Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Затихший ДОН: что будет с Договором по открытому небу после 18 декабря


18 декабря 2021 года Екатерина Постникова, Известия


Россия окончательно вышла из Договора по открытому небу (ДОН) — с 18 декабря она больше не сможет совершать наблюдательные полеты над территорией союзников по НАТО. Тем не менее это не помешает ей получать информацию об их военных объектах — для этого у Москвы есть спутники. Ключевой вопрос в том, останется ли в ДОН Республика Беларусь (РБ), которая работала в документе с Россией в составе группы государств. Как заявили «Известиям» в постпредстве РБ при ОБСЕ, решение о членстве в договоре Минск примет исходя из позиций других государств.


Договор по открытому небу (ДОН) был подписан 24 марта 1992 года в Хельсинки представителями 23 стран Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, с 1995 года — ОБСЕ). Вступил в силу в 2002 году. Сегодня уже без учета России в договоре участвует 32 страны.


Россия окончательно вышла из Договора по открытому небу (ДОН) — с 18 декабря она больше не сможет совершать наблюдательные полеты над территорией союзников по НАТО. Тем не менее это не помешает ей получать информацию об их военных объектах — для этого у Москвы есть спутники. Ключевой вопрос в том, останется ли в ДОН Республика Беларусь (РБ), которая работала в документе с Россией в составе группы государств. Как заявили «Известиям» в постпредстве РБ при ОБСЕ, решение о членстве в договоре Минск примет исходя из позиций других государств.

Их осталось 32

18 декабря Россия окончательно перестала быть частью Договора по открытому небу (ДОН). Как рассказал в интервью «Известиям» глава делегации РФ на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Константин Гаврилов, Москва «до последнего предпринимала все возможные усилия по сохранению договора, давая администрации США возможность принять решение о возвращении в ДОН».

«Однако 27 мая Госдепартамент США уведомил МИД России о том, что в Вашингтоне принято решение не возвращаться в договор. Таким образом было подтверждено решение Дональда Трампа, год назад названное Джо Байденом близоруким», — отметил дипломат.

Выйти из ДОН Москва решила после того, как 22 ноября 2020 года соглашение покинул Вашингтон, — до этого он неоднократно обвинял Россию в нарушении документа. Тогда РФ потребовала от оставшихся в договоре стран — европейских союзников и Канады — выполнить два ее условия: 1. Союзники не будут ограничивать российские полеты над своей территорией, в том числе над американскими объектами; 2. Они предоставят России письменные гарантии того, что информация с территории РФ не окажется в руках США. Участники ДОН условия отвергли, мотивировав это тем, что они и так прописаны в договоре, а потому и переподтверждать их необходимости нет.

15 января 2021 года Москва объявила, что запустит внутригосударственные процедуры по выходу из документа. На протяжении четырех месяцев она призывала новую администрацию США изменить свое решение. Но увидев, что эти призывы не работают, РФ перешла к реальным процедурам: в начале мая правительство представило президенту законопроект денонсации ДОН, дав Вашингтону время на раздумья до начала лета. После того как Штаты официально подтвердили, что возвращаться в документ не будут, 7 июня Владимир Путин подписал закон о его денонсации. 18 июня Москва уведомила депозитариев ДОН — Венгрию и Канаду, после чего пошел обратный отсчет до ее выхода (по правилам процедуры он составляет шесть месяцев).

«Дальнейшая судьба ДОН целиком и полностью находится в ведении остающихся государств-участников, хотя территориальный охват договора, если он продолжит функционировать при отсутствии России и США, сократится в разы», — сказал Константин Гаврилов.

«Оснований для того, чтобы Россия вернулась в ДОН, нет»

Глава делегации РФ на переговорах в Вене Константин Гаврилов — о сотрудничестве с Белоруссией и наблюдением через спутники
«Известия» обратились в постпредство Хорватии при ОБСЕ, которая сейчас председательствует в Консультативной комиссии по открытому небу (ККОН), с вопросами, как ДОН будет работать без участия в нем России и США. Там на них отвечать отказались, сославшись на положение договора о том, что работа ККОН конфиденциальна (приложение L, статья 8).

— Поскольку под председательством Хорватии решение о придании ее работе гласности принято не было, мы не можем ответить на ваши вопросы или каким-либо другим образом прокомментировать темы, связанные с ККОН или ДОН, — отметили в диппредставительстве.

В помощь Белоруссии

— Даже после выхода из документа США и России он всё равно продолжит существовать. В конце концов в нем остается еще 32 государства, — сказал «Известиям» научный сотрудник Института исследования проблем мира и безопасности при Гамбургском университете (IFSH) Александр Греф. — Но им необходимо решить, как будут вестись дальнейшие полеты. Члены НАТО друг за другом не наблюдают. Из других стран наибольший интерес представляют Украина, Босния и Герцеговина и Грузия.

Ключевой вопрос в том, останется ли в договоре Республика Беларусь, — согласно российско-белорусскому соглашению 1995 года, в ДОН РФ и РБ действовали как группа государств.

— С учетом этого у Минска нет ни собственных самолетов, ни датчиков, ни аэродромов, с которых устанавливается максимальная дальность полетов, — отмечает Александр Греф. — Беларусь может принять от России оборудование, но переговоры на этот счет потребуют времени. Наиболее вероятно, что полеты возобновятся лишь с 2023 года.

В Минске с ответом на этот счет пока не спешат: как заявили «Известиям» в постпредстве Белоруссии при ОБСЕ, решение об участии в договоре зависит от позиций других его подписантов.

— Выход из ДОН двух ключевых участников (России и США. — «Известия») и прекращение существования группы, в которую входила Беларусь, создает совершенно новую ситуацию и для договора, и для Беларуси, которой предстоит самостоятельно выполнять ДОН. Складывающаяся ситуация потребует в первую очередь глубокого всестороннего анализа, который сейчас проводится в Минске, — отметили в диппредставительстве. — Многое будет зависеть и от позиций других государств — участников ДОН. В связи с этим на последнем заседании ККОН белорусская сторона заявила, что в 2022 году не будет принимать наблюдательные миссии и проводить наблюдательные полеты.

По словам Константина Гаврилова, если Минск останется в ДОН, Россия будет готова помогать своему союзнику технически — в частности, предоставлять ему самолеты и аппаратуру для наблюдения.

Символ доверия

И хотя теперь Россия не сможет совершать наблюдательные полеты над территорией союзников по НАТО, у нее есть и другие возможности получать информацию об их военной инфраструктуре. По словам Константина Гаврилова, у Москвы, как и у Вашингтона, есть спутники, которые могут «контролировать любые перемещения вооруженных сил как на территории Европы, так и по ту сторону Атлантики».

— У США уже работает отличная спутниковая группировка, работы по наращиванию соответствующего потенциала ведутся и в России. Но что точно не заменить, так это опыт межвоенного сотрудничества на рабочем уровне, — сказал «Известиям» научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, сооснователь проекта «Ватфор» Дмитрий Стефанович. — Новые соглашения вполне возможны, в том числе в рамках российских предложений по гарантиям безопасности в Евро-Атлантическом регионе, однако эта задача потребует довольно долгой проработки.

— Ценность ДОН заключается не только в возможности наблюдать друг за другом, но и в том, что на протяжении 30 лет с момента его подписания он был символом кооперативной безопасности, обеспечивал прямые контакты военных и создание атмосферы доверия, — говорит Александр Греф. — На сегодня сотрудничество в сфере наблюдения с воздуха между РФ и США представляется политически невозможным. Но это может измениться в будущем.

По мнению эксперта, сейчас важно, чтобы оставшиеся участники договора продолжили его соблюдать, совершенствовали документ (например, начали использовать цифровые камеры) и обсуждали дополнительные сферы его применения (например, трансграничная помощь при стихийных бедствиях). Они также могут расширить ареал его действия — например, в Арктику; если это произойдет, Россия и США могли бы заинтересоваться таким новым режимом, подытожил Александр Греф.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer