Самолет МС-21 с российским композитным крылом совершил первый полет. Лайнер поднялся в воздух с аэродрома Иркутского авиазавода. Полет прошел в штатном режиме, заявили в «Ростехе».
До этого опытные образцы МС-21 уже поднимались в воздух — первый полет прошел в 2017 году, но тогда крыло было сделано из импортных композитных материалов.
Импортозамещение потребовалось после того, как компания «Аэрокомпозит», которая входит в ОАК, попала под санкции США и лишилась возможности закупать иностранные компоненты.
На создание отечественных материалов для крыла МС-21 Минпромторг выделил 4,4 млрд рублей. Такую господдержку глава ведомства Денис Мантуров назвал «беспрецедентной по масштабу».
В результате российские композиты разработал «Росатом» при участии ученых МГУ и авиапрома.
Эксперты, опрошенные Business FM, говорят, что полностью отечественное крыло — это успех российской авиации. Комментирует главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:
— Это действительно достижение. МС-21 летает уже несколько лет в процессе испытаний и сертификации тоже с композитным крылом, но мы до этого делали это крыло при помощи импортных углеводородного волокна и связующих материалов. МС-21 — это самолет среднемагистральный, это самый распространенный класс самолетов в мире, к нему относятся самолеты Boeing-737 и А-320, эти самолеты уже были давно созданы несколько десятилетий назад, и они регулярно модернизируются. МС-21 — это единственный самолет в данном классе, который создан в XXI веке с нуля, и это дает ему огромное преимущество, потому что модернизационный потенциал и Boeing, и Airbus уже исчерпан.
— Если у нас крыло импортозамещенное, можно ли говорить о том, что самолет уже полностью российского производства?
— С момента выхода самолета в серию основные части, основные компоненты этого самолета импортозамещены, в том числе недавно был сертифицирован чисто российский двигатель ПД-14, и у покупателей независимо от развития дальнейшей ситуации с теми же санкциями будет выбор при приобретении самолета — покупать его с иностранным двигателем или с отечественным. Все основные узкие места, которые могли бы воспрепятствовать выходу этого самолета на линии, уже ликвидированы.
Первым эксплуатантом МС-21 будет авиакомпания «Россия». Там ожидают, что первый самолет поступит к ним в сентябре следующего года.
Общий портфель твердых заказов насчитывает 175 самолетов, в основном от лизинговых компаний, подконтрольных государству. Комментарий руководителя портала «Авиатор.ру» Сергея Мартиросяна:
Сергей Мартиросянруководитель портала «Авиатор.ру»«Самолет уже востребованный. На прошедшем в этом году авиасалоне МАКС показывали два самолета: один самолет с двигателями импортными, другой самолет с нашими, российскими двигателями ПД-14, что тоже большой прогресс. Есть заказанные самолеты. Во многих компаниях уже стоят тренажеры, на которых готовят пилотов к этому самолету. Я считаю, что востребованность есть, и это не только государственные компании, как «Россия», заказали часть самолетов, это и Red Wings. Так что все будет хорошо. Сейчас у нас два типа — МС-21-300 и МС-21-310 — с двигателями импортными и двигателями нашего завода. Самолет МС-21 реально нужен после ухода из гражданской авиации Ту-134, Ту-154, нам нужен отечественный самолет. «Сухой Суперджет» заменил Ту-134, а вот Ту-154 пока еще не заменен, и мы ждем, что придет МС-21 и своей вместимостью от 160 до 211 как раз закроет эту нишу».
Гендиректор «Иркута» Андрей Богинский рассказал, что МС-21 — самый широкий в своем классе лайнеров. Проход в салоне самолета «позволит пассажирам разминуться с тележкой обслуживания», пояснил он. Еще руководитель корпорации рассказал, что «авиакомпания «Россия» заказала новую светодиодную систему освещения салона, которая позволит имитировать любое время суток».