Обстановка на востоке Украины опять накалилась. Подразделения ВСУ заняли село Старомарьевка в так называемой серой зоне, где заложниками оказались 180 жителей, из них около 40 человек – с российскими паспортами. На ближайшую железнодорожную станцию прибывают поезда с танками и артиллерией. Один из них замечен в районе Славянска, второй вблизи Святого. Позиции бойцов донецкого ополчения бомбят беспилотники «Байрактар» турецкого производства. Ситуация вновь на грани полномасштабной войны.
По инерции еще высказываются сомнения в подлинности видео бомбардировки украинским беспилотником Bayraktar TB2 артиллерийской позиции ополченцев Донецкой народной республики. Но то, что удар все-таки был, официально подтвердили как в ЕС, так и в самой Украине. В частности, его, к великому неудовольствию Киева, осудили Германия и Франция, а Генштаб ВС Украины и признал факт, и даже назвал тех, кто отдал приказ на применение БЛА.
Почему так много вокруг этого разговоров? Дело в том, что ситуация с БЛА особая. Во-первых, она говорит о том, что Украина любыми путями хочет обострить отношения с Россией, причем сделать это так, чтобы виноватой казалась именно РФ. Для этого нет лучше средства, чем БЛА, которые могут атаковать, не пересекая линии соприкосновения войск, производить пуск ракет даже за несколько километров до позиции противника.
Во-вторых, на эту провокацию, судя по всему, дал отмашку посетивший недавно Украину министр обороны США Ллойд Остин, а значит, это многоходовка, за которой может последовать полномасштабное наступление войск.
В-третьих, война – лучшее средство отвлечь собственный народ от социальных проблем, замерзающих в квартирах граждан и канализировать недовольство на Россию.
В-четвертых, Украина еще ни разу не использовала в конфликте на востоке ударные беспилотники Bayraktar, но теперь плюнула на все договоренности.
Для России эта обстановка равносильна ситуации цуцванга на шахматной доске, когда любой ход лишь ухудшает ситуацию. Закрыть глаза на захват Старомарьевки и фактически пленение граждан мы не можем. Но и начать боевые действия – значит вызвать на себя новый огонь заклятых друзей на Западе. Как же поступить и насколько опасны «Байрактары»?
Байрактар с четырьмя ракетами на подвеске может находиться в воздухе от 12 до 24 часов. Максимальная дальность управления – до 300 километров, что позволяет вести постоянное дежурство в воздухе и после выявления целей быстро выдвигаться к передовой для пуска ракет. Отсюда более быстрая, нежели у авиации, скорость реакции. Это позволяет эффективно поражать цели, доступные лишь короткое время.
Даже один такой БЛА может уничтожить тяжелый танк, САУ, БМП, а несколько – решить исход боя, что демонстрировалось в Нагорном Карабахе, Сирии и Ливии.
Так как быть России? Не исключено, что мы можем провести новые широкомасштабные военные учения рядом с украинскими границами, в ходе которых будет отрабатываться противодействие внешним угрозам, как это уже наблюдалось в начале текущего года, когда, по западным данным, в районе украинской границы была размещена Российская армия численностью порядка 100–120 тысяч человек.
Совпадение или нет, но именно сейчас в Астраханской области, например, прошли тактические учения зенитчиков пяти соединений с боевыми пусками ЗРС С-300В4, ЗРК Бук-М3 и Тор-М2. Дивизионы зенитных ракетных комплексов малой дальности «Тор-М2» выполнили боевые пуски по групповым воздушным целям, имитирующим налет роя беспилотных летательных аппаратов условного противника на дальности до 15 километров.
Но учитывая, что в Донбассе находятся несколько сотен тысяч граждан РФ, Россия может также в одностороннем порядке ввести свои миротворческие силы в регион. И все же самый оптимальный вариант – создание в этом районе полноценной группировки ПВО, способной прикрывать села и ополчение, не переходя линии разграничения. Это крайне необходимо, поскольку украинские военные, по словам главы ДНР Дениса Пушилина, попытались атаковать даже нефтебазу на территории Донецка, что могло привести к экологической катастрофе. Широкомасштабную атаку ВСУ, судя по всему, предпримут именно на этом направлении – менее защищенном со стороны ДНР.
Однако есть у России и другое оружие, которое действует без огневого поражения. Это средства радиоэлектронной борьбы, которые способны достать неприятеля даже за линией разграничения. Взять хотя бы один из самых современных комплексов РЭБ – «Красуха-4». Он позволяет эффективно бороться со всеми современными РЛС, в том числе установленными на летательных аппаратах, глушить радиоканалы управления БЛА.
По опыту войны в Нагорном Карабахе удалось принудить к посадке или сбить с курса с помощью РЭБ около 15 БЛА. Об этом в интервью «ВПК» сообщил член Общественного совета при Министерстве обороны РФ полковник в отставке Виктор Баранец. Россия не была стороной конфликта, но никто не мешал нам испытывать там новое вооружение.
Прекрасно работают по беспилотникам и ЗРПК «Панцирь С1», «Панцирь СМ». В последнем за счет модернизированной многофункциональной станции прицеливания дальность поражения увеличена до 40 километров. Существенно выросли также возможности по дальности обнаружения целей, их селекции, параметры помехозащищенности. Но это оружие, как говорится, на крайний случай. Сейчас же главное – наладить и обеспечить стойкую работу системы радиолокационного наблюдения и оповещения.
Так что уповать на «Байрактары», как на чудо-оружие, украинцам бессмысленно, хотя стоят они немалых денег и являются прекрасным средством зарабатывания на войне. О чем украинские военные прекрасно знают.
Как сказал Председатель Комитета ГД по обороне Андрей Картаполов, применение украинскими военными в Донбассе беспилотного летательного аппарата Bayraktar ведет к дальнейшей эскалации конфликта. В настоящее время ДНР и ЛНР уже накоплен определенный опыт в борьбе с беспилотниками. Есть соответствующие средства, способные существенно снизить либо свести на нет возможности этого аппарата. Уверен, что ополченцы что-то уже придумали. А руководство Украины лишний раз подобными действиями демонстрирует свое нежелание выполнять Минские соглашения».