Перспективы авиакомпании Boeing зависят от модели 737 MAX, подтвердил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» эксперт в области гражданской авиации Роман Гусаров. Две катастрофы лайнера в 2018 и 2019 годах ударили по репутации производителя, а пандемия COVID-19 значительно увеличила полученные финансовые и имиджевые убытки.
Китай открывает рынок для 737 MAX
Управление гражданской авиации Китая (CAAC) в середине ноября 2021 года сообщило авиакомпаниям страны, что Пекин устраивают изменения в конструкции, произведенные Boeing в проекте гражданского авиалайнера 737 MAX.
Ведомство пришло к выводу, что модернизация решит проблемы с безопасностью эксплуатации самолетов данной модели: CAAC может снять запрет с полетов Boeing 737 MAX в воздушном пространстве КНР уже в первом квартале 2022 года.
Запрет действует два с половиной года, а поводом для него стали две катастрофы 737 MAX: 29 октября 2018 года разбился самолет индонезийской авиакомпании Lion Air, а 10 марта 2019 года борт рейс эфиопского перевозчика Ethiopian Airlines.
Ситуация носила экстраординарный характер для новейшего лайнера: в КНР и ряде других стран сразу прекратили полеты на 737 MAX.
Китайские компании подали на авиакорпорацию в суд за простой лайнеров после того, как выяснилось, что оба раза причиной трагедии стала система MCAS (Maneuvering Characteristic Augmentation System), созданная Boeing для противодействия сваливанию самолета. Срабатывание MCAS неоднократно случалось на рейсах, но благодаря цепочке обстоятельств дважды это привело к авиакатастрофам.
В РФ также введен запрет на полеты Boeing 737 MAX, а авиаперевозчик «Победа» отказался от контракта на 20 таких самолетов.
Основой парка «Победы» является Boeing 737-800 (третье поколение самолетов типа 737, MAX – четвертое), закупка новейших американских лайнеров была логичным решением для авиакомпании, у которой есть подготовленный штат пилотов. Пока непонятно, как дальше сложатся дела у «Победы»: российский одноклассник американского самолета МС-21 далек от запуска в серию.
737 MAX стал проблемой для Boeing
«Boeing 737 MAX был вынужденным ответом на Airbus 320neo, а эксплуатационные проблемы самолета являются следствием вызовов, которые сделал США европейский производитель. Необходимо соответствовать, а новой конструкции у Boeing нет. 737 остается возрастной платформой, созданной в шестидесятые годы XX века, несмотря на постоянные модернизации», – резюмирует Гусаров.
Попытка Boeing выжать из платформы все, что можно, привела к проблемам, возникшим в проекте 737 MAX. Трудности больно ударили по позициям авиакомпании и даже поставили под вопрос ее дальнейшие перспективы.
Реанимация китайского рынка для 737 MAX станет большим успехом для компании и частично компенсирует тот репутационный ущерб, который образовался вследствие двух катастроф, где пилоты не справились с внештатной ситуацией после срабатывания MCAS.
«Контрактов на Boeing 737 MAX много, массовых отказов от данного самолета нет. Если такое и происходит, то без лишнего шума в информационном пространстве. Ограничения с 737 MAX сняты во многих странах, России это действительно не касается, но у нас эту машину фактически не эксплуатировали, а заказано таких самолетов было немного», – констатирует Гусаров.
Что касается ситуации с «Победой», то лоукостер, как считает эксперт, воспользовался ситуацией с 737 MAX и отказался контракта. На рынке сложилась негативная ситуация, когда авиакомпаниям не особенно нужны новые самолеты.
«Сегодня возник переизбыток самолетов: новые машины стоят и не используются авиакомпаниями. Самолеты продолжат покупаться, но не в тех объемах, которые были запланированы в 2019 году», – заключает Гусаров.
Одновременно с решением Пекина в Boeing объявили об открытии трех линий в США и Европе по переоборудованию гражданских Boeing 737-800 в грузовые лайнеры Boeing 737-800BCF. Компания мотивирует авиаперевозчиков закупать 737 MAX, а лайнеры третьего поколения переводить на грузовые рейсы, где, как утверждают в Boeing, заложен огромный потенциал.
Данный проект вызван пандемией COVID-19, поскольку перевозки в прежнем объеме не восстановились, и желанием Boeing продвинуть новый лайнер 737 MAX, который превратился в главный экспортный продукт американского гиганта.
Boeing проигрывает Airbus и открывает дорогу МС-21
Показательны данные Defense & Security Monitor за первый квартал 2021 года: Boeing поставил покупателям 63 самолета линейки 737 (58 из них относятся к MAX, а 6 – к New Generation, куда входит 737-800), один 747-8, пять 767, шесть 777 и два 787.
Airbus за этот период поставил на рынок 105 единиц A320 (из них 96 neo), один A330 и десять самолетов платформы A350.
Цифры позволяют сделать два вывода. Во-первых, после проблем с проектом 737 MAX Boeing начал уступать Airbus, а во-вторых, главным товаром для авиакомпаний остаются узкофюзеляжные ближне-среднемагистральные самолеты. Boeing 737 MAX и Airbus A320 продолжают здесь доминировать, но в дальнейшем во многих странах конкуренцию им составит МС-21.
Будущее Boeing зависит от реанимации проекта 737 MAX: если что-то пойдет не так, компания может навсегда потерять позиции на рынке, поэтому для нее крайне важно решение КНР. Boeing – это значимая структура для США, символ американской авиации, данный вопрос внесен в список тем в большой внешнеполитической дискуссии Пекина и Вашингтона.
Издание The Washington Post в ноябре 2021 года опубликовало материал «Boeing 737 MAX был скандалом, но превращается в успех», в котором сообщается, что на авиашоу в Дубае был заключен девятимиллиардный контракт с бомбейской компанией Akasa Air на 72 самолета данной модели. Скоро на 737 MAX начнут летать в Singapore Airlines – треть из 370 законтрактованных самолетов готова к поставке.
«Разговора о возврате лидирующих позиций Boeing на рынке не идет. Гражданскую авиацию сильно встряхнула пандемия COVID-19, вследствие чего не все контракты, заключенные до 2019 года, будут реализованы. Часть компаний рискует не дожить до поставок 737 MAX, а часть изменит планы в сторону сокращения закупок», – резюмирует Гусаров.
Проект 737 MAX продолжит долгое время сохранять негативный шлейф: рынок будет следить за эксплуатацией лайнеров данной модели. От этого зависят будущее Boeing как лидера мировой авиаиндустрии и перспективы конкурентов, включая МС-21.