Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Союз на небесах


3 ноября 2021 года Айгуль Абдуллина, КоммерсантЪ


Предложение Минска ответить на потенциальное отключение страны от глобальной системы авиаданных созданием единой авиаадминистрации для Белоруссии и России, по мнению участников отрасли, не приведет к желаемому результату. На его реализацию может уйти десятилетие, при этом в профильных ведомствах эта идея даже не обсуждается, сообщают источники «Ъ». И главный вопрос — готовность Москвы к такому маневру.

Предложение Минска ответить на потенциальное отключение страны от глобальной системы авиаданных созданием единой авиаадминистрации для Белоруссии и России, по мнению участников отрасли, не приведет к желаемому результату. На его реализацию может уйти десятилетие, при этом в профильных ведомствах эта идея даже не обсуждается, сообщают источники «Ъ». И главный вопрос — готовность Москвы к такому маневру.

Заявления белорусских авиавластей о возможном объединении авиарегуляторов России и Белоруссии на фоне угрозы подпадания Минска под европейские санкции выглядят преждевременными для российского авиаблока, говорят опрошенные «Ъ» эксперты и источники в профильных ведомствах.

О предложении создать объединенную авиаадминистрацию в Евразийском экономическом союзе или Союзном государстве сегодня на пресс-конференции в Минске заявил директор департамента по авиации Минтранса Белоруссии Артем Сикорский. Появление такого органа он назвал актуальным в свете «коллективного ответа на авиационный экстремизм, который исходит от наших западных партнеров». 12 ноября Международная организация гражданской авиации, по данным ТАСС, может рассмотреть итоговое решение по инциденту с посадкой самолета Ryanair в Минске (см. «Ъ» от 24 мая).

Как заявил господин Сикорский, на белорусском госпредприятии по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения «Белаэронавигация» готовятся к потенциальному отключению от глобальной системы авиаданных.

По словам представителя Минтранса Белоруссии, новая объединенная авиаструктура по аналогии с Европейским агентством по безопасности полетов должна стать «регулятором как по вопросам авиационной безопасности, так и по допуску на рынок и созданию равных условий для всех авиаперевозчиков» (цитата по «Интерфаксу»).

Идея объединения организации воздушного пространства с российской стороной не обсуждалась последние несколько лет, говорят несколько источников «Ъ» в отрасли. По их словам, проект создания международной аэронавигационной системы «Восток» (МАС) был окончательно заморожен к 2019 году. Он обсуждался около 15 лет и предполагал создание межгосударственной навигационной системы РФ, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана. Оснащением должны были заниматься структуры концерна «Алмаз—Антей».

«Проект остался на бумаге, и подвижек по нему нет: в Минтрансе и Росавиации этот вопрос не поднимался с 2019 года»,— говорит еще один источник в отрасли.

По словам источника, знакомого с подготовкой проекта МАС «Восток», основной сложностью стал вопрос софинансирования проекта его участниками: «История дорогостоящая — одни РФ и Беларусь не стали и не станут ее финансировать, но договориться с другими странами в 2016 году не смогли. После пандемии это представляется еще более маловероятным». Кроме того, существует ряд политических и технических сложностей, говорит он, «и задача их устранить в последние годы даже не ставилась».

Минтранс и Росавиация на вопросы «Ъ» не ответили. В Госкорпорации по организации воздушного движения отказались от комментариев.

С правовой точки зрения объединенное авиарегулирование двух стран может быть продиктовано и обосновано логикой создания Союзного государства, говорит эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Однако, по его словам, процесс может затянуться на десятилетия и расчет белорусских авиавластей быстро обойти санкции путем интеграции с РФ вряд ли реалистичен.

При этом мировая практика — обратная: вопросами регулирования, как правило, занимаются национальные органы, и Европейское агентство по безопасности полетов скорее остается исключением из правил. «В Европе движение по объединению регуляторов идет не первое десятилетие, и существование программы SESAR, которая настроена на объединение европейского неба, не отменяет полномочий авиарегуляторов в других странах»,— подчеркивает он.

Господин Борисов считает совершенно очевидным, что никто всерьез не будет рассматривать перспективы отказа от полетов над Россией.

«Здесь надо понять, готова ли будет Россия принять риски, связанные с процессом интеграции, а также провести колоссальную работу по созданию нового наднационального органа и определению того, какие именно полномочия будут ему делегированы»,— полагает он.

В белорусском Минтрансе также допускают, что в случае запрета на лизинг самолетов иностранного производства для «Белавиа» перевозчик «перейдет на использование российских самолетов». На данный момент в ЕС идет обсуждение введения санкций только в отношении заключения новых договоров или запрета на продолжение действующих контрактов.

Руководители Ассоциации внешнеполитических исследований — о настоящем и будущем союза России и Белоруссии
Как отмечает источник «Ъ» в российской лизинговой компании, в частности, Ирландия активно выступает за первый вариант, поскольку полное ограничение на действующие отношения c Белоруссией может нанести существенный ущерб финансовым интересам ирландских лизингодателей.

У российских лизинговых компаний есть теоретическая возможность поставить «Белавиа» SSJ 100 и самолеты иностранного производства взамен существующего флота, говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. По его оценке, единовременной поставки быть не может, однако полная компенсация парка вряд ли потребуется. «Традиционной моделью “Белавиа” была связь между Россией и Европой,— говорит он.— Сейчас Запад закрыт для перевозчика, и потребность в воздушных судах значительно скорректирована».

По словам господина Пантелеева, для восстановления половины флота «Белавиа» за счет российских поставок достаточно нескольких лет, но о «действительных потребностях авиакомпании пока говорить рано».

При этом он подчеркнул, что в случае, если решение об авиаинтеграции будет принято и анонсировано на уровне президента РФ, реализация возможна в «достаточно быстрые сроки».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer