Вертолеты теперь являются неотъемлемой частью всех армий мира. Ударные отчасти стали заменителями самолетов-штурмовиков, машины других типов широко используются для разведки и главное – в качестве транспортного средства, обеспечивающего пехоте недостижимую ранее степень мобильности и маневренности. Постоянно воюющие и имеющие мощнейшую авиационную промышленность США, разумеется, оказались в этой области на передовой.
В ВС США имеется несколько тысяч геликоптеров. Наименьшая их доля приходится на ВВС, которые используют только вертолеты спасательные и ССО. Абсолютное большинство американских вертолетов делится между армейской авиацией сухопутных войск и морской авиацией (включая авиацию морской пехоты).
Впервые США использовали вертолеты в ходе корейской войны. Это были крайне примитивные машины – ОН-13, Н-5, Н-23, Н-19. Их применяли для разведки, наблюдения, перевозки грузов и людей, эвакуации раненых. Несмотря на низкие ТТХ, американское командование очень высоко оценило их боевые возможности. Если на начало войны армейская авиация США имела всего 56 вертолетов, то к концу – более 1,1 тысячи.
“Впервые США использовали вертолеты ОН-13, Н-5, Н-23, Н-19 в ходе корейской войны. Это были крайне примитивные машины. Несмотря на низкие ТТХ, американское командование очень высоко оценило их боевые возможности. Если на начало войны армейская авиация США имела всего 56 вертолетов, то к концу – более 1,1 тысячи”
Вьетнамская война стала первым ТВД, в котором винтокрылые машины применялись по-настоящему массово. США использовали множество типов вертолетов, самым знаменитым и многочисленным из них стал UH-1 «Ирокез», созданный на базе гражданского «Белл-205». Их собирают с конца 50-х до сих пор, выпущено более 16 тысяч машин. Потери во Вьетнаме составили 3305 «Ирокезов» (общие потери Штатов в этой войне – около 4,9 тысячи геликоптеров). В конце 60-х на основе UH-1 создан боевой вертолет АН-1 «Кобра», ставший первым носителем ПТРК BGM-71 «Тоу» (дальность стрельбы – около четырех километров, наведение командное по проводам). Во Вьетнаме было потеряно как минимум 295 АН-1. На счету американских «Кобр» и аналогичных вертолетов ВВС Израиля числится несколько сотен вьетнамских, египетских, сирийских и иракских танков (в основном они были уничтожены именно «Тоу»). Последние модификации АН-1 и UH-1 до сих пор поступают на вооружение авиации морской пехоты США. На основе гражданского «Белл-206» был создан легкий разведывательный ОН-58 «Кайова», который мог использоваться и в ударном варианте. Во Вьетнаме было потеряно до 45 вертолетов этого типа, во второй иракской войне – не менее 19, в Афганистане – не менее 8. В варианте ОН-58D машина производилась до начала 90-х годов, в начале 2010-х все варианты «Кайовы» сняты с вооружения армейской авиации США, но остаются на вооружении во многих странах мира. Другим легким разведывательным вертолетом, созданным на основе гражданского «Хьюз-369», стал ОН-6 «Кейюс» (производился также по лицензии в Японии). Из 1419 произведенных машин 842 уничтожены во Вьетнаме. Тем не менее созданные для ССО МН-6 эксплуатируются американцами до сих пор. Кроме того, в развитие «Хьюз-369»/ОН-6 было создано семейство MD500/520/530, которое в больших количествах и множестве модификаций поставляется за рубеж в военном и гражданском вариантах. В частности, MD530F в последнее время поступал на вооружение ВВС Ирака и Афганистана (последние частично достались талибам). Имеются вертолеты данного семейства даже в ВВС КНДР.
Другими наиболее популярными вертолетами 60-х стали СН-46 «Си Найт», разработанный для морской авиации, а затем созданный на его основе гораздо больший по размерам и грузоподъемности (более 12 тонн против 4–5 тонн или 55 человек против 26) СН-47 «Чинук». Оба геликоптера построены по продольной схеме и изначально рассматривались как чисто транспортные. Однако позже был создан МН-47 для американских ССО, способный нести вооружение и специальное оборудование. Во Вьетнаме США потеряли 160 СН-46 и 136 СН-47, во второй иракской войне – пять и семь соответственно, в Афганистане – 26 СН-47 (а также погибли два голландских «Чинука», по одному британскому и австралийскому).
В производстве до сих пор находится модификация СН-47F, вертолет состоит на вооружении во многих странах мира. СН-46 сняты с вооружения. В середине 60-х был принят на вооружение тяжелый транспортник СН-53, на основе которого позже были созданы спасатель НН-53, вертолеты-тральщики для ВМС RH-53 и МН-53. Машина прошла множество модернизаций, благодаря которым его грузоподъемность возросла в четыре раза (с 4 до 16 тонн). Последняя модификация – СН-53К в настоящее время поступает на вооружение авиации морской пехоты США.
С конца 50-х в морскую авиацию начал поступать противолодочный SH-3 «Си Кинг», способный садиться не только на сушу, но и на воду. Мог нести глубинные бомбы (в том числе ядерные), противолодочные торпеды Мк44 и Мк46, а также оборудование для обнаружения ПЛ (в первую очередь РГБ и опускаемые ГАС). Производился по лицензии в Канаде (как СН-124), Японии, Италии (как AS-61 и ASH-3), Великобритании. Были также созданы спасательный вариант НН-3 и транспортный СН-3. В США выведен из боевого состава морской авиации в начале ХХI века, во многих странах эксплуатируется до сих пор.
В первой половине 80-х на вооружение армейской авиации США начал поступать АН-64 «Апач», на данный момент ставший самым массовым в мире ударным вертолетом. Основным его вооружением является сверхзвуковая ПТУР AGM-114 «Хеллфайр» с лазерным наведением (в модификации AGM-114L – с активной радиолокационной ГСН) и дальностью стрельбы 10 километров. Также может нести НУРС или ПЗРК «Стингер» (в роли ракет «воздух-воздух»). В США было выпущено 937 машин АН-64А (не считая наземных стендов), из которых 140 ушли в другие страны, а 713 переделаны в вариант AH-64D (остальные потеряны, переведены в наземные стенды, музейные экспонаты и памятники). Затем было выпущено 265 новых АН-64D, в том числе 169 на экспорт, а также 293 АН-64Е, 63 ушли на экспорт, производство АН-64Е продолжается (как для американской армии, так и на экспортные поставки), причем производство планеров этих машин, видимо, будет передано в Индию. Одновременно начался процесс переделки всех имеющихся АН-64D (как бывших АН-64А, так и новой постройки) в АН-64Е. Каждая из модернизаций подразумевает установку новой авионики и двигателей. Считается, что в ходе первой иракской войны американские «Апачи» уничтожили 278 танков противника и несколько сотен единиц другой техники, при этом было потеряно три вертолета. Как минимум 24 АН-64 потеряно в ходе второй иракской войны, не менее 10 американских и один голландский – в Афганистане. До семи «Апачей» потеряли ВВС Саудовской Аравии и ОАЭ в ходе интервенции в Йемене.
Если «Апач» стал заменителем «Кобры», то место «Ирокеза» занял многоцелевой UH-60 «Блэк Хок», начавший поступать на вооружение в конце 70-х. В основном варианте способен перевозить 11 военнослужащих, может нести «Хеллфайры», НУРС и «Стингеры», а также вооружен двумя пулеметами. Создан спасательный вариант НН-60 – противолодочный SH-60 для морской авиации (он заменил «Си Кинга»), МН-60 для ССО, вариант вертолета РЭБ ЕН-60, ударный вариант АН-60 (для ВС Колумбии, позже приобретен Австралией и ОАЭ), чисто экспортный S-70, причем каждый из вариантов существует во множестве модификаций. Экспортировался во многие страны, S-70 состоит на вооружении даже в армейской авиации НОАК, модификация S-70i производится по лицензии в Польше. Общее количество произведенных машин превысило четыре тысячи, производство продолжается (в части армейской авиации США сейчас поступает UH-60М). В первой иракской войне США потеряли два UH-60, во второй – не менее 18 «Блэк Хоков», в Афганистане – семь, два вертолета было потеряно в ходе операции в Сомали в 1993 году.
Совершенно особой машиной является конвертоплан V-22 «Оспри». Он имеет два турбовинтовых двигателя на концах крыльев, которые могут поворачиваться на 98 градусов. Это обеспечивает вертолетный взлет (винты повернуты вверх), а затем «самолетный» горизонтальный полет (винты повернуты вперед) с максимальной скоростью 565 километров в час. Может перевозить от 24 до 32 человек. В основном используется в морской пехоте США (в варианте MV-22), в меньшем количестве – в ССО (СV-22). Производство «Оспри» продолжается. Считается не слишком удачной машиной, поэтому концепция конвертоплана, видимо, не получит дальнейшего развития.
Зато собственно вертолеты будут развиваться и совершенствоваться дальше, БЛА ни в каком обозримом будущем заменить их не смогут.