Объединенные Арабские Эмираты и Франция подписали 3 декабря в Абу-Даби давно ожидавшееся соглашение на поставку 80 многоцелевых истребителей «Рафаль» (Rafale F4) последней модификации компании «Дассо Авиасьон» (Dassault Aviation). Вдобавок к истребителям Эмираты приобрели у французской компании «Эрбас» (Airbus) еще и 12 военно-транспортных вертолетов «Каракал» (H225M Caracal). Это дало все основания президенту Франции Эммануэлю Макрону, находившемуся с двухдневным визитом в ОАЭ, назвать подписанное соглашение самым крупным военным контрактом в истории Франции.
Суперконтракт
«Это самый крупный военный контракт в нашей истории, – сообщил Макрон, беседа которого с прессой транслировалась в Твиттере Елисейского дворца. – Это крайне важный контракт для экономики Франции. Он также свидетельствует о доверительных отношениях Парижа и Абу-Даби».
Стоимость контракта официально не раскрывается, но по оценкам экспертов, для Абу-Даби он обошелся примерно в 17–18 миллиардов евро и стал самым крупным с 2004 года, когда истребители «Рафаль» были приняты на вооружение ВВС Франции. На авиасалоне «Дубай Эйршоу-2021», который прошел в Эмиратах с 14 по 18 ноября, «Рафаль» и вертолет H225M «Каракал» были представлены на статической экспозиции, причем истребитель принимал участие в летной демонстрационной программе.
“В 2017 году в Дубае впервые показан Су-35С, который, как полагали в Москве, должен был стать весомым аргументом в споре с американским F-35A и убедить Абу-Даби в целесообразности расширения американо-французского авиапарка с включением в него и российских истребителей”
Подписанный контракт имеет давнюю историю, поскольку переговоры между Францией и ОАЭ по поводу продажи истребителей «Рафаль» начались в 2008 году, когда Абу-Даби стремился заменить свои 63 истребителя «Мираж-2000» (Mirage 2000) на такое же количество «Рафалей», дополнив ими имеющийся парк из 80 истребителей компании «Локхид Мартин» (Lockheed Martin F-16E/F Block 60) «Десерт Фалкон» (Desert Falcon). Первоначальное подписание контракта ожидалось 10 лет назад на 12-м авиасалоне «Дубай Эйршоу-2011», который проходил не на территории аэродрома Аль-Мактум в 40 километрах от Дубая, а на аэродроме самого Дубая, где сейчас располагается гигантский терминал № 3 авиакомпании «Эмирейтс Эйрлайнз».
Однако тогда что-то пошло не так, и ОАЭ отказались заключать с «Дассо Авиасьон» сделку оценочной стоимостью 10 миллиардов долларов на приобретение 60 «Рафалей». По словам наследного принца Абу-Даби, заместителя Верховного главнокомандующего вооруженными силами ОАЭ шейха Мухаммеда Бен Заида Аль Нахайяна, французская сторона не смогла устранить неконкурентоспособность и неприемлемость для Эмиратов коммерческих условий своего предложения. Как писали тогда местные СМИ, «французы вместо того, чтобы использовать потенциал двусторонних отношений для завершения сделки, пытались направить его на удержание цены, в связи с чем структура сделки не претерпела изменений в течение более одного года и не была улучшена по сравнению с другими конкурентами».
Как правильно продать истребитель
Эмираты можно было понять. В 2011 году они вполне справедливо настаивали на снижении стоимости контракта, поскольку французская сторона предлагала им свой истребитель в первоначальном варианте F1, который обеспечивал лишь базовую возможность ведения воздушного боя.
И что же сделали французы, попавшие в очень сложное положение? Жерар Лонге, занимавший в те годы пост министра обороны Франции, заявил в интервью радиостанции «Франс Инфо», что серийное производство истребителей «Рафаль» будет прекращено при отсутствии экспортных заказов. Однако окончательное решение о судьбе «Рафалей» перенесли на 2018 год, когда вооруженные силы Франции должны были получить 180 заказанных истребителей.
Компании «Дассо» дали время на поиск зарубежных заказчиков и она, надо отдать ей должное, этим временем воспользовалась в максимальной степени. Причем ставка была сделана на совершенствование самого самолета, имевшего прекрасные аэродинамические характеристики. Машину начали оснащать различными авиационными средствами поражения (АСП), интегрируя их в бортовую систему управления вооружением, что сделало истребитель, созданный для борьбы за превосходство в воздухе, многоцелевым боевым самолетом, способным действовать в сетецентрической среде и уничтожать воздушные, наземные и надводные цели.
Если стандарт F1 обеспечивал возможность ведения только воздушного боя, то в стандарте F2 были добавлены управляемые модульные авиабомбы AASM «Хаммер» (Hammer – Highly Agile Modular Munition Extended Range) и ракеты «Скальп» (Scalp), а также высокоточные боеприпасы класса «воздух-поверхность».
Стандарт F3 предусматривал дополнительное применение разведывательного подвесного контейнера Reco NG и ракеты ASMP-A с ядерным боевым блоком. Стандарт F3-2 был адаптирован для применения управляемых авиабомб GBU-24 и контейнера целеуказания «Дамокл» (Damocles). F3-3 был экспортным вариантом и включал канал передачи данных Link 16. Стандарт F3-4+ отличался усовершенствованным человеко-машинным интерфейсом и бортовой РЛС с активной фазированной антенной решеткой (БРЛС с АФАР). В стандарт F3-R были интегрированы новая ракета «воздух-воздух» «Метеор» (Meteor) дальнего действия и новейшая версия модульного высокоточного оружия класса «воздух-поверхность» AASM компании «Сажем» (Sagem) с лазерным наведением, БРЛС с АФАР Thales RBE2, контейнер целеуказания дальнего действия TALIOS компании «Талес» (Thales), автоматическая система предотвращения столкновений с землей Auto-GCAS (automatic ground collision avoidance system), улучшенная система дозаправки типа «самолет-самолет» и система радиоэлектронной борьбы «Спектра» (Spectra).
Подписав контракт на «Рафали», ОАЭ присоединились к уже оформившим заказы на эти истребители Хорватии (12), Греции (24), Индии (36), Египту (54) и Катару (36). Однако в отличие от предыдущих инозаказчиков Эмираты первыми получат новейшую версию «Рафаль» F4, которая предназначена для ВВС Франции и еще находится в стадии разработки.
Знакомьтесь, «Рафаль F4»
F4 оснащен БРЛС с АФАР RBE2 компании «Талес», бортовым контейнером целеуказания дальнего действия TALIOS и разведывательным контейнером Reco NG этой же компании, усовершенствованной аппаратурой связи, нашлемным индикатором, новым блоком управления двигателем. Самолет может нести новые АСП, включая ракеты класса «воздух-воздух» MICA нового поколения, высокоточные авиабомбы модульной конструкции массой тысяча килограммов AASM. Помимо программных и аппаратных средств, нововведения варианта F4 будут включать в себя спутниковую антенну, а также новую систему прогнозирования и диагностики, предназначенную для внедрения расширенных возможностей технического обслуживания.
Компоненты стандарта F4 в настоящее время проходят летные испытания и будут доступными уже в 2022 году, хотя более обширная конфигурация должна быть объявлена боеготовой примерно в 2025-м.
В объявлении о заключенном контракте не сообщается о количестве поставляемых одноместных или двухместных самолетов, а также не указывается, какое дополнительное оборудование и вооружение было включено в сделку. Кроме того, не указывается стоимость контракта или сроки поставки, хотя скорее всего это станет возможным после 2025 года, когда стандарт F4 станет полностью доступным.
Помимо новейшего разрабатываемого стандарта F4, «Дассо Авиасьон» имеет план обновления истребителей «Рафаль» до варианта F7, который призван продлить срок службы самолетов этого типа до 2070 года. Начиная с варианта F4, обновления аппаратного и программного обеспечения для самолета будут разделены, чтобы избежать длительной и дорогостоящей повторной сертификации для получения сертификата летной годности. С 2030 по 2040 год вариант F5 будет иметь больше возможностей для подключения новых блоков, нового оружия и датчиков, новую ядерную ракету класса «воздух-поверхность», искусственный интеллект и пакет увеличения сроков службы планера. Пакеты обновления стандартов F6 и F7 пока еще не определены.
В настоящее время ВВС и ВМС Франции имеют на вооружении 152 «Рафаля». Еще 28 машин заказаны и будут поставлены с 2022 по 2024 год. В 2023-м планируется заказать еще 30 истребителей в рамках программы вооружения Франции 2019–2025 годов.
После подписания контракта с Эмиратами истребители «Рафаль» заменят 56 оставшихся в составе ВВС ОАЭ истребителей «Мираж 2000» и дополнят 79 истребителей F-16E/F Block 60 «Десерт Фалкон». ВВС ОАЭ также надеются приобрести у США общевойсковой истребитель F-35A компании «Локхид Мартин» (Lockheed Martin F-35A Lightning II Joint Strike Fighter) в количестве 50 единиц, чему будет способствовать улучшение отношений с Израилем.
«Чекмейт» – последний гвоздь в крышку гроба «МиГа»
Можно полагать, что подписанный французско-эмиратский контракт будет детально анализироваться всеми ведущими игроками ближневосточного рынка вооружений, в число которых входит и Россия. Для нас этот контракт можно рассматривать с большим знаком минус, поскольку он показал всю несостоятельность ранее предпринимавшихся попыток по продвижению российской военной авиационной техники на рынок стран – членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ).
Россия, например, на протяжении последних 15 лет многократно демонстрировала в Дубае различные варианты тяжелых истребителей семейства Су-27/Су-30/Су-35. И это происходило в тот период времени, когда многим было понятно, что страны Залива давно уже сделали ставку на оснащение своих авиапарков американскими и европейскими летательными аппаратами аналогичного класса.
В 2017 году в Дубае впервые показан Су-35С, который, как полагали в Москве, должен был стать весомым аргументом в споре с американским F-35A и убедить Абу-Даби в целесообразности расширения американо-французского истребительного авиапарка с включением в него двух-трех десятков российских истребителей. Однако все последующие события показали на определенные изъяны в анализе рынка боевой авиации стран ССГАПЗ, на который ориентировались в Москве.
А сколько было, например, восторженных разговоров с 2017 года о том, что Россия и ОАЭ будут совместно разрабатывать легкий истребитель пятого поколения в интересах Эмиратов. Итоги наглядно видны в ходе «Дубай Эйршоу-2021», где в гигантском павильоне был представлен натурный макет истребителя «Чекмейт», который российская сторона создавала уже без участия Эмиратов, ранее сделавших свой выбор в пользу однодвигательного F-35A.
То, что в России взят курс на создание легкого истребителя пятого поколения, можно оценивать положительно. Смущает лишь, что анонсируются невероятные сроки его готовности к принятию на вооружение и к экспорту. Даже если этот самолет и совершит первый полет в 2023 году, как неоднократно сообщалось, то интеграция в его бортовую систему управления вооружением всех необходимых для инозаказчиков авиационных средств поражения займет несколько лет, о чем свидетельствует опыт создания истребителя «Рафаль» компанией «Дассо Авиасьон». Тем более что этой компании не надо было трансформировать и оптимизировать свою производственно-управленческую структуру, как это происходит в ПАО «ОАК» (входит в госкорпорацию «Ростех»), которое объединяется с АО «Компания «Сухой» и АО «РСК «МиГ».
Как следует из распространенного 2 декабря пресс-релиза ОАК, в единой структуре должны быть собраны лучшие практики корпоративного управления, передовые инженерные компетенции, развитая и эффективная производственная база. «Мы закладываем основу будущего самолетостроения России», – подчеркнул генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь.
Ну что ж, можно только приветствовать намерение руководства ОАК заложить наконец-то основу будущего самолетостроения России, которой у нас до этого не было. Смущают, правда, мнения по этому поводу известных зарубежных авиационных экспертов. На авиасалоне «Дубай Эйршоу-2021» я стал невольным свидетелем разговора двух авторитетнейших западных экспертов, один из которых поинтересовался у другого, что же собой представляет программа создания в России компанией «Сухой» легкого однодвигательного истребителя пятого поколения «Чекмейт». «С-75 или «Чекмейт», – пояснил второй эксперт, – это последний гвоздь в крышку гроба корпорации «МиГ».