Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Панцирь-С1М" и электромагнитные ружья. Как армия России будет бороться с беспилотниками


13 декабря 2021 года Василий Кучушев , ТАСС


В государственной корпорации "Ростех" сообщили о новых возможностях зенитного ракетно-пушечного комплекса (ЗРПК) "Панцирь-C1М". Теперь он может бороться со всеми типами беспилотных летательных аппаратов (БЛА), включая ударные. Рассказываем, как обновленный "Панцирь" и другие российские разработки в области борьбы с БЛА будут противостоять небольшим, но очень опасным летающим объектам

В государственной корпорации "Ростех" сообщили о новых возможностях зенитного ракетно-пушечного комплекса (ЗРПК) "Панцирь-C1М". Теперь он может бороться со всеми типами беспилотных летательных аппаратов (БЛА), включая ударные. Рассказываем, как обновленный "Панцирь" и другие российские разработки в области борьбы с БЛА будут противостоять небольшим, но очень опасным летающим объектам.

Беспилотники расправляют крылья

Современную армию любой державы трудно представить без беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Тактика их применения постоянно совершенствуются. Уже сегодня существует концепция использования целого роя беспилотников, когда одну крупную цель могут атаковать сотни небольших и дешевых БЛА. 

Опыт современных военных конфликтов в Сирии и Нагорном Карабахе показал, что атакующие БЛА — одно из наиболее эффективных ударных средств. При этом малые и сверхмалые БЛА активно используются не только военными, но и террористами.  

При всей своей внешней невинности беспилотник — грозное оружие. В задачи БЛА входит не только атака объектов различными боеприпасами, но и обеспечение целеуказания. Он участвует в создании разведывательного огневого контура, подсвечивая объекты, по которым, в свою очередь, наносит удары артиллерия или системы залпового огня. Именно такой сценарий мы наблюдали в Нагорном Карабахе

Алексей Леонков
военный эксперт, редактор журнала "Арсенал Отечества"

Одновременно с развитием технологий БЛА военные конструкторы начали работу над системами противодействия беспилотникам. Авторами одной из самых свежих "антидроновых" разработок стали инженеры конструкторского бюро приборостроения им. Шипунова (входит в холдинг "Высокоточные комплексы" госкорпорации "Ростех"). Там несколько лет назад создали зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК) "Панцирь-С1", который сегодня защищает российскую авиабазу Хмеймим в Сирии, борется с американскими беспилотниками в Ливии, обеспечивает безопасность международных форумов и спортивных состязаний.   

Антидронный "Панцирь"

По словам главного конструктора "Панциря" Валерия Слугина, в ЗРПК изначально закладывались функции борьбы с беспилотниками. Однако на момент создания комплекса в середине 90-х годов они были достаточно крупными. Со временем габариты и высота полета БЛА уменьшились, что стало серьезной проблемой для большинства РЛС. Основные трудности возникали при обнаружении, сопровождении и наведении на такую цель ракет.   

Для перехвата компактных беспилотников была в первую очередь модернизирована РЛС самого "Панциря". Новый радар комплекса способен видеть на расстоянии до 75 км, обнаруживать и вести одновременно до 40 целей. "Мы адаптировали локационные средства под обнаружение и точное сопровождение малозаметных целей. На нашей новой ракете нет головки самонаведения, только поражающая часть. Если мы уже видим цель радиолокационной станцией боевой машины, мы гарантированно подорвем боевую часть на пути следования беспилотника, и поле осколков его надежно накроет", — рассказывал ранее в интервью ТАСС Валерий Слугин. 

Сегодня российская оборонка изготавливает два типа средств борьбы с БЛА — soft-kill (радиоэлектронное подавление) и hard-kill (физическое уничтожение). По данным производителя, новый "Панцирь-С1М" способен работать в обоих режимах. С помощью новейших  средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) "Панцирь-С1М" может подавлять работу навигационного оборудования дронов на расстоянии до 15–18 км. 

По словам генерального директора холдинга "Высокоточные комплексы" Сергея Михайлова, модернизированный ЗРПК способен стать основой тактической  противовоздушной обороны. "На базе "Панцирь-С1М" может быть выстроена эффективная модульная сеть противовоздушной обороны, способная прикрывать любые воинские части от малоразмерных и ударных БЛА, высокоточного оружия и, конечно же, военной авиации — самолетов и вертолетов. Комплекс полностью соответствует современным принципам A2/AD (теория построения ПВО, позволяющего преградить противнику доступ в критически важные районы)", — отметил Сергей Михайлов.   

Эшелонированная защита

Для наиболее эффективной защиты от беспилотников в России разрабатывается эшелонированная система радиоэлектронного противодействия малоразмерным БЛА. Система обеспечивает надежную защиту территорий и объектов как от отдельных беспилотников, так и от их групп, включая "рои" дронов.

По данным Ростеха, плотное прикрытие территорий от атак БЛА способен обеспечить "Репеллент", созданный компанией "Оборонительные системы". Российский комплекс РЭБ по радиосигналам может распознать не только сам БЛА, но и установить координаты наземного пункта управления. В начале "Репеллент" распознает тип дрона, направление его движения, а затем подавляет каналы связи с оператором, даже если тот находится на расстоянии в 30 км. "Репеллент" работает в любое время года, в любых климатических поясах и в самых неблагоприятных погодных условиях, включая пыль, дождь и сильный ветер. В состав комплекса входят средства оптико-электронного распознавания БЛА — видеокамера видимого спектра и тепловизор. С их помощью "Репеллент" может указывать цели для других систем РЭБ и противовоздушной обороны. 

Для прикрытия аэродромов, объектов атомного или энергетического комплекса концерн "Автоматика" создал мобильный многофункциональный комплекс противодействия беспилотным летательным аппаратам "Сапсан-Бекас".  

По данным производителя, комплекс рассчитан на обнаружение всех типов беспилотников, включая модификации с ограниченным выходом в радиоэфир. Все средства обнаружения цели и воздействия на нее собраны в единый автоматизированный пульт управления. "Сапсан-Бекас" способен обнаруживать БЛА средствами радиотехнической разведки на дальности не менее 20 км, средствами активной радиолокации на дальности 10 км.  

Под невидимым "Куполом"

Укрыть от вражеских БЛА огромную территорию размером с город-миллионник уже сегодня могут отечественные комплексы "Купол", "Рубеж-Автоматика" и "Солярис-Н", обладающий на сегодняшний день самым большим радиусом действия. Новейшая разработка обеспечивает защиту от дронов на площади до 80 кв. км.

По данным Ростеха, главная особенность "Соляриса-Н" — применение принципов искусственного интеллекта. Комплекс будет способен самообучаться, чтобы максимально точно определять БЛА среди остальных объектов.  

После идентификации дрона аппаратура комплекса начинает атаковать его радиопомехами, блокировать передачу данных и навигацию. "Солярис-Н" может работать в автоматическом режиме, исключая человеческий фактор.

Мобильный "Серп" 

Одни из наиболее важных качеств современных средств борьбы с беспилотниками — мобильность и скрытность. На форуме "Армия-2021" Ростех впервые показал мобильную систему противодействия беспилотникам "Защита", которая помещается в нескольких переносных кейсах и приводится в рабочий режим за 30 минут.

Новый комплекс может "увидеть" летательные аппараты и определить их тип в диапазоне 360 градусов и на расстоянии до 12 км. Обнаружение пульта управления "дрона" и разрыва канала связи с ним осуществляется с помощью подсистемы "Серп". Она обеспечивает сплошное перекрытие частоты в диапазоне от 400 до 6 200 МГц, который обычно используется для управления беспилотниками. 

Одновременно с подавлением каналов управления БПЛА в "Защите" действует система подавления навигационных сигналов глобальных спутниковых систем. 

Еще одним преимуществом "Защиты" является пассивный локатор, который, в отличие от активного, не облучает цель, а использует сигналы сторонних передатчиков, например цифрового телевещания, отраженные от цели. Такая работа РЛС позволяет оставаться "Защите" незаметной для чужих перехватывающих устройств, что существенно снижает вероятность ответной радио атаки.   

Комплекс обнаруживает и устраняет дроны-нарушители по секторальному принципу, что, в отличие от купольных систем, позволяет использовать ее для прицельного подавления конкретных дронов-нарушителей. Это одно из ключевых преимуществ "Защиты", которое позволит применять ее на объектах, где используются беспилотники, например для мониторинга территорий

Вячеслав Михеев
генеральный директор концерна "Вега" (входит в холдинг "Росэлектроника" Ростеха)

Вместо патронов — излучение 

Оперативно вывести из строя беспилотник можно и с помощью специального электомагнитного ружья. Сегодня портативное оружие против БЛА активно продвигает ZALA AERO GROUP — подразделение холдинга "Калашников" и лидер отечественного рынка беспилотных средств.  

Электромагнитное ружье REX 1 для защиты от дронов внешне напоминает обычный автомат весом чуть более 4 кг. По данным Ростеха, оружие оснащено системой крепления, так что на него можно дополнительно установить прицелы, фонари, целеуказатели, а также устройства объективного контроля. 

Кроме того, REX 1 может пригодиться и при саперных работах, для борьбы с самодельными взрывными устройствами, которые активируются с помощью сигнала мобильного телефона.

Оружие такого типа есть и у концерна "Автоматика". Там создали носимый комплекс противодействия БЛА "Пищаль-ПРО", который напоминает автомат будущего. В отличие от REX 1, этот комплекс весом 3,5 кг можно использовать как стационарно, так и в движении. 

Стрельба из "Пищали" не требует специальной подготовки. С ее помощью можно поражать дроны на расстоянии до 2 км в условиях прямой видимости. 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer