «Аэрофлота». Произошло это на фоне резкой активизации сил НАТО в регионе — как заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, действия ВВС США и их союзников уже создают угрозу для гражданской авиации. И хотя на нынешнем уровне активность разведавиации не должна привести к ограничениям полетов, дальнейшая эскалация напряженности может вызвать появление бесполетных зон над Черным морем, считают опрошенные «Известиями» эксперты.

Курс на столкновение

Инцидент, по данным Росавиации, произошел утром 3 декабря. Как сообщили в агентстве, самолет-разведчик CL600 «выполнял полет с интенсивным снижением с высоты 11 тыс. до 9200 м, пересекая установленную для гражданских воздушных судов трассу». На запросы органов обслуживания воздушного движения экипаж не отвечал, и диспетчерам пришлось оперативно поменять направления и эшелоны полетов сразу двух пассажирских лайнеров, чтобы предотвратить опасность столкновения. Одним из них был Аirbus A330-300 авиакомпании «Аэрофлот», следовавший из аэропорта Бен-Гурион в Москву, другим — мальтийский Bombardier CL650, летевший из Сочи в Скопье (Северная Македония).


В «Аэрофлоте» подтвердили «Известиям» информацию о смене эшелона летевшего из Тель-Авива в Москву гражданского лайнера по указанию диспетчера, так как его траекторию пересекало другое воздушное судно. Экипаж выполнил команды диспетчеров по смене эшелона и в момент расхождения наблюдал другое воздушное судно визуально. В авиакомпании добавили, что на борту находились 142 пассажира.

Увеличившаяся интенсивность полетов самолетов НАТО у границ РФ создает риски опасных инцидентов в отношении гражданских воздушных судов, заявили в Росавиации. В ведомстве сообщили, что в связи с обозначенными опасениями и увеличением частоты подобных случаев российская сторона направит протест по дипломатическим каналам.

Сейчас катастрофу в воздушном пространстве над открытыми водами Черного моря удалось предотвратить, но это не означает, что США и НАТО могут и впредь безнаказанно рисковать жизнями людей, заявила 5 декабря официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

— Такого не было даже во время холодной войны. Тогда самолеты-шпионы были только военными, — рассказал «Известиям» бывший командующий 4-й армией ВВС и ПВО, экс-гендиректор ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Валерий Горбенко. — Американский самолет вел себя по большому счету как военный борт. Он пересекал международную трассу. По правилам он обязан был связаться с пунктом управления, в зоне ответственности которого находился, и запросить высоту, эшелон, на котором он бы мог безопасно пройти. Нормальная гражданская машина именно так и сделала бы.

Bombardier Challenger 650 ARTEMIS с гражданскими экипажами, состоящими из контракторов, США уже пару лет использует в качестве самолетов радиоэлектронной разведки, рассказали «Известиям» источники в российском оборонном ведомстве и авиационной отрасли. Базируясь в Румынии, эти воздушные суда регулярно применяются в том числе и над Черным морем, уточнили собеседники редакции.

История, произошедшая с «Аэрофлотом» — далеко не первая за последние годы: после 2014 года натовские разведчики регулярно создавали и продолжают создавать опасные ситуации над Черным морем, утверждает источник «Известий» в авиакругах.

— К сожалению, никакие санкции, насколько мне известно, по итогам таких авиапроисшествий ни к кому не применялись, — отметил он.

По его словам, реальных рычагов влияния на создающих опасные ситуации в воздухе и нарушающих международное воздушное право «партнеров» на сегодня нет — если, конечно, не считать силы ПВО.

Повышенная активность американских разведывательных воздушных судов над Черным морем наблюдается уже не первый год, подтвердил в беседе с «Известиями» и авиаэксперт, исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

— Ситуация, когда воздушное судно не реагирует на многочисленные вызовы диспетчеров, управляющих воздушным движением, чрезвычайно опасна, так как создает предпосылки к авиационным происшествиям, потенциально с тяжелыми последствиями. Однако действенных мер против подобных нарушений не существует: запретить выполнение таких полетов нельзя, пресекать их, если отсутствуют факты нарушения государственной границы, тоже невозможно, — добавил он.

По данным эксперта, ранее самолеты-разведчики, как правило, либо использовали эшелоны, отличные от типичных для гражданской авиации, либо маршруты их следования не пересекали международные воздушные трассы, либо соблюдались все требования по вертикальному и горизонтальному эшелонированию.

«Известия» направили в крупные российские авиакомпании запросы с просьбой сообщить, сталкивались ли они ранее с подобными инцидентами и каковы были их последствия. В «Аэрофлоте» от комментариев отказались, в S7 заявили об отсутствии таких случаев, а от остальных перевозчиков на момент публикации комментариев не поступило.

Крылатая «Артемида»

Самолеты разведки и целеуказания Bombardier Challenger 650 ARTEMIS принадлежат частным компаниям, работающей на Пентагон по контракту. Всего в распоряжении американского военного ведомства два ARTEMIS. Один с бортовым номером N488CR принадлежит компании LASAI AVIATION LLC, а второй — №N9191 — TENAX AEROSPACE LLC. Пока неизвестно, какой именно из этих двух самолетов стал участником инцидента над Черным морем.

Основной экипаж ARTEMIS, включая пилотов, предоставляется контрактором, пояснили источники «Известий», знакомые с ситуацией. Военное ведомство США лишь установило на переоборудованный серийный бизнес-джет экспериментальный набор сенсоров и разместило свой персонал, который с ним работает.

В будущем новые разведчики должны прийти на смену устаревшим армейским Beechcraft RC-12X Guardrail, которые эксплуатируются американцами со времен холодной войны. Турбореактивный ARTEMIS имеет увеличенные по сравнению с ними скорость и дальность полета, может дольше патрулировать в воздухе. По сообщениям представителей Пентагона, он лучше подходит для «действий в опасных регионах с хорошей противовоздушной обороной».

В состав оборудования ARTEMIS, помимо мощного радара, входит аппаратура радиотехнической разведки. Она обнаруживает электромагнитные сигналы от радаров и радиостанций и определяет точное местонахождение их источника с расстояния в сотни километров. Кроме того, самолет оснащен приборами для дистанционной прослушки каналов связи. Информация о найденных объектах обрабатывается в автоматизированном режиме. Ее можно использовать для наведения в реальном времени высокоточного оружия.

Один из двух прототипов таких самолетов перебросили в Европу в сентябре прошлого года. Имеется информация, что он уже выполнял разведывательные миссии над Черным морем, а также над Грузией, пролетая вдоль границ Абхазии и Южной Осетии.

В этом году такие самолеты приняли участие в крупнейших учениях НАТО Defender Europe, действуя преимущественно над Балтикой. После этого они вновь регулярно отмечались в Черноморском регионе.

По словам бывшего командующего 4-й армией ВВС и ПВО и экс-генерального директора ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Валерия Горбенко, использование коммерческого «борта» дает Пентагону возможность при необходимости отрицать свою причастность к любому опасному происшествию. Всегда будет возможность свалить авиационный инцидент на ошибку пилотов, не являющихся военнослужащими.

«Известия» направили в Пентагон запрос с просьбой подтвердить факт инцидента и разъяснить, как обеспечивается безопасность полетов гражданской авиации при действии разведывательных самолетов США и контракторов над Черным морем. На момент публикации ответ получен не был.

Беспокоящее присутствие

В прошлом месяце на фоне морских учений НАТО и его заявлений о возможности агрессии России против Украины резко выросла активность авиации блока над Черным морем. МИД РФ 30 ноября заявил, что каждую неделю средства контроля фиксировали возле границы нашей страны свыше 50 иностранных беспилотников и самолетов-разведчиков.

— НАТО целенаправленно испытывает нас на прочность направлением военных кораблей и самолетов в зоны в непосредственной близости от наших границ, вынуждая Россию реагировать, — подчеркнули во внешнеполитическом ведомстве.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя публикации американских СМИ о вероятном нападении на Украину, сказал, что в отношении Москвы происходит много провокационных действий, включая активные полеты самолетов-разведчиков НАТО.

По его словам, Североатлантический альянс активно действует вблизи российских границ, в воздухе, воде и на суше.

— Мы должны быть начеку. Это же не наши друзья, это же не белорусские самолеты летают, наших союзников, это летают самолеты тех, кто декларирует своей целью сдерживание РФ, и тех, кто называют РФ врагом, — указал Песков.

Глава российского МИД Сергей Лавров ранее заявил, что НАТО и США прикладывают усилия по сдерживанию России, проводя агрессивную политику в отношении Москвы, имея ввиду их возросшую активность в Черноморском регионе.

Минобороны РФ также неоднократно сообщало об увеличении активности воздушной разведки стран Североатлантического альянса в Черном море и призывало западных партнеров отказаться от этих действий, на что не последовало никаких реакций.

По данным оборонного ведомства за прошлую неделю воздушную разведку у границ России вели 31 иностранный самолет и шесть беспилотных летательных аппаратов. При их приближении к границам страны на сопровождение дважды поднимались истребители из состава дежурных сил противовоздушной обороны.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer