Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Грозит ли SpaceX банкротство из-за двигателей Raptor


1 декабря 2021 года Михаил Котов, ТАСС


Михаил Котов поделился своим мнением о значении письма основателя SpaceX к сотрудникам компании.

В СМИ появилась информация о "возможном банкротстве SpaceX" за авторством самого Илона Маска. Как сообщается, во время праздничных дней в честь Дня благодарения основатель компании разослал работникам SpaceX официальное письмо, которое вскоре утекло в Сеть. Вначале его опубликовало не самое известное космическое медиа spaceexplored.com, позже подлинность сообщения подтвердил телеканал CNBC, который получил копию письма от своих источников.

Предлагаю ознакомиться с русским переводом отправленного Илоном Маском сообщения:

"К сожалению, кризис производства двигателей Raptor оказался намного хуже, чем казалось несколько недель назад. Когда мы разобрались с проблемами, возникшими после ухода предыдущего высшего руководства, они, к сожалению, оказались гораздо более серьезными, чем сообщалось. Эту пилюлю не подсластить.

Я собирался взять отпуск в эти выходные, как мои первые выходные за долгое время, но вместо этого я буду на производстве двигателей Raptor всю ночь и все праздники.

Если у вас нет критических семейных дел и вы можете физически вернуться в Хоторн (там находится производство Raptor — прим. ТАСС) — приезжайте. Нам понадобятся все силы, чтобы оправиться от того, что, откровенно говоря, надо назвать катастрофой.

Последствия для SpaceX, если мы не сможем создать достаточно надежных двигателей Raptor, заключаются в том, что мы не сможем использовать Starship, а это значит, что мы не сможем выпускать спутники Starlink второй версии (V2) (у Falcon не хватает ни места под головным обтекателем, ни полезной нагрузки, выводимой на орбиту, необходимых для спутника V2). Сами по себе спутники Starlink первого поколения V1 финансово слабые, а V2 — гораздо сильнее.

Кроме того, мы увеличиваем производство терминалов до нескольких миллионов единиц в год, что потребует огромных капиталовложений, но это сработает, только если спутники V2 будут на орбите, чтобы удовлетворить потребность пользователей в пропускной способности. В противном случае эти терминалы будут бесполезны.

Все сводится к тому, что мы столкнемся с реальным риском банкротства, если в следующем году мы не сможем достичь частоты полетов Starship хотя бы раз в две недели. Спасибо, Илон".

В чем суть проблемы?

Когда компания SpaceX еще только выходила на космический рынок со своей частично возвращаемой ракетой Falcon 9, Илон Маск часто говорил о том, что снижение цены за вывод килограмма полезной нагрузки на орбиту спровоцирует резкое увеличение спроса на пусковые услуги. Соответственно, станет гораздо больше компаний, желающих запустить свои спутники.

Цена действительно снизилась, пусть и не так сильно, как обещало руководство SpaceX, вот только это не привело к резкому увеличению количества запускаемых космических аппаратов (к примеру, в 2021 году SpaceX пока осуществила лишь четыре коммерческих запуска, не связанных с государственными заказами). В то же время Маск, чтобы поддержать доходность SpaceX на нужном уровне и начать разработку космической системы Starship, сделал без преувеличения гениальный ход.

Он сам искусственно создал увеличение спроса на услуги компании SpaceX, запустив проект Starlink по обеспечению широкополосного доступа в интернет по всему миру. Для этого требуется "созвездие" из большого количества спутников (более 10 тыс. штук) — проект Starlink начал активно покупать пусковые услуги у SpaceX, а там смогли пустить часть денег на разработку Starship. Это упрощенная схема, в реальности денежные потоки распределяются гораздо сложнее.

Так Starship необходим для Starlink или наоборот? Какая из технологий нужна для завершения работ по другому проекту? На самом деле ответов на эти вопросы нет. Чтобы выводить тяжелые и большие спутники второго поколения Starlink (V2), нужна ракета, подобная Starship (чтобы делать это дешево и быстро), а Starship в свою очередь нуждается в заказах и деньгах от них для завершения своих работ.

Согласно ранее озвученным планам, начало орбитальных пусков Starship должно было бы быть в январе 2022 года, а к концу года Илон Маск надеялся выйти на регулярные запуски за счет многоразовости системы и отсутствия необходимости создавать для каждого запуска новую ракету. Но самым сложным и узким местом системы стали двигатели Raptor, созданные специально для Starship. Компании, видимо, пока не удалось наладить их промышленное производство, да и на испытаниях двигатели пока являются основной причиной аварий.

К тому же недавно производство двигателей покинули сразу несколько руководителей высшего звена. Причиной как раз называются неудовлетворительные результаты по выпуску Raptor.

Как признается сам Маск, проблемы на производстве оказались гораздо серьезнее, чем представлялось, что и стало причиной написания письма сотрудникам.

И что теперь?

Тем не менее говорить о банкротстве компании или даже близости к нему пока преждевременно. Илон Маск часто демонстрирует свою импульсивность, а значит, нельзя исключать, что он мог написать это письмо, только чтобы взбодрить и, возможно, даже припугнуть своих сотрудников. В эту же копилку попадает и просьба выйти сотрудников во время праздников — если проблему можно решить всего лишь таким обращением, то вряд ли она ведет к столь серьезным последствиям.

Кроме того, его сообщение можно рассматривать и как некое "плохое рекомендательное письмо" для ушедших сотрудников, которые, очевидно, находятся сейчас в поисках новой работы.

Гораздо интереснее в этом послании то, что Маск высказывает желание достичь частоты полетов Starship раз в две недели, и информация о солидных размерах и весе спутников Starlink второй версии. Но опять же это пока только слова, без цифр — та же частота полетов может описывать планы компании лишь на декабрь 2022 года.

Однако на Starship у компании поставлено действительно многое, и если в течение 2022–2023 годов он не начнет летать на орбиту, как это было заявлено ранее, то у SpaceX будут немалые проблемы как репутационного, так, возможно, и финансового характера.

Пока же в активе Starship только несколько атмосферных полетов, лишь одна мягкая посадка (во многом из-за двигателей Raptor), отмечается неплохая управляемость. Сейчас для компании важнее всего как можно быстрее наладить их промышленное производство, и именно об этом говорит Маск.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer