Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Идет война, хотя друг другу улыбаются": что стоит за переменами в "Вертолетах России"


25 ноября 2021 года Тимур Латыпов, Бизнес ONLINE


Через 6 лет после первой попытки пробиться в большое вертолетостроение Николай Колесов как никогда близок к воплощению своих авиастроительных намерений. В публичную плоскость все-таки просочилась информация о том, что генеральный директор «Вертолетов России» Андрей Богинский перебирается на другую работу, а на его место придет именно Колесов. Эксперты «БИЗНЕС Online» разделились во мнениях: одни полагают, что смена руководства холдинга плановая, другие — что перед нами итог длительной подковерной битвы.

Через 6 лет после первой попытки пробиться в большое вертолетостроение Николай Колесов как никогда близок к воплощению своих авиастроительных намерений. В публичную плоскость все-таки просочилась информация о том, что генеральный директор «Вертолетов России» Андрей Богинский перебирается на другую работу, а на его место придет именно Колесов. Эксперты «БИЗНЕС Online» разделились во мнениях: одни полагают, что смена руководства холдинга плановая, другие — что перед нами итог длительной подковерной битвы.

«Похоже на плановую ротацию 30–40-х годов»

Информация о смене власти в «Вертолетах России» (ВР) пока неофициальна, но, как сообщили источники «БИЗНЕС Online» в отрасли, во всяком случае уход гендиректора Андрея Богинского — дело решенное.

Первый вопрос: для него это наказание? Судя по его предполагаемому назначению, точнее, по ожидающему там Богинского объему проблем, можно сказать и так, хотя на столь ответственные места проштрафившихся не отправляют. Источники «БИЗНЕС Online» в оборонно-промышленном комплексе утверждают, что Богинский станет генеральным директором корпорации «Иркут», главные проекты которой — МС-21 и Superjet. По сути, он будет отвечать за все российское гражданское авиастроение. Слабо похоже на разжалование, хотя да, теперь это не руководство самостоятельным холдингом, а место заместителя у генерального директора Объединенной авиастроительной корпорации Юрия Слюсаря.

«Поскольку сегодня „Иркут“ — это все наше гражданское авиастроение, то задача перед Богинским поставлена куда более сложная и масштабная, чем в вертолетостроении, — предположил в беседе с „БИЗНЕС Online“ главный редактор портала „Авиару“ Роман Гусаров. — На важном посту нужны проверенные люди, а кадровая проблема стоит очень остро. Гражданское авиастроение сейчас на пороге самого сложного периода — собственно производства МС-21, а еще — налаживания его послепродажного обслуживания, заключения контрактов. Очень много работы, которая раньше считалась как бы второстепенной, почему с  Superjet ее и провалили».

«Похоже на плановую ротацию, которая была характерна для советского управленческого звена 30–40-х годов, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ исполнительный директор отраслевого портала „АвиаПорт“ Олег Пантелеев. — Тогда высокопоставленных руководителей расставляли по разным позициям. Считалось раньше и справедливо считается сейчас, что у руководителя на каждом посту есть срок, когда он привносит что-то новое, а потом надо привлекать человека с незамыленным взглядом. Если проще, то нужно вливать свежую кровь».

О чем говорит частая смена рулевых

Что удалось Богинскому за пять лет у руля ВР? По мнению Пантелеева, во-первых, он сумел «материализовать» стартовавшую незадолго до его прихода программу строительства вертолетов для санитарной авиации. Во-вторых, заложил фундамент под проект обновления парка вертушек для региональных пассажирских перевозок. Богинский как чиновник (а до этого он был заместителем министра промышленности) успешно вписал вертолетостроение в механизмы господдержки. В военной области продвинулись с модернизацией Ка-52, решены принципиальные вопросы по Ми-28НМ. «Ему удалось подтянуть многие хвосты, — полагает эксперт. — Если раньше немало программ провисало, то сейчас более-менее вернулись в график и даже сделали заделы на будущее… Да, сложно продавать на коммерческий рынок, но причина не в холдинге — то же самое наблюдается во всем мире. В сегменте боевых вертолетов схожая ситуация. Именно программа санавиации позволила самортизировать влияние мировых негативных тенденций на российское вертолетостроение».

Что не удалось? Есть вопросы по Ми-38 — пока не получается сделать программу успешной, констатирует Пантелеев. Программа Ка-62 так и осталась в статусе долгостроя. Никуда не делась проблема переизбытка производственных площадок. «Из нерешенных вопросов — это, конечно, неизбежное противостояние КВЗ и Улан-Удэнского авиазавода, — отметил шеф „АвиаПорта“. — Попытка развести заводы по продуктовой линейке предпринята, но без масштабного заказа на Ми-38 нужной загрузки казанский завод не получит — пока все это очень слабо по сравнению с выпуском Ми-8».

Гусаров считает, что Богинский на своем посту справился: в ВР все понятно — и по рынку, и по перспективам, и по разработкам. «Суперпрорывов нет, но по продуктовой линейке обещания выполняют, сроки более-менее соблюдают, поставки идут, производство работает стабильно», — считает эксперт.

Иной точки зрения придерживается старший научный сотрудник академии им. Жуковского, эксперт по вертолетной тематике Евгений Матвеев. «Увы, замена руководителя вполне плановая, — поделился он своим мнением с „БИЗНЕС Online“. — С 2007-го в холдинге сменились четыре генеральных директора, то есть в среднем по 3,5 года на каждого. Столь частая смена рулевых — показатель того, что у компании нет стратегии. Капитанов все меняют и меняют, а корабль на мели. Что-то движется по отдельным программам, вырываем из контекста бывшие советские разработки и пытаемся их продолжать, да при этом так, что между собой начинают конкурировать уже не КБ, а заводы! Ресурсов и так мало, а мы все раскручиваем соревнование — во многом потому, что единой стратегии нет и в целом. Почему получаются одинаковые программы? Потому что нет линейки двигателей. Словом, управленцы приходят, уходят, а выручка после 2014 года все падает и падает — и причина не только в объективных факторах типа падения стоимости нефти, политического кризиса, пандемии и так далее».

Четвертая атака Колесова

Но источник «БИЗНЕС Online» в авиапроме склонен драматизировать ситуацию — он уверен, что Богинский проиграл административную схватку генеральному директору концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Николаю Колесову. «Слабоват оказался,  — полагает наш собеседник. — У него из рук вырывают, а он не реагирует. По сути, создали конкурента вертолетному холдингу». Имеется в виду вполне реализованная Колесовым попытка сделать на подконтрольной ему казанской компании «Рычаг» свой вариант «Ансата» и продвинуть его на рынок.

Идея взрастить конкурента КВЗ по промышленной сборке «Ансатов» родилась в 2016 году, когда появилась перспектива действительно массового производства этих вертолетов — для санавиации. В 2017-м «Рычаг» стал соучредителем (25%) национальной службы санитарной авиации (НССА, входит в КРЭТ). «Ростех» продавил идею о том, что НССА должна стать единым федеральным оператором услуг санавиации — в январе 2018 года инициатива получила одобрение президента России. Среди прочего Владимиру Путину пообещали создать условия производства «Ансатов» в медицинской комплектации. И для этого Колесов в конце 2017-го даже попытался посадить в кресло руководителя КВЗ (а тогда гендиректором был Вадим Лигай) своего человека — Сергея Раковца (на тот момент возглавлял КОМЗ). Но не вышло: предположительно, резко против был министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, в команду которого входит Богинский. Впрочем, как говорит наш источник, эта попытка была не первой: «Еще в 2016-м Колесов ходил к Мантурову с предложением отдать ему КВЗ, но не получилось».

Тогда он решил действовать по-другому — «накачать» «Рычаг» компетенциями для получения сертификата разработчика авиационной техники, купить у КВЗ лицензию на производство «Ансата» и заставить предприятие продавать «Рычагу» «зеленые» (в простейшей комплектации) вертолеты. Словом, отобрать у КВЗ статус завода — финального изготовителя «Ансатов», во всяком случае санитарных. Но это в итоге оказалось чрезмерно сложным, хотя «Рычаг» и получил сертификат разработчика и даже сделал опытный вертолет, который декларируется более продвинутым (благодаря новой авионике типа «стеклянная кабина»), чем продукция КВЗ. Как бы то ни было, работа по продвижению шла. Колесову удалось дважды засветить свой «Ансат» перед Путиным. И этот «Ансат» сегодня КВЗ вынужден делать наряду с вертолетом, разработанным собственным КБ. «Стратегическая цель — заполучить ВР, — объясняет один из наших собеседников. — А для этого сначала показать: вот он я, вертолеты делаю».

Третья попытка пробиться на КВЗ была предпринята в ноябре 2020 года, когда решался вопрос со сменщиком управляющего директора завода Юрия Пустовгарова. Колесов в связке с индустриальным директором авиационного кластера «Ростеха» Анатолием Сердюковым продвигал замгендиректора КРЭТ, казанца Даниила Бренермана. Мантуров – Богинский — бывшего управляющего директора Новосибирского авиаремонтного завода (НАРЗ) и свежеиспеченного зама Пустовгарова  Алексея Белых. Его и назначили. В отрасли поговаривали, что ненадолго (как полагают наши источники, если Колесов доберется до ВР, так и будет — Белых покинет КВЗ). И тогда же стало вполне понятно, что Колесову интересен уже не только казанский завод, но весь холдинг. Зачем он ему? Наши собеседники предполагают, дело в том, что вертолет — это все-таки финальный продукт, и с большой степенью крупносерийности, тем более в ближайшие годы прогнозируют новый рост спроса на винтокрылую технику.

«Он мужик жесткий, способный отстаивать свои интересы»

Любопытно, что первые слухи о том, что Колесов покидает КРЭТ, появились тогда же, в конце осени 2020-го: дескать, на работе появляется раз в неделю на полдня. Ни с кем особо не общается, кроме первого зама Александра Пана (его, кстати, прочат в сменщики Колесова). Тогда же усиленно начали ходить разговоры о том, что Богинского намерены убрать, но не могут подобрать ему место.

Один из наших собеседников в отрасли утверждает, будто мало кто хотел, чтобы Богинский остался, дескать, руководство других холдингов «Ростеха» и предприятий с трудом находит с ним общий язык: «Если Богинский уйдет, у директоров будут развязаны руки, потому что он тотально контролирует, даже оперативки сам проводит. Но вопросы при этом тотально не решаются. Вот придумал новую систему планирования снабжения и решил апробировать ее на КВЗ. Начался хаос». Наш собеседник в целом крайне скептичен по отношению к ВР: «Эффективный менеджмент холдинга — это как саранча: прилетел, накосил, улетел. Кто сейчас спросит с Реуса? Что сделали он, Петров, Михеев? Все говорили: сейчас сделаем, подымем. При Петрове заявили, что захватят 15 процентов мирового рынка вертолетов. Ушла команда, и никто даже не вспомнил, что была какая-то стратегия, какие-то ФЦП делали. В холдинге не болеют за дело, научились отбалтываться, цель — прожить промежуток в должности, а дальше хоть трава не расти».

Способен ли Колесов разорвать эту череду процедурных смен руководителей? «Сомневаюсь — он ведь игрок команды, — полагает Матвеев. — Впрочем, он мужик жесткий, способный отстаивать свои интересы. Если он понимает, что во главе угла должен стоять профессионал, который может создавать, если сумеет дать сигнал этим людям, тогда мы можем что-то изменить».

Один из наших источников не исключает, что сыграл и региональный аспект (напомним, что президент Татарстана Рустам Минниханов — еще и член совета директоров ВР). Он напомнил о несколько обострившихся в последнее время отношениях руководства ВР и Татарстана и добавил: «Колесов ведь к руководству республики тоже хорошо ходит». В целом скептически относясь к менеджменту «Ростеха», собеседник газеты полагает, что от прихода Колесова в ВР «по-любому будет плюс». Впрочем, он подчеркивает, что поверит в назначение, только когда узнает об официально подписанном документе. «Ситуация может измениться за час и даже в самую последнюю минуту, — уверяет он. — Такое уже бывало. Идет война, хотя друг другу улыбаются».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово



Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer