Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Бронь на убытки перевозчики потеряют до половины выручки из-за QR-кодов


24 ноября 2021 года Илья Словесный, Деловой Петербург


Госдума приступила к рассмотрению правительственного законопроекта о коронавирусных ограничениях для пассажиров авиа– и железнодорожного транспорта. Перевозчики подсчитывают грядущие финансовые потери.

Госдума приступила к рассмотрению правительственного законопроекта о коронавирусных ограничениях для пассажиров авиа– и железнодорожного транспорта. Перевозчики подсчитывают грядущие финансовые потери.

Документ предусматривает необходимость предъявления QR–кода о вакцинации против коронавируса или документа, подтверждающего перенесённую болезнь, для пользования железнодорожным и авиатранспортом. "В случае непредъявления документации перевозчик обязан отказать пассажиру в заключении договора перевозки или в одностороннем порядке расторгнуть договор", — говорится в законопроекте.

До 14 декабря нижняя палата парламента ожидает отзывов и предложений к нему от своих комитетов и комиссий, президента, Совета Федерации и других государственных органов. После этого он будет рассмотрен в первом чтении. Эксперты полагают, что все три чтения документ может пройти уже к Новому году.

Как пояснила вице–премьер Татьяна Голикова, первое время граждане смогут наравне с QR–кодами предъявлять отрицательный ПЦР–тест. После 1 февраля такое право останется только у имеющих медотвод. Пока предполагается, что нормы будут действовать как минимум до июня 2022 года.

Не дожидаясь принятия федеральных мер, закручиванием гаек занялись и региональные власти. Накануне, 23 ноября, ограничения для транспорта локально ввели в Камчатском крае: для поездок на межмуниципальных автобусах и перелётов по местным направлениям необходимо предъявить QR–код, справку о перенесённом ковиде или медотвод. Одновременно заработали комиссии, выдающие справки о наличии антител, которые также принимаются.

Не бейте лежачего

В условиях закрытых границ вырос внутренний авиатрафик: по данным Росавиации, с января по сентябрь этого года объём внутрироссийских авиаперевозок составил 68,1 млн человек — на 21% больше, чем за аналогичный период докоронавирусного 2019–го. На общемировом фоне это хороший показатель. Тем не менее восстановление отрасли ожидается экспертами не ранее 2023–2024 годов, а новые жёсткие меры этому не способствуют.

"Об ограничениях объявлено, когда россияне почти не летают. Октябрь, ноябрь, первая половина декабря — самый “низкий” сезон в авиации. Все работают — никто не путешествует. Авиация в это время традиционно имеет низкие показатели и терпит убытки, — говорит аналитик авиаотрасли, главный редактор портала AVIA.RU Роман Гусаров. — Если бы об этом объявили в середине лета — это была бы проблема, потому что многие не смогли бы улететь по купленным билетам".

Но, похоже, перевозчики всё–таки заметят удар. По оценкам "ИрАэро", которыми компания поделилась с "ДП", падение трафика в связи с введением QR–кодов достигнет 20–40% от сегодняшнего объёма или даже больше. В министерстве транспорта РФ опасаются, что снижение может достичь 50%.

Аналитики говорят о грядущих потерях авиаотрасли не менее 15 млрд рублей в месяц, не считая ещё около 20 млрд на возврат средств пассажирам. Но апокалиптическими эти прогнозы назвать нельзя. Скорее всего, новые меры не убьют отрасль и не нанесут ей такой ущерб, как последствия первого локдауна, но снижения пассажирооборота и выручки стоит ожидать.
Самые активные с точки зрения перемещения граждане уже и так привились. Соответственно, большинство пассажиров ограничений не заметят. Хотя это всё относится скорее к авиаотрасли. С железнодорожным транспортом всё сложнее.
Пресс–служба РЖД сообщила, что компания выполнит все требования нового законодательства. Как будут решаться такие потенциально проблемные ситуации, как истечение срока сертификата о вакцинации во время следования поезда или проверка QR–кодов у большого количества пассажиров на стоянках по 3–5 минут, в компании не рассказали.

Дело техники

"Аэрофлот" ранее заявлял, что технически готов к внедрению предполагаемых нововведений. "Победа" выступает за QR–коды при регистрации на рейс, но против требования сертификата во время покупки билета.
Официальный представитель Smartavia сообщил "ДП", что в компании считают контроль при покупке билета нецелесообразным и трудноосуществимым. Кроме того, перевозчику потребуется время для организации проверок QR–кодов при регистрации, на данный момент для этого нет технической возможности.

Своих не бросают

16 ноября на форуме "Транспортная неделя 2021" заместитель министра транспорта Кирилл Богданов озвучил, что Минтранс рассматривает вопрос выделения субсидий для авиакомпаний. "Ведомости" со ссылкой на письмо другого замминистра транспорта Игоря Чалика в правительство и министерство финансов рассказали, что Минтранс предлагает потратить 8,09 млрд рублей на компенсацию убытков отрасли в первый месяц введения ограничений — 7,03 млрд рублей авиакомпаниям и 1,06 млрд аэропортам. На запрос "ДП" в Минтрансе не ответили.

Представитель одной из авиакомпаний в разговоре с "ДП" сообщил, что в отрасли есть сомнения, что компенсация вообще будет выделена. По его словам, Минтранс, как обычно, выступает на стороне перевозчиков, но министерство финансов может стать тормозом процесса. Ровно так произошло, например, в 2019 году, когда авиакомпании потеряли деньги из–за отмены рейсов в Грузию.

В новых пандемийных условиях игроки авиаотрасли оказались вынуждены массово кредитоваться в банках. "Авиакомпаниям надо дожить до весны, они продолжают залезать в долги. Помощи со стороны государства недостаточно, чтобы покрыть все убытки, но её достаточно, чтобы банки видели денежный приток. Это своего рода гарантия, что авиакомпания доживёт до весны, когда у неё появятся средства", — считает Роман Гусаров.

Он говорит, что 8 млрд рублей — относительно небольшая сумма. Для сравнения: европейская Air France–KLM в прошлом году получила помощь в размере около 10 млрд евро от Франции и Нидерландов. Тем не менее стоит учитывать, что "спасительные деньги" были предоставлены на гораздо более жёстких условиях, чем в России. У нас подобная помощь является безвозвратной.

Уходят в отказ

Похоже, что очередная попытка чиновников простимулировать вакцинацию граждан, как и предыдущие, может не достичь успехов. По результатам онлайн–опроса 2,7 тыс. человек, проведённого Ассоциацией туроператоров, оказалось, что 75% туристов готовы отказаться от планируемых путешествий, если вместо QR–кода нельзя будет предоставить ПЦР–тест. Более того, только 4% участников намерены вакцинироваться ради отдыха, а 10% опрошенных задумались о переносе отпуска.

При этом прямой связи между финансовым состоянием авиаотрасли и уровнем коллективного иммунитета нет. Основную прибыль перевозчикам приносят международные, а не внутренние рейсы. Относительно небольшая доля россиян, которые имеют загранпаспорта и заинтересованы в заграничных бизнес–поездках или не жалуют отечественные курорты, скорее всего, привьются ради выезда из страны. Но условия для этого возникнут только с признанием Евросоюзом и государствами других частей света "Спутника V", которое пока затягивается.

А как у них?

Похожие ограничительные QR–меры введены и в других странах — Россия тут не уникальна. Во Франции наряду с кафе, барами и ресторанами предъявлять "паспорт вакцинации" нужно в поездах дальнего следования и самолётах, но при покупке билета его не требуют. В Канаде лицам старше 12 лет необходимо быть полностью вакцинированными, чтобы сесть на междугородние поезда или попасть на борт рейса, вылетающего из большинства аэропортов страны. При этом во Франции и Канаде обе дозы вакцины уже получили 71% и 78% населения соответственно. В России же этот показатель вдвое ниже.
 

Уже объявлено, что подобного рода требования будут существовать достаточно долго, но к "высокому" сезону они должны быть сняты. Впрочем, мы должны учитывать и другой фактор. Если эффективность различного рода антиковидных мероприятий окажется высокой и заболеваемость действительно серьёзно пойдёт на спад, то не будет большого смысла сохранять строгие ограничения. В самом начале локдауна, когда в апреле 2020 года пассажиропоток упал примерно в 20 раз, ни одна из российских авиакомпаний не сошла с дистанции и не обанкротилась. В том числе из–за оказанных государством мер поддержки. Хотя, безусловно, гражданская авиация оказалась в долгах. Сложно понять, где предел живучести авиакомпаний, не имея понимания о таких внешних факторах, как меры поддержки со стороны государства, динамика цен на авиационное топливо и так далее. Только по одному фактору — количеству пассажиров — делать выводы невозможно. Если же сравнивать нас с Европой, вопрос не только в абсолютной величине прямой финансовой помощи компаниям. Есть ещё две вещи. Первая — условия, на которых такая помощь выделяется. Условием получения поддержки европейские правительства ставили вхождение или увеличение присутствия в капитале компании. У нас же деньги давали практически "просто так". Во–вторых, соотношение масштаба потерь. Авиаперевозки в России восстановились гораздо быстрее: на внутренних линиях они уже превысили показатели 2019 года — поэтому нужно соизмерять реальные масштабы потерь и реальные масштабы помощи.

Олег Пантелеев
исполнительный директор агентства "Авиапорт"
 

Введение обязательных QR–кодов должно стать мощным стимулом для населения к вакцинации. Технически Red Wings будет готова к проверке QR–кодов на всех определяемых законопроектом этапах. Однако эта мера несёт для авиационной отрасли определённые риски, главный из них — потенциальное снижение пассажиропотока, которое может составить от 20 до 50%. Кроме того, российские авиакомпании понесут расходы на доработку модулей онлайн–бронирования и онлайн–регистрации, на интеграцию своих систем бронирования с порталом "Госуслуги" (необходимо для проверки QR–кодов при покупке билетов), на оплату услуг аэропортов по проверке QR–кодов на стойках регистрации. Плюс иностранные авиакомпании получат конкурентное преимущество на международных линиях, так как Россия не может обязать их проверять QR–коды для полётов в нашу страну.

Александр Воробьёв
пресс–секретарь авиакомпании Red Wings




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer