Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Как вернуть страх США перед российской Морской авиацией


3 ноября 2021 года Александр Тимохин, Взгляд


Судьба Морской авиации Военно-морского флота впервые публично обсуждается на самом высоком уровне. Почему служба морских летчиков исключительно важна для обороноспособности России, в каком состоянии Морская авиация находится сегодня – и что нужно сделать для ее возрождения?

Судьба Морской авиации Военно-морского флота впервые публично обсуждается на самом высоком уровне. Почему служба морских летчиков исключительно важна для обороноспособности России, в каком состоянии Морская авиация находится сегодня – и что нужно сделать для ее возрождения?

В ходе идущих в Сочи совещаний по вопросам ВПК и военного строительства президент Путин сделал заявление о том, что в условиях наращивания другими странами численности флотов России нужно развивать морскую авиацию (МА). Сходу и не вспомнить, когда руководитель российского государства просто упоминал морскую авиацию. Можно предположить, что доклады о состоянии дел в МА дошли до самого верха. Но прежде всего стоит рассказать, чем была Морская авиация в советские годы – и во что она превратилась сегодня.

Взлет и падение

В ходе Великой Отечественной Морская авиация уничтожила больше судов и кораблей немцев и их союзников, нежели любой другой род сил флота. Это в значительной степени было связано с тем, что у ее летчиков имелся именно «флотский» взгляд на вещи и специальное образование именно морского летчика. ВВС РККА, летавшие на, по сути, тех же самолетах и имевшие большую численность, в работе по морским целям показали себя намного хуже. Именно из-за направленности боевой подготовки и обучения личного состава.

После войны Морскую авиацию ждал масштабный рост. Главные противники – США и Великобритания – были за морями, имели мощные флоты. СССР не мог позволить себе военно-морское строительство на уровне англо-американцев. Поэтому некоторым паллиативом стала авиация. Коль скоро надо атаковать вражеские корабли, а своих кораблей нет, то пусть будет возможность организовать массированный авиационный удар с берега.

Так, с 1955 года началось формирование авиачастей, имевших на вооружении тяжелые самолеты с противокорабельными крылатыми ракетами КС-1. Сначала это были поршневые Ту-4, нелегальные копии американских Б-29, но вскоре их начали заменять полностью отечественные Ту-16. Так появилась Морская ракетоносная авиация, МРА. Долгие годы это была настоящая «кувалда» в руках ВМФ, которой можно было «отрихтовать» кого угодно. Сотни ракетоносцев могли нести огромное количество крылатых ракет и пускать их по цели с расстояния в сотни километров. Этого рода сил ВМФ американцы боялись даже после распада СССР – и на то были причины.

Появлялась противолодочная авиация. Морская авиация последовательно получала Бе-6, Бе-12, Ил-38, Ту-142, Ту-142М. С появлением первых способных нести вертолеты кораблей (противолодочные крейсеры проекта 1123 – «Москва» и «Ленинград») появились и противолодочные, а позже поисково-спасательные корабельные вертолеты. Первым семейством массовых серийных вертолетов такого типа стал Ка-25. Появились противолодочные вертолетные авиачасти, оснащенные ударным вертолетом Ми-14, способным при необходимости садиться на воду.

Особым отечественным путем развития морской авиации стало появление морской системы разведки и целеуказания «Успех», составной частью которой были самолеты разведчики-целеуказатели Ту-95РЦ и вертолеты-целеуказатели Ка-25Ц с мощной радиолокационной станцией. Эти аппараты могли быстро обследовать огромные морские пространства и передать на самолеты и корабли – носители ракетного оружия – все необходимые для стрельбы на большую дистанцию данные. Ту-95РЦ оставались большой проблемой для американцев до самого последнего дня их нахождения в строю.

Появление первых авианесущих кораблей дало путевку в жизнь корабельной авиации – штурмовикам Як-38, на смену которым шли сверхзвуковые «вертикалки» Як-41 (потом 141), а после и нормальным самолетам горизонтального взлета и посадки, для начинавшейся авианосной программы советского флота. Варианты самолетов, созданные тогда, и сейчас состоят на вооружении корабельной авиации, пусть и глубоко переработанные – МиГ-29К и Су-33.

Уже в 1980-х Морская авиация начала деградировать с той же скоростью, что и СССР. После распада страны денег во флоте не было, налет летчиков и численность самолетов стремительно сокращались. Ушли в небытие корабельные штурмовые авиаполки – не стало авианесущих крейсеров, которые на них базировались.

Внезапной «бедой откуда не ждали» стала специфика образования летчиков и моряков, унаследованная от СССР, и разница в воинских званиях – у летчиков общевойсковые, у моряков морские. Мелочь, но... В США или Великобритании морской летчик – тоже моряк, просто «летающий», с морским званием, флотским образованием, традициями, этикой. Тот же корабельный офицер, только управляющий корабельным летательным аппаратом. В США, например, именно летчики командуют авианосцами. Бывший пилот патрульной авиации Билл Морэн чуть не стал Начальником военно-морских операций (высшая должность в ВМС США). Существуют прописанные в документах карьерные «дорожки», которые позволяют морскому пилоту перейти на штабную работу в соединения ВМС, в плавсостав, и далее идти по флотской карьерной лестнице. Верхней «планки» по карьере у летчиков нет, они тоже флот. Это создает чувство единства между летным персоналом и плавсоставом и осознание своей принадлежности к общему делу.

В России иначе. После ликвидации училищ морской авиации летчиков для нее учат там же, где и для ВВС. У них общевойсковые звания, другие традиции, сленг, юмор, нежели у моряков. Это отдельная каста. Причем с ограниченными карьерными перспективами. И это порождает взаимное отчуждение между моряками и летчиками, а самое главное – часто демонстрируемое командующими из плавсостава непонимание значения авиации в принципе. Когда в 90-х и ранних 2000-х стоял вопрос о том, что в первую очередь «зарезать» из-за недостатка денег, именно авиация пошла «под нож» вперед всех – от топлива для полетов до самих авиачастей.

Довершила разгром реформа Сердюкова и начальника Генштаба Макарова. Превращение командований видами ВС в, по сути, закупочные и административные органы привело и к ликвидации тех родов сил в них, которые нуждались в централизованном управлении.

Так была ликвидирована МРА. Почти полностью утратила боеспособность противолодочная авиация. Полностью исчезли противоминные вертолеты, буксировщики тралов. Противолодочные вертолеты не производятся серийно, все Ка-27 и 27М – это машины старой постройки. О подготовке корабельных истребительных авиаполков красноречиво говорят их результаты в Сирии, при работе с «Кузнецова». Впрочем, у нас авианосец на ремонте, который закончится неизвестно когда, о них можно пока не думать. Отдельно нужно сказать о налете летчиков – он был в разы ниже, чем в ВКС еще совсем недавно.

Сегодня Морская авиация – просто нагромождение авиачастей разного назначения. На Камчатке у нее перехватчики МиГ-31, на Черном море – Су-30СМ и Су-24М в штурмовых авиачастях, «заточенных» под удары по кораблям. Никакой единой идеи, никакой концепции боевого применения в этой структуре не просматривается. Но вот наконец-то у Морской авиации новый начальник, а на происходящее обратил внимание президент. Какие меры стоило бы предпринять, чтобы восстановить мощь морской авиации?

Возродиться из пепла

Разумеется, к технике все не сводится, но именно техническое оснащение Морской авиации сегодня главная проблема.

Самое критическое – нужен противолодочный самолет, с современной поисково-прицельной системой (ППС). С учетом того, какую угрозу несут в себе американские подлодки – это вопрос номер один. И главное здесь не носитель, носитель в виде Ту-214 у нас есть. Главное то, что там будет внутри – ППС, а также оружие.

Следующий вопрос – корабельный вертолет. Было бы ошибкой ждать новую машину «Минога». Нужно срочно ставить нормальную ППС в Ка-27 и возобновлять его производство. Западный боевой опыт говорит, что нужен не просто противолодочный вертолет, а морской вертолет, способный бороться с подводными лодками, наносить удары по надводным целям противокорабельными ракетами и выдавать целеуказание ракетным комплексам кораблей, в том числе (это очень важно) зенитным. Ракеты «воздух – воздух» ему тоже очень не помешают.

Нужен полноценный базовый ударный самолет. Сегодня в России это Су-30СМ, но эта машина, во-первых, имеет уже устаревшую радиолокационную станцию (РЛС), а во-вторых, несет только ракеты Х-31 и Х-35. Ракеты хорошие, но «припечатать» крупный корабль ими можно только при множественных попаданиях, а для применения Х-31 придется лезть на самолете под огонь корабельных ракетных комплексов. Нужен самолет с РЛС, аналогичной той, что стоит на Су-35 – Н035 «Ирбис», и способностью нести тяжелую ракету – Х-61 «Оникс» или гипотетический авиационный вариант «Циркона».

Нужно что-то решить с авиаразведкой и целеуказанием. В составе МА ВМФ РФ нет специализированных скоростных разведчиков, способных действовать там, где противник имеет истребительную авиацию. Специализированные контейнеры с разведывательным оборудованием, превращающие ударный самолет в разведчик – экзотика и редкость, да и от совершенства весьма далеки.

Организационные меры не менее важны. У двух самых важных флотов России – Северного и Тихоокеанского – ударной авиации нет. Ударная морская авиация критически важна для нашей страны. Наши «домашние» театры военных действий далеки друг от друга и разобщены, и единственная маневренная сила, которой можно быстро усилить любой из флотов, это авиация.

Нужна нормально работающая поисково-спасательная служба для спасения катапультировавшихся и пошедших на вынужденную посадку пилотов, сегодня с этим серьезные проблемы. Критически важно поднять боеспособность корабельных истребительных авиаполков – там, где им придется воевать, помощи не будет, будет только свой авианосец, и нужно драться лучше, чем противник.

Стоит переосмыслить доктрину боевого применения и необходимые для нее технику и оружие. Нужна серия учений, которая дала бы понять, как нужно действовать сегодня и как нужно выстраивать взаимодействие авиации с надводными силами. И, конечно, нужно решить проблему с расколом между летчиками и моряками, начав с присвоения морских званий авиаторам флота и прописав их возможные пути к адмиральским должностям, включая стажировки в плавсоставе. А затем решать и проблему с образованием, которое тоже должно иметь флотский «уклон». На все это нужно будет время, и оттягивать больше нельзя. Обстановка в мире накаляется все сильнее.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer