Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Эпоха возрождения: 2021 год стал прорывным для российского космоса


24 декабря 2021 года Ольга Коленцова, Известия


2021 год оказался богатым на события для российского космоса. Впервые за 11 лет были запущены два модуля для МКС — «Наука» и «Причал». Кроме того, в 2021-м на станцию полетели космические туристы на российском корабле «Союз МС-21». И, наконец, впервые за всю историю на МКС провели съемки художественного фильма. «Известия» подводят итоги поистине выдающегося года в истории российского космоса, а также вместе с экспертами строят предположения о том, что грядет в 2022-м.

2021 год оказался богатым на события для российского космоса. Впервые за 11 лет были запущены два модуля для МКС — «Наука» и «Причал». Кроме того, в 2021-м на станцию полетели космические туристы на российском корабле «Союз МС-21». И, наконец, впервые за всю историю на МКС провели съемки художественного фильма. «Известия» подводят итоги поистине выдающегося года в истории российского космоса, а также вместе с экспертами строят предположения о том, что грядет в 2022-м.

Взять по модулю

В 2021 году были запущены два новых модуля для Международной космической станции — «Наука» и «Причал».

«Наука» успешно пристыковалась к МКС 29 июля. Это жилой модуль массой более 20 т, длиной около 13 м и более 4 м в максимальном диаметре. Внутри предусмотрено 14 рабочих мест для космонавтов. 6 кв. м внутреннего пространства отдано под научное оборудование и почти 5 кв. м — под хранение грузов.

Модуль планировали отправить еще в 2007 году, но из-за технических проблем запуск неоднократно переносили. Изначально это был дублер запущенного модуля «Заря». Хотя «Наука» ждала своего часа 14 лет, это не должно сказаться на работе модуля, считают специалисты.

— По сути, 14 лет на Земле оставался только корпус модуля, а для него это нестрашно, — пояснил старший научный сотрудник кафедры прикладной механики МФТИ Иван Завьялов. — Самый опасный момент для корпуса — выведение на орбиту. В этот момент он испытывает большие нагрузки. По сравнению с этим нагрузки при нахождении в невесомости небольшие — разве что термические. Радиация более страшна для приборов, чем для корпуса. Оборудование же на модуле новое, поэтому с ним проблем быть не должно.

«Причал» тоже ждал своего часа не один год. Его эскизный проект был утвержден в 2011-м, в течение 2014-го были проведены заводские контрольные испытания, и семь лет модуль находился на хранении. В 2021 году работы над «Причалом» снова перешли в активную стадию.

Модуль благополучно пристыковался к МКС через двое суток после старта, вечером 26 ноября. Прежде корабль с «Причалом» сделал 34 витка вокруг Земли.

Этот модуль разработали и произвели в РКК «Энергия» им. С.П. Королева. Там сказали «Известиям», что «Причал» нужен для продолжения наращивания станции с помощью новых модулей. Всего на нем шесть портов, пять из которых предназначены для стыковки кораблей «Союз» и «Прогресс», а также новых модулей, а один — для его соединения с модулем «Наука».

Решение запускать новые модули для отрабатывающей последние годы на орбите МКС может показаться опрометчивым. Однако эксперты утверждают, что это гораздо лучше, чем если модули «тихо погибнут» на Земле. Тем более, что есть теоретическая возможность отсоединить модули от МКС и прикрепить их на новое место.

Снова на МКС

Под конец 2021 года состоялось еще одно важное для российского космоса событие. Впервые за 12 лет двое космических туристов полетели на МКС на российском корабле «Союз». На борту были японский миллиардер Юсаку Маэдзава, его помощник Йозо Хирано и российский космонавт Александр Мисуркин. Полет совместно организовали компания-оператор космического туризма Space Adventures и «Роскосмос».

Предыдущий полет такого рода состоялся в октябре 2009-го.

— Космические туристы начали посещать МКС в начале 2000-х годов, когда у России были свободные места на пилотируемых кораблях, летающих к станции, — напомнил член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин. — Производственные мощности позволяли отправлять по три-четыре «Союза» в год, что превышало потребности в запусках как с российской, так и с американской стороны. Однако когда программа NASA «Спейс Шаттл» завершилась, свободных мест на пилотируемых кораблях уже не осталось. Сейчас ситуация снова поменялась. К МКС стали летать Crew Dragon компании SpaceX. Поэтому свободные места на «Союзах» появляются вновь.

По оценкам экспертов, стоимость полета на космическом корабле «Союз» на МКС составляет около $50 млн.

В «Роскосмосе» «Известиям» сообщили, что госкорпорация открыта к сотрудничеству со Space Adventures по совместному предоставлению услуг коммерческих полетов на МКС. Сейчас идут переговоры с компанией о следующем таком полете, сказали в госкорпорации. В Space Adventures информацию подтвердили. Так что в ближайшее время можно ждать вестей о новых путешествиях на МКС.

Более того, на горизонте 50 лет для космических туристов может появиться отдельный большой модуль или даже целая станция. Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин летом уже предложил создать на российской орбитальной станции, которая придет на смену МКС, туристический модуль. По оценкам экспертов, его появление могли бы окупить 25 туристов за шесть лет.

Дмитрий Рогозин сообщал журналистам, что попросил пересмотреть производство транспортных кораблей в пользу пилотируемых. К 2024 году планируется изготовить два «Союза» для туристов, рассказал глава госкорпорации.

Принять «Вызов»

Нельзя не упомянуть еще об одном проекте — съемке художественного фильма на МКС. Для этого на станцию отправились актриса Юлия Персильд и режиссер Клим Шипенко. Такой проект ранее никто не реализовывал ни в российской, ни зарубежной космонавтике. Некоторые критиковали идею, однако с технической точки зрения миссия завершилась благополучно. С точки зрения искусства проект можно будет оценить только после выхода фильма.

Первый в мире киноэкипаж отправился с Байконура к МКС на корабле «Союз МС-19» 5 октября. Стыковка прошла не без происшествий, но все закончилось благополучно.

Утром 17 октября актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко вернулись на Землю с МКС, где они снимали материалы для фильма «Вызов». Полет прошел успешно, никаких последствий для здоровья киноэкипажа отмечено не было.

Вероятно, это станет самым дорогим кино в истории России на сегодняшний момент, сказал «Известиям» член-корреспондент Российской академии космонавтики (РАК) Андрей Ионин. Две трети корабля (то есть два места в экипаже из трех) обошлись примерно в 4,5 млрд рублей. На съемки самого кино уйдет еще около 800 млн. Стоит учесть еще затраты на подготовку к полету Юлии Пересильд и Клима Шипенко, а также деньги на фильм в целом.

Три задачи

В конце года принято не только подводить итоги, но и планировать следующий. Роскосмосу стоит определить некий стратегический вектор развития и не просто сохранить свои позиции, но и обеспечить развитие технологий и обороноспособности благодаря космосу, уверен Андрей Ионин.

— Я бы предложил работать в трех направлениях. Первое — обеспечить развитие цифровой экономики в РФ. Для этого нам необходима система спутников, обеспечивающая суверенный интернет для всей территории страны, — отметил эксперт. — Вторая задача — развитие проекта ядерного буксира. Если его реализовать, это будет настоящий технологический прорыв, и Россия сможет занимать достойное место во многих космических проектах.

И третье: космос должен стать тем местом, где разные страны, у которых не сложились отношения на Земле, смогут начать «договариваться», заключил Александр Ионин.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer