Проблемные вопросы развития беспилотной авиации в Российской Федерации в 2021 г. неоднократно рассматривались на совещаниях и мероприятиях различного уровня.
Важнейший импульс целевой работе уполномоченных органов и заинтересованных организаций в развитии беспилотной авиации придали итоги совещания 2 ноября 2021 г. у Президента Российской Федерации с руководящим составом Министерства обороны и оборонно-промышленного комплекса. Комплекс вопросов всестороннего развития в нашей стране беспилотной авиации был рассмотрен на таком уровне впервые. Президент отметил необходимость использования накопленного опыта и новейших технологий, включая искусственный интеллект, при создании, применении и развитии беспилотных авиационных систем (БАС) и беспилотных воздушных судов (БВС) различного назначения. По результатам совещания даны соответствующие поручения.
Минпромторгу России с участием Минобороны России и других заинтересованных ведомств поручено разработать и представить до конца 2021 г. в коллегию Военно-промышленной комиссии Российской Федерации (ВПК РФ) проект Межведомственной комплексной целевой программы создания комплексов с беспилотными летательными аппаратами (беспилотных авиационных систем) до 2027 г. и на период до 2032 г. (Программа).
Этот документ является актуализацией ранее действующей Меж-ведомственной комплексной целевой программы до 2025 г. с учетом существенного изменения условий развития беспилотной авиации и потребностей государственных заказчиков. Программа предусматривает поэтапное решение комплекса правовых и технологических проблем безопасной интеграции БВС различного класса и назначения в единое воздушное пространство с пилотируемой авиацией, а также их группового применения при выполнении различных видов деятельности, направленных на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства с использованием технологий искусственного интеллекта при управлении БВС.
Задачи и планируемые результаты Программы взаимосвязаны с утвержденной ранее Правительством Российской Федерации «дорожной картой» Национальной технологической инициативы по направлению «Аэронет», в которой также содержится перечень мероприятий и основополагающих нормативных правовых актов воздушного законодательства, подлежащих разработке и уточнению. По замыслу разработчиков «дорожной карты» актуальное нормотворчество обеспечит развитие беспилотных технологий и ускорит внедрение БАС/БВС в транспортной сфере, в том числе правовое регулирование вопросов совместных полетов пилотируемых и беспилотных ВС в едином воздушном пространстве Российской Федерации.
Следует отметить, что в настоящее время в мировом авиационном сообществе ведется активная работа по внедрению документов, способствующих безопасному взаимному применению БВС и пилотируемых воздушных судов (ВС). Также решаются задачи интеграции БВС в национальные воздушные пространства: восполняются технологические пробелы, реализуются пилотные проекты, создается нормативная база.
Работы в этой области проводятся и в Российской Федерации. В соответствии с решением Совета Безопасности РФ распоряжением Правительства РФ от 5 октября 2021 г. № 2806-р утверждены Концепция интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации (Концепция) и План ее реализации в части развития технологий (План). Это, несомненно, важное, знаковое и ожидаемое событие для всего авиационного сообщества России.
Реализация Концепции и Плана, в первую очередь, предусматривает разработку актуальной нормативной правовой базы в области аэронавигации, разработки, производства, сертификации БВС, навигационного бортового и наземного оборудования, подготовки пилотов и авиационного персонала, обслуживающие БВС в целях их интеграции в единое воздушное пространство Российской Федерации после 2030 г. и обеспечения безопасности полетов пилотируемой и беспилотной авиации.
Во исполнение распоряжения Правительства РФ для реализации Концепции и Плана ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» (НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») сформирован и представлен в установленном порядке на утверждение перечень основных направлений НИОКР по созданию технологий обеспечения безопасного применения БАС в едином воздушном пространстве.
5 октября 2021 г. коллегией ВПК РФ было утверждено Положение о порядке создания авиационной техники военного и авиационной техники специального назначения (Положение), важнейший и давно ожидаемый организациями авиационной промышленности документ. В новое Положение включены пункты, уточняющие и регламентирующие порядок создания: образцов авиационной техники военного назначения и авиационной техники специального назначения, в том числе на базе образцов авиационной техники гражданского назначения; беспилотных авиационных комплексов и комплексов с беспилотными летательными аппаратами (КБЛА).
Новая редакция Положения приведена в соответствие с Воздушным кодексом Российской Федерации. В ней предусмотрен отдельный раздел по созданию и организации испытаний КБЛА. Ведь это, по существу, автономный пласт работы уполномоченных органов и заинтересованных организаций.
Введение Положения в действие, обязательного для всех разработчиков и изготовителей авиационной техники, приводит к единому знаменателю понятийный аппарат и позволяет организациям авиационной промышленности создавать пилотируемую и беспилотную авиационную технику в едином правовом поле.
Ранее (26 апреля 2021 г.) коллегией ВПК была утверждена Концепция развития беспилотных авиационных систем двойного назначения. Также Минпромторг России представит в Правительство РФ проект Концепции применения беспилотных летательных аппаратов гражданского назначения и формирования общих требований к БАС.
С июля 2021 г. вступил в силу утвержденный Росстандартом комплекс национальных стандартов в сфере беспилотных авиационных систем. Положения новых стандартов устанавливают основные функциональные свойства станции внешнего пилота, являющейся одной из ключевых особенностей беспилотной авиации, и содержат спецификацию и общие технические требования к минимальному составу компонентов беспилотных авиационных систем.
А также определяют категоризацию беспилотных авиационных систем с учетом классификации массово-габаритных характеристик беспилотных воздушных судов и типов выполняемых полетов, предписываемых рекомендуемой практикой ИКАО с учетом Правил аэронавигационного обслуживания Российской Федерации.
Конечно, в большей степени вышеуказанные документы предназначены, прежде всего, для организационного и технического регулирования в области создания и развития БАС/БВС государственного и гражданского назначения, а также для решения вопросов нахождения в едином воздушном пространстве пилотируемых и беспилотных ВС на уровне организации единой системы. При этом узким местом, с точки зрения разработчиков, изготовителей и эксплуатантов БАС/БВС, остается полнота нормативного правового обеспечения, позволяющего регламентировать процедуры внедрения в эксплуатацию беспилотных систем и практически обеспечить взаимную безопасность полетов с пилотируемой авиацией.
Следует отметить, что Минтрансом России и Росавиацией в настоящее время проводятся мероприятия по актуализации федеральных авиационных правил (ФАП-147, ФАП-128, ФАП-82) с целью безопасной эксплуатации БВС и их использования для проведения авиационных работ. Вместе с тем в целях обеспечения полноценного государственного регулирования использования БАС/БВС, как полноправной составляющей авиационной транспортной системы, предстоит еще большая работа по внесению необходимых дополнений в части БАС/БВС в широкий перечень других ФАП, регламентирующих деятельность гражданской авиации.
В современном цифровом мире постоянно реализуются новые технические решения. Отсутствие актуальной нормативной базы в значительной степени замедляют и даже препятствует их выходу на рынок услуг. Для решения этой проблемы в мире внедрены «регуляторные песочницы», в которых нормативные требования могут быть ослаблены. Это, по сути, экспериментальная площадка для апробации различных инноваций.
В РФ подобный подход регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» и соответствующими постановлениями Правительства РФ №№ 1308 и 1309 от 5 и 6 августа 2021 г. Их введение позволит существенно ускорить внедрение новых технологических решений и поддержать перспективные направления развития техники, которые ранее в значительной мере сдерживались отсутствием актуальной нормативной базы.
Одним из первых экспериментальный правовой режим (ЭПР) будет введен в Томской области. Подготовка соответствующего проекта постановления Правительства РФ практически завершена. В его рамках планируется использование беспилотников массой более 30 кг для доставки грузов в широком диапазоне, аэрофотосъемки и сельскохозяйственных работ.
Одна из основных целей ЭПР в Томской области – отработка порядка сертификации и допуска БВС и их пилотов к выполнению воздушных перевозок и авиационных работ, а также порядка взаимодействия с центрами организации воздушного движения в обеспечение безопасного выполнения полетов БВС.
Применение в реальных условиях технологических и нормативных решений, заложенных в программе ЭПР, позволит до их принятия в качестве полноценной нормативной базы, регулирующей всю деятельность в сфере беспилотной авиации, на практике отработать и апробировать предлагаемые решения и подготовить предложения о необходимости их распространения на всей территории Российской Федерации.
Также АО «Почта России» совместно с регионами подготовило и направило в Минэкономразвития РФ проект Программы использования БАС на своей экспериментальной маршрутной сети в Чукотском, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненец-ком автономных округах, а также в Камчатском крае. Программа согласована с Минтрансом России и одобрена Правительством РФ.
Конечно, проблем в области развития и внедрения БАС/БЛА в эксплуатацию более чем достаточно. Многие лежат на поверхности и не все из них можно решить посредством ЭПР и совершенствования нормативной правовой базы. Это, помимо интеграции БАС/БВС в единое воздушное пространство, проблемы: практически отсутствия отечественных авиационных поршневых двигателей для БВС, разработки и внедрения новых материалов, элементной базы и программного обеспечения, создания целевой полноценной наземной инфраструктуры и системы послепродажного обслуживания БАС/БВС, разработки и применения собственных отечественных систем навигации и связи. Безусловно, не следует забывать и о большом объеме работ по разработке норм летной годности и методов оценки их соответствия, уточнения процедур сертификации типа и экземпляра БВС, одобрения разработчиков и изготовителей, подготовки кадров и др. В решении комплекса проблемных вопросов важнейшим фактором является консолидация усилий и специалистов заинтересованных министерств, ведомств, научных и других организаций в области беспилотной авиации.
При создании отечественных БАС/БВС уже сегодня необходимо исследовать и учитывать возможное влияние таких глобальных факторов как кибербезопасность и террористические угрозы, социальное принятие (социальная ориентированность), экологическая чистота и необходимость применения альтернативных видов топлива, развитие и применение технологий электродвижения в авиации и др.
В настоящее время в нашей стране работают несколько центров, занимающихся организацией работ в области нормотворчества и планирования внедрения технологий БАС/БВС: Фонд перспективных исследований, рабочие группы при Минтрансе России, Ассоциация «Аэронет», рабочая группа «Аэронет» Национальной технологической инициативы (НТИ) и др.
В области научного, методического и экспертного сопровождения работ по развитию и внедрению БАС/БВС в интересах государственной, гражданской и экспериментальной авиации работают такие авторитетные научные организации как НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» и входящие в его состав государственные научные центры, ЛИИ им. М.М. Громова, ВИАМ, ГосНИИ ГА.
На мой взгляд, несмотря на активную и в целом продуктивную работу этих уважаемых организаций, присутствует разобщенность их действий в реализации стратегических задач по развитию беспилотной авиации в нашей стране.
В связи с этим целесообразно с учетом накопленного научного потенциала и научно-технического задела, опыта по другим видам авиационной техники и уставных задач определить НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» головной организацией по научному и экспертному сопровождению создания и внедрения БАС/БВС двойного назначения, технологий для них и обеспечивающей их инфраструктуры.
Безусловно, вопросы развития беспилотной авиации в Российской Федерации были и остаются в сфере деятельности коллегии ВПК РФ и ее Совета по авиастроению.
Тема развития беспилотной авиации чрезвычайно актуальна, перспективна, сложна и поэтому нуждается в проведении профессиональных дискуссий. И мы уже начали такую работу в начале 2021 г. В этом контексте целесообразно продолжить ее обсуждение в различных форматах, в т. ч. на страницах журнала «Авиасоюз».
Поздравляю ветеранов, всех работников авиационной промышленности и гражданской авиации, членов Совета по авиастроению коллегии ВПК РФ, читателей журнала «Авиасоюз» с наступающим Новым 2022 годом! Искренне всем желаю здоровья, оптимизма, новых ярких впечатлений и достойных результатов в профессиональной деятельности!