Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Об актуальных вопросах развития беспилотной авиации в Российской Федерации


30.12.21 13:32 Андрей Ельчанинов, АвиаСоюз


Проблемные вопросы развития беспилотной авиации в Российской Федерации в 2021 г. неоднократно рассматривались на совещаниях и мероприятиях различного уровня.

Проблемные вопросы развития беспилотной авиации в Российской Федерации в 2021 г. неоднократно рассматривались на совещаниях и мероприятиях различного уровня.

Важнейший импульс целевой работе уполномоченных органов и заинтересованных организаций в развитии беспилотной авиации придали итоги совещания 2 ноября 2021 г. у Президента Российской Федерации с руководящим составом Министерства обороны и оборонно-промышленного комплекса. Комплекс вопросов всестороннего развития в нашей стране беспилотной авиации был рассмотрен на таком уровне впервые. Президент отметил необходимость использования накопленного опыта и новейших технологий, включая искусственный интеллект, при создании, применении и развитии беспилотных авиационных систем (БАС) и беспилотных воздушных судов (БВС) различного назначения. По результатам совещания даны соответствующие поручения.
Минпромторгу России с участием Минобороны России и других заинтересованных ведомств поручено разработать и представить до конца 2021 г. в коллегию Военно-промышленной комиссии Российской Федерации (ВПК РФ) проект Межведомственной комплексной целевой программы создания комплексов с беспилотными летательными аппаратами (беспилотных авиационных систем) до 2027 г. и на период до 2032 г. (Программа). 

Этот документ является актуализацией ранее действующей Меж-ведомственной комплексной целевой программы до 2025 г. с учетом существенного изменения условий развития беспилотной авиации и потребностей государственных заказчиков. Программа предусматривает поэтапное решение комплекса правовых и технологических проблем безопасной интеграции БВС различного класса и назначения в единое воздушное пространство с пилотируемой авиацией, а также их группового применения при выполнении различных видов деятельности, направленных на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства с использованием технологий искусственного интеллекта при управлении БВС.

Задачи и планируемые результаты Программы взаимосвязаны с утвержденной ранее Правительством Российской Федерации «дорожной картой» Национальной технологической инициативы по направлению «Аэронет», в которой также содержится перечень мероприятий и основополагающих нормативных правовых актов воздушного законодательства, подлежащих разработке и уточнению. По замыслу разработчиков «дорожной карты» актуальное нормотворчество обеспечит развитие беспилотных технологий и ускорит внедрение БАС/БВС в транспортной сфере, в том числе правовое регулирование вопросов совместных полетов пилотируемых и беспилотных ВС в едином воздушном пространстве Российской Федерации.

Следует отметить, что в настоящее время в мировом авиационном сообществе ведется активная работа по внедрению документов, способствующих безопасному взаимному применению БВС и пилотируемых воздушных судов (ВС). Также решаются задачи интеграции БВС в национальные воздушные пространства: восполняются технологические пробелы, реализуются пилотные проекты, создается нормативная база. 

Работы в этой области проводятся и в Российской Федерации. В соответствии с решением Совета Безопасности РФ распоряжением Правительства РФ от 5 октября 2021 г. № 2806-р утверждены Концепция интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации (Концепция) и План ее реализации в части развития технологий (План). Это, несомненно, важное, знаковое и ожидаемое событие для всего авиационного сообщества России. 

Реализация Концепции и Плана, в первую очередь, предусматривает разработку актуальной нормативной правовой базы в области аэронавигации, разработки, производства, сертификации БВС, навигационного бортового и наземного оборудования, подготовки пилотов и авиационного персонала, обслуживающие БВС в целях их интеграции в единое воздушное пространство Российской Федерации после 2030 г. и обеспечения безопасности полетов пилотируемой и беспилотной авиации.

Во исполнение распоряжения Правительства РФ для реализации Концепции и Плана ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» (НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») сформирован и представлен в установленном порядке на утверждение перечень основных направлений НИОКР по созданию технологий обеспечения безопасного применения БАС в едином воздушном пространстве.

5 октября 2021 г. коллегией ВПК РФ было утверждено Положение о порядке создания авиационной техники военного и авиационной техники специального назначения (Положение), важнейший и давно ожидаемый организациями авиационной промышленности документ. В новое Положение включены пункты, уточняющие и регламентирующие порядок создания: образцов авиационной техники военного назначения и авиационной техники специального назначения, в том числе на базе образцов авиационной техники гражданского назначения; беспилотных авиационных комплексов и комплексов с беспилотными летательными аппаратами (КБЛА). 

Новая редакция Положения приведена в соответствие с Воздушным кодексом Российской Федерации. В ней предусмотрен отдельный раздел по созданию и организации испытаний КБЛА. Ведь это, по существу, автономный пласт работы уполномоченных органов и заинтересованных организаций.

Введение Положения в действие, обязательного для всех разработчиков и изготовителей авиационной техники, приводит к единому знаменателю понятийный аппарат и позволяет организациям авиационной промышленности создавать пилотируемую и беспилотную авиационную технику в едином правовом поле.

Ранее (26 апреля 2021 г.) коллегией ВПК была утверждена Концепция развития беспилотных авиационных систем двойного назначения. Также Минпромторг России представит в Правительство РФ проект Концепции применения беспилотных летательных аппаратов гражданского назначения и формирования общих требований к БАС.

С июля 2021 г. вступил в силу утвержденный Росстандартом комплекс национальных стандартов в сфере беспилотных авиационных систем. Положения новых стандартов устанавливают основные функциональные свойства станции внешнего пилота, являющейся одной из ключевых особенностей беспилотной авиации, и содержат спецификацию и общие технические требования к минимальному составу компонентов беспилотных авиационных систем.

А также определяют категоризацию беспилотных авиационных систем с учетом классификации массово-габаритных характеристик беспилотных воздушных судов и типов выполняемых полетов, предписываемых рекомендуемой практикой ИКАО с учетом Правил аэронавигационного обслуживания Российской Федерации.

Конечно, в большей степени вышеуказанные документы предназначены, прежде всего, для организационного и технического регулирования в области создания и развития БАС/БВС государственного и гражданского назначения, а также для решения вопросов нахождения в едином воздушном пространстве пилотируемых и беспилотных ВС на уровне организации единой системы. При этом узким местом, с точки зрения разработчиков, изготовителей и эксплуатантов БАС/БВС, остается полнота нормативного правового обеспечения, позволяющего регламентировать процедуры внедрения в эксплуатацию беспилотных систем и практически обеспечить взаимную безопасность полетов с пилотируемой авиацией. 

Следует отметить, что Минтрансом России и Росавиацией в настоящее время проводятся мероприятия по актуализации федеральных авиационных правил (ФАП-147, ФАП-128, ФАП-82) с целью безопасной эксплуатации БВС и их использования для проведения авиационных работ. Вместе с тем в целях обеспечения полноценного государственного регулирования использования БАС/БВС, как полноправной составляющей авиационной транспортной системы, предстоит еще большая работа по внесению необходимых дополнений в части БАС/БВС в широкий перечень других ФАП, регламентирующих деятельность гражданской авиации. 

В современном цифровом мире постоянно реализуются новые технические решения. Отсутствие актуальной нормативной базы в значительной степени замедляют и даже препятствует их выходу на рынок услуг. Для решения этой проблемы в мире внедрены «регуляторные песочницы», в которых нормативные требования могут быть ослаблены. Это, по сути, экспериментальная площадка для апробации различных инноваций.

В РФ подобный подход регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» и соответствующими постановлениями Правительства РФ №№ 1308 и 1309 от 5 и 6 августа 2021 г. Их введение позволит существенно ускорить внедрение новых технологических решений и поддержать перспективные направления развития техники, которые ранее в значительной мере сдерживались отсутствием актуальной нормативной базы.

Одним из первых экспериментальный правовой режим (ЭПР) будет введен в Томской области. Подготовка соответствующего проекта постановления Правительства РФ практически завершена. В его рамках планируется использование беспилотников массой более 30 кг для доставки грузов в широком диапазоне, аэрофотосъемки и сельскохозяйственных работ. 

Одна из основных целей ЭПР в Томской области – отработка порядка сертификации и допуска БВС и их пилотов к выполнению воздушных перевозок и авиационных работ, а также порядка взаимодействия с центрами организации воздушного движения в обеспечение безопасного выполнения полетов БВС.

Применение в реальных условиях технологических и нормативных решений, заложенных в программе ЭПР, позволит до их принятия в качестве полноценной нормативной базы, регулирующей всю деятельность в сфере беспилотной авиации, на практике отработать и апробировать предлагаемые решения и подготовить предложения о необходимости их распространения на всей территории Российской Федерации.

Также АО «Почта России» совместно с регионами подготовило и направило в Минэкономразвития РФ проект Программы использования БАС на своей экспериментальной маршрутной сети в Чукотском, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненец-ком автономных округах, а также в Камчатском крае. Программа согласована с Минтрансом России и одобрена Правительством РФ.

Конечно, проблем в области развития и внедрения БАС/БЛА в эксплуатацию более чем достаточно. Многие лежат на поверхности и не все из них можно решить посредством ЭПР и совершенствования нормативной правовой базы. Это, помимо интеграции БАС/БВС в единое воздушное пространство, проблемы: практически отсутствия отечественных авиационных поршневых двигателей для БВС, разработки и внедрения новых материалов, элементной базы и программного обеспечения, создания целевой полноценной наземной инфраструктуры и системы послепродажного обслуживания БАС/БВС, разработки и применения собственных отечественных систем навигации и связи. Безусловно, не следует забывать и о большом объеме работ по разработке норм летной годности и методов оценки их соответствия, уточнения процедур сертификации типа и экземпляра БВС, одобрения разработчиков и изготовителей, подготовки кадров и др. В решении комплекса проблемных вопросов важнейшим фактором является консолидация усилий и специалистов заинтересованных министерств, ведомств, научных и других организаций в области беспилотной авиации. 

При создании отечественных БАС/БВС уже сегодня необходимо исследовать и учитывать возможное влияние таких глобальных факторов как кибербезопасность и террористические угрозы, социальное принятие (социальная ориентированность), экологическая чистота и необходимость применения альтернативных видов топлива, развитие и применение технологий электродвижения в авиации и др.

В настоящее время в нашей стране работают несколько центров, занимающихся организацией работ в области нормотворчества и планирования внедрения технологий БАС/БВС: Фонд перспективных исследований, рабочие группы при Минтрансе России, Ассоциация «Аэронет», рабочая группа «Аэронет» Национальной технологической инициативы (НТИ) и др. 

В области научного, методического и экспертного сопровождения работ по развитию и внедрению БАС/БВС в интересах государственной, гражданской и экспериментальной авиации работают такие авторитетные научные организации как НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» и входящие в его состав государственные научные центры, ЛИИ им. М.М. Громова, ВИАМ, ГосНИИ ГА. 

На мой взгляд, несмотря на активную и в целом продуктивную работу этих уважаемых организаций, присутствует разобщенность их действий в реализации стратегических задач по развитию беспилотной авиации в нашей стране. 

В связи с этим целесообразно с учетом накопленного научного потенциала и научно-технического задела, опыта по другим видам авиационной техники и уставных задач определить НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» головной организацией по научному и экспертному сопровождению создания и внедрения БАС/БВС двойного назначения, технологий для них и обеспечивающей их инфраструктуры. 

Безусловно, вопросы развития беспилотной авиации в Российской Федерации были и остаются в сфере деятельности коллегии ВПК РФ и ее Совета по авиастроению.

Тема развития беспилотной авиации чрезвычайно актуальна, перспективна, сложна и поэтому нуждается в проведении профессиональных дискуссий. И мы уже начали такую работу в начале 2021 г. В этом контексте целесообразно продолжить ее обсуждение в различных форматах, в т. ч. на страницах журнала «Авиасоюз».

Поздравляю ветеранов, всех работников авиационной промышленности и гражданской авиации, членов Совета по авиастроению коллегии ВПК РФ, читателей журнала «Авиасоюз» с наступающим Новым 2022 годом! Искренне всем желаю здоровья, оптимизма, новых ярких впечатлений и достойных результатов в профессиональной деятельности!




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer