Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Нелетные подходы: авиабизнесу хотят написать регламент работы при форс-мажорах


4 ноября 2021 года Максим Талавринов, Роман Солдатов, Евгения Перцева, Известия


Общественные организации потребителей и пассажиров готовятся обратиться к властям с рядом инициатив о повышении компенсации за задержки рейсов и ответственности авиакомпаний за непредоставление питания в форс-мажорных ситуациях. Также они считают необходимым разработать регламент действий перевозчиков и аэропортов в таких случаях, рассказали «Известиям» председатели объединений. Эти проблемы актуализировались после коллапса в аэропорту Нижнего Новгорода, куда 2 ноября из-за тумана в Москве были перенаправлены 40 самолетов с более чем 5 тыс. пассажиров. На аэродроме образовалась пробка, люди находились в самолетах до девяти часов без еды и воды, так как инфраструктура аэропорта не рассчитана на обслуживание такого числа воздушных судов. Межрегиональное управление Следственного комитета уже организовало проверку длительных задержек рейсов и жалоб пассажиров на плохое самочувствие. Пострадавшие пассажиры вправе требовать компенсации, говорят юристы.

Общественные организации потребителей и пассажиров готовятся обратиться к властям с рядом инициатив о повышении компенсации за задержки рейсов и ответственности авиакомпаний за непредоставление питания в форс-мажорных ситуациях. Также они считают необходимым разработать регламент действий перевозчиков и аэропортов в таких случаях, рассказали «Известиям» председатели объединений. Эти проблемы актуализировались после коллапса в аэропорту Нижнего Новгорода, куда 2 ноября из-за тумана в Москве были перенаправлены 40 самолетов с более чем 5 тыс. пассажиров. На аэродроме образовалась пробка, люди находились в самолетах до девяти часов без еды и воды, так как инфраструктура аэропорта не рассчитана на обслуживание такого числа воздушных судов. Межрегиональное управление Следственного комитета уже организовало проверку длительных задержек рейсов и жалоб пассажиров на плохое самочувствие. Пострадавшие пассажиры вправе требовать компенсации, говорят юристы.

Форс-мажор

Две общественные организации — Союз потребителей России и Союз пассажиров — готовят обращение к авиационным властям с инициативой создать регламент исполнения аэропортами и авиакомпаниями своих обязанностей перед пассажирами в форс-мажорных ситуациях. Об этом «Известиям» рассказали председатели объединений Петр Шелищ и Кирилл Янков. В ноябре на площадке Общественной палаты (ОП РФ) будет предложено повысить компенсации при задержке рейсов и ответственность перевозчиков за необеспечение питанием клиентов в сбойных ситуациях, сообщил член ОП РФ Илья Зотов.

Инициативы общественников обусловлены образовавшимся во вторник, 2 ноября, коллапсом в главном для Москвы запасном аэродроме — международной авиагавани Стригино в Нижнем Новгороде. В этот день туда из-за продолжительного тумана в столице были перенаправлены 40 самолетов 12 авиакомпаний с более чем 5 тыс. пассажиров, летящих из других городов России и ближнего зарубежья в Москву.

Число прибывших самолетов превысило нормативную пропускную способность аэропорта: его инфраструктура, в том числе количество стоянок, трапов и техники, не рассчитана на одновременное обслуживание такого количества воздушных судов, поэтому их обслуживали в порядке очереди, сообщали в пресс-службе Стригино. В результате пассажиры были вынуждены сидеть в самолетах по четыре-девять часов без еды и воды. Некоторые рассказали, что долгое время находились в неведении, так как ситуацию представители аэропорта и авиакомпаний не комментировали.

— Аэропорт не мог обеспечить авиакомпанию трапом. Люди сидели почти девять часов без еды и воды, без трапов невозможно высадить их или хотя бы передать еду на борт, — говорил «Известиям» источник, знакомый с ситуацией.

«Мы в Нижнем Новгороде, в Москве туман. Табло расписания рейсов наш не показывает, спасибо приложению хоть за какую-то инфу. Про то, что говорят и пишут в новостях, — правда. Стоит куча самолетов с людьми внутри. Мы просидели шесть часов и просидели бы больше, если бы несколько человек не стали прям паниковать и вызвали типа «скорую» кому-то, чтобы прикатили трап. Самолеты перенесли на завтра. Гостиницу ждем уже три часа», — написала в Instagram пользователь с ником ilka.ph.

«Рейс из Тюмени в Москву, пассажиры просидели в самолете более восьми часов!!! Без еды, последние три часа без воды!!! На борту дети, а за окном расслабленно ходят сотрудники аэропорта Нижнего Новгорода!!! Как такое возможно? Рейс был ранним в семь утра, многие даже не завтракали, рассчитывая покушать уже в Москве, «Ютейр» на борту не кормит, такого отвратительного и беспощадного отношения к людям в нашей стране, видимо, долго искать не нужно, немыслимое неуважение и наплевательское отношение к людям!!!» — написала пользователь с ником vna_2123 в Instagram.

Другой собеседник «Известий» сообщал, что авиагавань Стригино «принимала всех подряд и не предупреждала авиакомпании об ограниченных ресурсах, в частности о нехватке трапов», пояснив, что аэропорт начал отказывать в приеме самолетов, только когда их стало некуда ставить, а должен был сделать это сразу по исчерпании ресурсов.

В приведшей к коллапсу ситуации поучаствовали и сами авиакомпании, утверждает источник «Известий», близкий к авиагавани в Нижнем Новгороде. По его словам, перевозчики тянули с высадкой пассажиров, около пяти часов не выпускали людей, ожидая разрешения на вылет в Москву, но когда у экипажей завершилось время работы по нормативам — всё встало. Собеседник добавил: когда стало очевидно, что вылет переносится на вечер, а у кого-то — на следующие сутки, авиакомпании для экономии средств начали заказывать пищу для пассажиров в цехе бортового питания аэропорта, который не может одновременно приготовить столько еды, в результате многие люди остались без питания. При этом авиакомпании могли заказать еду в городе.

Центральным межрегиональным следственным управлением на транспорте Следственного комитета РФ была возбуждена проверка из-за длительных задержек рейсов в аэропорту Нижнего Новгорода и жалоб пассажиров на плохое самочувствие, говорится на его официальном сайте. По ее результатам будет принято процессуальное решение и дана правовая оценка действиям всех ответственных лиц.

«С целью недопущения повторения подобных случаев в адрес руководства аэропорта и контролирующих ведомств по результатам проверки будет направлено представление об устранении обстоятельств, способствующих совершению подобных происшествий, и усилении ведомственного контроля за работой подчиненных, а также о принятии действенных мер по выработке системного подхода о действиях в нештатных ситуациях», — заявило следственное управление.

Системная проблема

Председатель Союза потребителей Петр Шелищ в беседе с «Известиями» сообщил, что коллапс в Нижнем Новгороде показал: аэропорт не готов к форс-мажорам.

— Похожие ситуации возникают не впервые и не только в этом аэропорту. Поэтому мы предлагаем создать регламент, в котором регулятор как минимум обозначит, сколько трапов должно быть в аэропорту, какой запас готовой еды и напитков для пассажиров авиагавань должна иметь сама или может оперативно получить от своих партнеров, какие должны быть договоренности с отелями, чтобы в них могли разместить необходимое количество людей, какую информацию обязаны давать пассажирам в подобной ситуации, — пояснил эксперт.

Аэропорты не готовы к массовому использованию их в качестве запасных, сказал «Известиям» председатель Союза пассажиров Кирилл Янков.

— Системная проблема заключается в том, что запасной аэродром не имеет, как правило, договоров с авиакомпанией. На запасной аэродром диспетчеры могут отправить столько самолетов, сколько есть мест для стоянки. Их может быть и достаточно, а вот другой инфраструктуры, которая обеспечивает ожидание пассажиров и экипажей, там может не быть. Как в Нижнем Новгороде: там нет нужного количества трапов, запаса еды, чтобы кормить пассажиров, нет представителей авиакомпаний, кроме «Аэрофлота» и S7 Airlines, которые могут заняться размещением пассажиров в гостиницах. Мы видим в этом системную проблему, — пояснил он.

В настоящий момент регламента действий авиакомпаний и аэропортов в ситуациях, подобных коллапсу в Нижнем Новгороде, не существует, заявил источник «Известий», близкий к Минтрансу.

Случаи с ограничением авиасообщения еще будут происходить, такого избежать нельзя, но нужно быть готовым к подобному и иметь четкий механизм действий, чтобы не держать пассажиров внутри самолета по шесть-восемь часов, сообщил «Известиям» член ОП РФ и председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. По его словам, к сложившейся ситуации аэропорт был не готов, а авиакомпании не особо хотели решать вопросы пассажиров.

— На площадке Общественной палаты с участием представителей авиакомпаний, аэропортов и профильных ведомств мы планируем предложить тему повышения компенсации при задержке рейсов, обсудить новый формат работы по организации питания, чтобы при отказе авиакомпании выполнять свою работу у нас был запасной маневр для питания граждан, а перевозчик нес в дальнейшем повышенную ответственность за это. Скидывать на аэропорт, который часто не готов к подобному, не справедливо. Важно выбрать взвешенную позицию, не разрушив рынок, но дать гарантии пассажирам на качественные услуги при подобных ситуациях, — добавил он.

Вопрос компенсации

Во вторник, 2 ноября, из-за тумана в Москве было задержано или отменено свыше 700 авиарейсов. В опрошенных «Известиями» авиакомпаниях не сообщили, начали ли пассажиры задержанных и перенаправленных на запасные аэродромы бортов требовать компенсации. В «Уральских авиалиниях» сказали, что такие обращения не поступали.

Люди, просидевшие в самолетах в аэропорту Нижнего Новгорода больше четырех часов и не получившие воды и горячего питания, в праве требовать компенсации, так как это прямое нарушение правил авиаперевозки, сообщил «Известиям» ведущий юрист Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Олег Фролов.

Он отметил, что дополнительная компенсация морального вреда будет зависеть от ситуации. Если пассажир ехал в командировку и задержался там на пять часов, то в данном случае сложно доказать факт нанесения морального ущерба. Если, предположим, из-за задержки вы опоздали на пароход и остались без отпуска, то в этой части будет рассматриваться компенсация вплоть до 50 тыс. рублей. Эксперт отметил, что в подобных случаях авиакомпании не столь щедры.

Для обращения в суд и получения компенсации пассажир должен зафиксировать факт задержки авиарейса, требования, предъявляемые потребителем, например если ему необходима была дополнительная медицинская помощь, комната для маломобильных граждан и так далее. В случае если эти требования были нарушены, то заявителю потребуется предоставить подтверждающие документы, найти свидетелей, подготовить обращение, составить акт, который подпишут все пассажиры.

По словам Олега Фролова, ответственность в подобных случаях лежит на аэропортах, так как они обязаны предоставлять необходимые условия в случае задержек рейсов, в том числе питание. Но все эти действия должны проводиться во взаимосвязи с авиакомпанией, так как расходы на компенсацию понесет перевозчик.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer