Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


На вылет: как банкротства зарубежных авиакомпаний влияют на пассажиров из РФ


16 декабря 2021 года Наталья Ревва, Известия


Лишь одна из пяти иностранных авиакомпаний, обанкротившихся в период пандемии и летавших в Россию, компенсировала гражданам несостоявшиеся перелеты, пересадив их на другие рейсы. Другие перевозчики деньги не вернули. Об этом говорится в исследовании сервиса «Тинькофф Путешествия». От действий зарубежных компаний страдают не только путешественники, но и бизнес турагентств, однако судебные тяжбы зачастую проходят в других странах, а шансы вернуть деньги минимальны, сетуют представители отрасли. Опрошенные «Известиями» эксперты рекомендуют оформлять тревел-страховки, по которым деньги будут возвращены в короткие сроки.

Деньги назад

С начала 2020 года по октябрь 2021 года в мире обанкротились 44 авиакомпании. Об этом говорится в исследовании сервиса «Тинькофф Путешествия» (есть у «Известий»). Там отмечается, что шесть из этих перевозчиков совершали рейсы в Россию. По данным аналитиков, среди зарубежных авиакомпаний в топ-5 по продажам авиабилетов за последний год оказались Turkish Airlines, Qatar Airways и Uzbekistan Airways, которые по этой же причине вошли в топ-5 авиакомпаний по количеству возвратов билетов: Turkish Airlines, Czech Airlines, Qatar Airways, Uzbekistan Airways, Alitalia.

Среди зарубежных авиакомпаний, которые не были в числе лидеров по продажам авиабилетов, больше всего было возвратов у Czech Airlines и Alitalia, отмечается в исследовании. В «Тинькофф Путешествиях» оценили, как зарубежные перевозчики возвращали деньги россиянам.

Двое из попавших в исследование ― Air Italy (Италия) и Avianca (Перу) ― средства за купленные билеты так и не вернули. Еще в двух случаях несостоятельности авиакомпаний ― Atlasglobal (Турция) и Montenegro Airlines (Черногория) ― расходы на компенсацию взяли на себя онлайн-тревел-агентства. Лишь один перевозчик ― Alitalia ― повел себя лояльно по отношению к пассажирам: его место заняла новая компания Italia Trasporto Aereo. Клиентов, которые приобрели билеты Alitalia, бесплатно пересадили на рейсы новой авиакомпании.

В целом более 30% россиян, которые отправлялись в поездки в 2020–2021 годах, сталкивались с переносом или отменой перелетов, отмечается в исследовании «Тинькофф». Из них только 40% респондентов вернули все деньги за билеты. Еще 36% граждан получили только часть денег, а в оставшихся 24% случаев ситуация так и не разрешилась.

Почти половина путешественников (49%) ожидает компенсацию именно от авиакомпаний, так как их наиболее часто признают ответственными за отмену или задержку рейсов, говорится в исследовании «Тинькофф». Однако деятельность зарубежных перевозчиков не всегда находится в области влияния российских регуляторов, поэтому они реже возвращают деньги россиянам. Также в последнее время выросла популярность тревел-страховки: 13% граждан готовы больше платить за простую и прозрачную процедуру возврата денег в случае отмены или переноса рейса.

В связи с банкротством иностранных авиакомпаний агентства и сервисы по продаже билетов остаются в уязвимом положении: желая вернуть деньги, клиент обращается в турагентство, продавшее ему билеты или тур, отметил руководитель онлайн-тревел-агентства «Тинькофф Путешествия» Илья Артеменко. Он продолжил: турагентства запрашивают подтверждение возврата у авиакомпаний, которые, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы из-за пандемии, тянут с ответом или могут его совсем не дать.

— Есть случаи, когда авиакомпании запрещали турагентам возвращать денежные средства клиентам и предлагали заменить их на сертификаты и ваучеры на будущие перелеты. В результате именно агентствам приходится отвечать за действия перевозчика перед клиентами, — подчеркнул Илья Артеменко.

По его словам, поскольку деятельность зарубежных авиакомпаний часто не попадает под действие российских регуляторов, игроки отрасли обсуждают возможную инициативу разработки регуляторного механизма на государственном уровне, который бы обеспечивал гарантии возврата средств для россиян при покупке билетов зарубежных авиаперевозчиков.

Шансов мало

«Известия» направили запросы об отменах рейсов в крупнейшие российские авиакомпании, а также зарубежным перевозчикам из числа наиболее активно работающих в России. В Минтрансе, а также в Ростуризме оперативно не ответили на запрос о том, насколько законопослушно компании возвращают деньги за отмененные перелеты. Также запросы направлены крупнейшим туроператорам.

В случае банкротства авиакомпании тревел-агентства выступают такой же пострадавшей стороной, как и покупатели, а порядок действий одинаков и для частных лиц, и для компаний, подчеркнул гендиректор Ozon Travel Михаил Осин. Он рассказал, что в таких случаях агентство оказывает юридическую поддержку клиентам, в частности, объясняет, как обратиться в суд с требованием включить человека в реестр кредиторов: разобраться во всех тонкостям физическому лицу может быть сложнее, чем компании со штатом юристов. Однако тяжбы зачастую проходят в других странах, а шансы вернуть деньги минимальны, резюмировал Михаил Осин. Он добавил: поэтому в Ozon Travel рекомендуют приобретать страховку и пакеты поддержки.

Поскольку авиакомпании, которые прекратили свою деятельность, находятся в другой юрисдикции, жалобы и претензии к ним необходимо подавать в другой стране, что составляет большие проблемы для российских пассажиров, подтвердил вице-президент Российского союза туриндустрии Дмитрий Горин: затраты на судебные разбирательства не сопоставимы со стоимостью билетов. По его словам, запуск судебных процессов за рубежом возможен только при объединении претензий в общие иски.

― Необходимо вмешательство регуляторов тех стран, где обанкротившиеся авиакомпании зарегистрированы. Пандемия закончится, а авторитет и имидж страны нужно поддерживать. Один из вариантов ― передача прав на перевозку пассажиров компании-правопреемнику. Другой вариант ― предоставить пассажирам ваучер на перелет, причем с довольно длительным сроком действия, поскольку сейчас большинство границ закрыты, а в странах действуют эпидемиологические ограничения, ― подчеркнул Дмитрий Горин.

Он напомнил, что в России действует постановление правительства, в соответствии с которым авиакомпании могут выдать путешественникам, у которых не состоялся рейс, ваучер с подтверждением обязательств с отложенным сроком исполнения. Соответствующие поправки были приняты в середине 2020 года, пояснила адвокат Pen & Paper Екатерина Токарева: потратить ваучер на покупку билетов или дополнительных услуг можно в течение трех лет с даты отправления рейса.

Если авиакомпания обанкротится, то защита прав лиц, приобретших билет, будет осуществляться по общим правилам законодательства о банкротстве ― специальных норм, по аналогии с банкротством застройщика, не предусмотрено, пояснила «Известиям» член Ассоциации юристов России Юлия Рамзенкова. Если компания не успела перед банкротством осуществить полет, то лицо, которое фактически производило оплату, будет вправе обратиться в суд с требованием включить его в реестр кредиторов. Законом не предусмотрен обязательный срочный возврат денег клиенту, уточнила юрист, то есть спрогнозировать сроки компенсации сложно.

При отмене рейса первым делом стоит обратиться напрямую к перевозчику и изложить обстоятельства ситуации и свои требования, считает руководитель GR-практики BMS Law Firm Дмитрий Лесняк. При обращении в суд следует приложить копию претензии к авиакомпании. Юрист подчеркнул, что билеты можно застраховать ― тогда компенсацию в короткие сроки выплачивает страховая компания, которая затем уже требует эти средства в порядке регресса с перевозчика.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer