Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Грузовая грусть: авиаперевозки обострили мировой транспортный кризис


20 декабря 2021 года Дмитрий Мигунов, Известия


Транспортный кризис в этом году развивается параллельно энергетическому и охватывает в той или иной степени почти всю планету. Нехватка контейнеров и запредельно высокие цены на фрахт грузовых судов взвинтили стоимость перевозок в разы, иногда на порядок. В последние месяцы к этому добавились еще и проблемы с воздушными перевозкам, расценки на которые достигли рекордных отметок. Непосредственная причина — преддверие Рождества, но процесс в целом носит затяжной характер, и нет никаких причин ждать восстановления докризисных цен в будущем. Подробности — в материале «Известий».

Транспортный кризис в этом году развивается параллельно энергетическому и охватывает в той или иной степени почти всю планету. Нехватка контейнеров и запредельно высокие цены на фрахт грузовых судов взвинтили стоимость перевозок в разы, иногда на порядок. В последние месяцы к этому добавились еще и проблемы с воздушными перевозкам, расценки на которые достигли рекордных отметок. Непосредственная причина — преддверие Рождества, но процесс в целом носит затяжной характер, и нет никаких причин ждать восстановления докризисных цен в будущем. Подробности — в материале «Известий».

Почему растет стоимость перевозок

За последние месяцы стоимость грузового фрахта на международных грузовых авиарейсах, соединяющих Китай с одной стороны и Северную Америку и Европу с другой, подскочила почти вдвое. К примеру, стоимость посылки по маршруту Шанхай — аэропорты США достигла $14 за 1 кг против $8 в августе текущего года. Аналогичные поставки из Гонконга в США и Канаду обойдутся в $12, из Гонконга в Европу — $8, а из Франкфурта в Северную Америку — $5,5.

Все эти показатели побили соответствующие рекорды, достигнутые весной 2020 года, когда транспортный кризис из-за эпидемии ударил впервые. Тогда расценки доходили до $12 за 1 кг. Для сравнения, до начала прошлого года тарифы держались вполне стабильно, редко превышая $2 за 1 кг по трансатлантическим маршрутам и $4 за 1 кг по маршрутам Китай — Европа и Китай — Северная Америка.

Сейчас цены взлетели из-за резкого увеличения спроса на небольшие товары перед Рождеством. США, Канада и Западная Европа закупаются подарками к праздникам. Соответственно, электроника, одежда и другие потребительские товары сметаются с прилавков. Впрочем, речь идет не только о потребительской номенклатуре, но и товарах для промышленности, таких как полупроводники и даже автомобильные части.

Как отмечает The Financial Times, ситуация ухудшилась из-за появления нового коронавирусного штамма «Омикрон». Паника привела к тому, что население и организации здравоохранения бросились скупать маски, респираторы и тесты. Многое из этого производится в Китае, откуда тарифы на транспортировку сейчас наиболее высокие.

Рост сезонного спроса совпал еще с одной проблемой: долгое время значительная часть (до половины) грузовых воздушных перевозок обеспечивалась за счет пассажирских лайнеров, которые находили в своих трюмах место для малогабаритных грузов вроде тех же смартфонов или микрочипов. Но сейчас так не получается. Объем пассажирских перевозок не восстановился к докризисному уровню, а оставшийся парк пассажирских авиакомпаний задействован в основном на туристических рейсах: перелетов в деловых целях стало намного меньше. Туристические направления и транспортные потоки совпадают далеко не всегда в отличие от пассажиров-бизнесменов. На какое-то время многие авиакомпании перепрофилировали свои самолеты в грузовые, но после отмены локдаунов туристический голод вернул лайнеры в отрасль пассажирских перевозок.

Наконец, сам глобальный грузовой авиафлот сократился: общая вместительность упала на 13% в сравнении с 2019 годом. В то же время спрос на перевозки вырос на 6%. Таким образом, разрыв между спросом и предложением составил более чем солидные 20% — вполне достаточно, чтобы повысить тарифы кратно.

Рост тарифов затронул весь мир и не обошел Россию: по данным Росстата, в первом полугодии расценки на перевозки воздушным транспортом подскочили в 2,2 раза. Данные по второму полугодию выйдут позже, но нет особых оснований полагать, что с тех пор тарифы существенно сократились.

Почему для перевозок не хватает контейнеров

Все это само по себе было бы не так уж страшно — в конце концов, львиная доля товаров (почти 90%) в мире перевозится по морю. Но в последний год морской транспорт пережил еще более острый кризис. Расценки на фрахт по наиболее оживленным направлениям вроде Шанхай — Роттердам подскочили в 10 раз по сравнению с началом 2020 годом. Средняя стоимость фрахта 40-футового контейнера достигла $11 тыс. за рейс. Ближе к концу года тарифы немного снизились (примерно на 15%), но по-прежнему находятся на показателях в несколько раз выше нормы. Это значительно более серьезный рост цен, чем по подавляющему большинству наименований товаров и услуг, притом что сейчас практически нет отраслей, которые бы не затронула инфляция.

Здесь также сыграли свою роль многие факторы. После восстановления мирового спроса к концу 2020 года Китай, крупнейший экспортер в мире, избавился от всех своих контейнерных запасов, которые начали копиться уже в американских портах. Однако США экспортируют куда меньше товаров, для которых нужны большие контейнеры, а из-за сбоев в работе портов (прежде всего на западном побережье Америки) их возвращение было затруднено вдвойне. В 2021 году на каждые 100 контейнеров, следовавших в США, в обратном направлении поступало только 40. Американская администрация предприняла немалые усилия для расчистки своих портовых мощностей от лишних емкостей, но успехи пока скромные. Всего около 11% существующих в мире контейнеров сейчас застряли в портах, а 600 кораблей стоят на рейде, не имея возможности загрузиться или разгрузиться вовремя.

Кроме того, само производство контейнеров в последние годы снижалось, а в 2020 году из-за пандемии оно и вовсе приостановилось, так как никто не ожидал столь мощного восстановления спроса. Схожая ситуация складывалась и с работой кораблестроительных верфей. Сейчас они на фоне активизации международной торговли работают интенсивнее, но для удовлетворения спроса мирового торгового флота потребуется время. Новый тоннаж, необходимый для этой задачи, в полной мере будет спущен на воду только к 2024 году.

В итоге получается, что авиационные перевозки, которые могли бы расшить узкие места в мировой торговле, с данной задачей справиться не могут, поскольку и сами переживают непростые времена.

Как повлияет кризис перевозок на мировую экономику

Прежде всего дальнейший рост и без того высоких цен. По оценке Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), рост цен на все виды перевозок приведет к ускорению глобальной инфляции на 1,5%, причем сильнее всего подорожает продукция высокого передела вроде электроники, мебели, электрического оборудования и т. д. Для США эта дополнительная инфляция может составить 1,2%, для Китая — 1,4%.

Кроме того, «пробки» на мировых торговых путях могут обрушить рост промышленного производства. В Европе и США промпроизводство может упасть на 1%, а в Китае — на 0,2%, если стоимость фрахта на торговых судах вырастет еще на 10%.

Вообще, инфляция, вызванная дороговизной перевозок, сильнее ударит по менее обеспеченным слоям населения. В себестоимости дешевой продукции у ритейлеров вес транспортировки намного выше, и многие компании могут просто решить, что перевозить доступные товары им просто невыгодно. Как отмечает Reuters, если дорогой холодильник может подорожать на 6%, то дешевый — на 24%. В условиях, когда промышленные запасы во многих странах и без того находятся на исторически низких уровнях относительно показателей продаж, раскрутке ценовой спирали не мешает совсем ничто.

В конце концов, затруднения с морскими и воздушными перевозками еще сильнее подстегнут государства стимулировать локализацию производства товаров внутри своих стран. Сейчас эти усилия уже разворачиваются США, Китаем, в меньшей степени ЕС, Россией и Индией в отношении продукции некоторых индустрий. По мере того как кризисная ситуация превратится в постоянную норму, такие усилия будут применяться со все большим тщанием все большим списком экономик, что означает новое поражение идеи глобализации.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer