Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Длинная рука России


15 ноября 2021 года Виталий Орлов, Военно-промышленный курьер


Большинство из нас уже привыкли к тому, что СМИ коллективного Запада научились озвучивать тайные замыслы российского президента и его ближайшего окружения. Именно к таким «сенсационным сообщениям» можно отнести информацию, основанную на данных Английского королевского объединенного института оборонных исследований и недавно появившуюся на страницах французского издания Marseille News. По версии эксперта в сфере ВВС Джастина Бронка, Российская Федерация «приступила к подготовке патрулирования ракетоносцами дальней авиации неба над акваторией Мексиканского залива».

Причинами такого «беспрецедентного решения Москвы» эксперт считает перманентные «маневры сил Североатлантического альянса у российских границ и провокации со стороны Украины на территории Донбасса».

Далее Джастин Бронк заявляет: «Когда его предположения приобретут статус свершившегося факта, это станет «недвусмысленным сигналом для политического и военного руководства Соединенных Штатов Америки об иссякнувшем терпении Москвы в отношении натовских провокаций вблизи своих границ. И это способно поставить мировое сообщество в ситуацию, аналогичную Карибскому кризису 1962 года».

Не вдаваясь в подробности относительно реальности такого сценария развертывания событий, отметим, что оценка западного эксперта достаточно объективна. По крайней мере по уровню военно-политической опасности для сохранения мира на планете. Однако необходимо понимать, что подобное «патрулирование» Мексиканского залива российскими стратегическими бомбардировщиками следует рассматривать в качестве технически сложной и дорогостоящей военной операции. На ее подготовку необходимо затратить колоссальное количество сил, времени, топлива и, естественно, денег.

Тем не менее разработка и реализация стратегических планов являются прерогативой политического и военного руководства России, а для нас информация в Marseille News – прекрасный повод напомнить читателю об одном из главных героев этой публикации – дальнем сверхзвуковом бомбардировщике-ракетоносце Ту-22М, вернее, одной из его последних модификаций Ту-22М3 (Ту-22М3М) – Backfire по классификации НАТО.

«Встречный огонь» России

Хорошо, что помним о Backfire не только мы, но и наши заклятые заокеанские «партнеры». Совсем недавно в популярном американском консервативном журнале The National Interest опубликован материал о пагубности недооценки руководителями ВМС США «древнего русского бомбардировщика Ту-22М3», естественно, с неприемлемыми для экспертной информации, но ставшими традиционными для американских журналистов ляпами. Одним из них стало определение возраста российского самолета – почти пятьдесят лет. В действительности даже первая серийная модификация этого самолета – Ту-22М2 – на крыло встала лишь в мае 1973 года, а официальное принятие этого самолета на вооружение советских ВВС состоялось в августе 1976 года.

Что же касается появившегося в результате следующей, причем весьма радикальной модернизации и эксплуатирующегося сегодня в составе дальней авиации ВВС Российской Федерации «Изделия 45-03», то на вооружение он поступил в 1989-м, то есть тридцать два года назад. Для сравнения: американский стратегический бомбардировщик B-52 Stratofortress летает в ВВС США начиная с 1955 года – 66 лет. Это к вопросу о «летающих древностях».

“Использование принципиально новой элементной базы в бортовом радиоэлектронном оборудовании значительно расширяет номенклатуру применяемого Ту-22М3М вооружения, включая и современное высокоточное оружие”

Однако вернемся к Ту-22М3, которых сегодня в составе командования дальней авиации ВКС Российской Федерации более шести десятков. В ближайших планах – их глубокая модернизация до уровня Ту-22М3М.

Стартом продолжающейся до сих пор военной карьеры этого стратегического бомбардировщика стало решение Военно-промышленной комиссии при Совмине СССР, принятое в январе 1974 года. В соответствии с ним предлагалось провести глубокую модернизацию существующих Ту-22М2, включая установку новых двухконтурных, трехкаскадных турбореактивных силовых агрегатов НК-25, отличающихся повышенной мощностью и экономичностью, электронной системы управления ЭСУД-25 и радиолокационных систем прицельного комплекса. Дальнейшее конструктивное развитие модернизированного самолета, целью которого стало улучшение аэродинамических, технических и эксплуатационных характеристик, было регламентировано постановлением СМ СССР от 26.06.1974 года № 534-187.

Новая модификация, названная Ту-22М3, получила воздухозаборники измененной конструкции. Расположение под углом к фюзеляжу сделало их частью несущей конструкции самолета, что разгрузило крыло и уменьшило динамическое сопротивление на малых скоростях, позитивно сказавшись на летных характеристиках.

Компоновочно-конструктивная схема обновленного дальнего сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца с изменяемой геометрией крыла Ту-22М3 позволяет определить его как цельнометаллический низкоплан с двумя расположенными в задней части фюзеляжа ТРДДФ (турбореактивный двухконтурный двигатель с режимом «форсаж»). Самолет имеет стреловидное хвостовое оперение, а крыло может изменять угол отклонения в полете. В конструкции Ту-22М3 наряду со сплавами алюминия и титана, высоко- и жаропрочными сталями широко использованы неметаллические конструкционные материалы.

И швец, и жнец

Ту-22М3, максимальная боевая нагрузка которого составляет 24 тонны (оптимальная ровно вдвое меньше), способен развивать скорость до 2300 километров в час (примерно 1,86 М) и преодолевать расстояние семь тысяч километров. Его основное предназначение – ведение боевых действий в оперативной зоне как сухопутных, так и морских ТВД. В качестве основных целей Ту-22М3 рассматриваются подвижные и неподвижные, площадные и радиолокационно-контрастные, видимые и невидимые объекты. Самолет готов днем и ночью в простых метеоусловиях выполнять комплекс боевых задач, включающих:

  • нанесение ракетных ударов в диапазоне высот от тысячи метров до практического потолка по радиолокационно видимым и невидимым целям на дальностях до трехсот километров (в отношении площадных целей показатель дальности пуска возрастает вдвое);
  • ведение радиолокационной, тепловой, оптической, радиационной и других видов разведки;
  • выполнение прицельного бомбометания неуправляемыми авиационными боеприпасами с высот от двухсот метров до практического потолка.

В качестве основного вооружения Ту-22М3 используются сверхзвуковые крылатые ПКР Х-22 «Буря», максимальные показатели скорости и дальности полета которой составляют 370 километров в час и 480 километров соответственно. До недавнего времени в арсенал ракетоносца входили аэробаллистические твердотопливные ракеты Х-15, снятые сегодня с вооружения по причине окончания сроков хранения двигателей.

Многие информационные источники, особенно тяготеющие к художественным образам, называют Ту-22М3 «убийцей авианосцев», что как минимум некорректно. Авианосец не разгуливает по морским просторам в одиночестве, а заявлять о том, что один даже до зубов вооруженный Ту-22М3 способен уничтожить авианосную ударную группу, непрофессионально. Эффективная работа при уничтожении АУГ предполагает несколько тактических схем действия группы таких ракетоносцев, до авиаполка включительно. Это может быть как фронтальный массированный удар с одного направления, так и волнообразные атаки отдельными группами с применением самолетов – постановщиков помех и сверхзвуковых противорадиолокационных ракет Х-22МП.

Красив, вооружен и опасен

А теперь поговорим о модификации Ту-22М3М, принятой на вооружение ВКС России в июле 2014 года. Она характеризуется обновленными средствами связи и улучшенной авионикой, но наиболее революционные изменения претерпело БРЭО. Модернизированный Ту-22М3М получил специализированную цифровую вычислительную подсистему СВП-24-22, разработанную и производимую ЗАО «Гефест и Т» в подмосковном Жуковском. Ее уникальность не только в способности наведения самолета на цель с возможностью перенацеливания в процессе полета, но и в способности обеспечить групповую атаку объекта самолетами Ту-22М3М с нескольких направлений. Использование принципиально новой элементной базы в бортовом радиоэлектронном оборудовании значительно расширяет номенклатуру применяемого вооружения, включая и современное высокоточное оружие. Кроме того, глубокая модернизация решает еще одну достаточно важную для современной авиации проблему – обязательное выполнение капремонта в сочетании с продлением эксплуатационного ресурса авиационной техники до сорока лет.

Самым броским при визуальном анализе модифицированного бомбардировщика конструктивным изменением является возвращение штанги топливоприемника для дозаправки в полете. Это устройство присутствовало на ранних модификациях Ту-22М и было удалено при исполнении Договора ОСВ-2 от 18 июня 1979 года. Возможность дозаправки топливом в разы увеличит боевой радиус полета бомбардировщика, который сегодня не превышает 2–2,5 тысячи километров.

На этом отличия не заканчиваются. Вместо кормовой артиллерийской установки ГШ-23Л смонтирован обтекатель с радиоэлектронным оборудованием. Такая трансформация олицетворяет изменение концепции самообороны стратегического бомбардировщика, предусматривающей замену оружия на эффективные средства радиолокационного противодействия.

Как уже отмечалось, самые революционные изменения на Ту-22М3 претерпела именно авионика. Производителем заявлена замена порядка 80 процентов систем. Новые приборы включены в системы связи, навигации и управления вооружением. Мало того, БРЭО Ту-22М3М в определенной степени унифицирован радиоэлектронным оборудованием перспективного стратегического бомбардировщика Ту-160М2, что упрощает их совместное боевое применение.

Уже упомянутая система СВП-24-22 «Гефест» обеспечивает эффективную обработку поступающей на борт информации и выдачу данных на применение неуправляемого вооружения.

Модернизированный Ту-22М3М сохранит абсолютную совместимость с арсеналом вооружений базовой версии, остающихся в эксплуатации. Следовательно, основной ракетой стратега останется Х-22 или ее модернизированный вариант. Есть информация о возможном применении стратегических крылатых ракет Х-555 и радиолокационно-малозаметных ракет класса «воздух-поверхность» Х-101 (Х-102 с термоядерной БЧ). Непроверенные источники сообщают о способности Ту-22М3М нести гиперзвуковые ракеты 9-А-7660 «Кинжал». Очевидно, что столь широкая номенклатура используемого модернизированной версией стратегического бомбардировщика-ракетоносца вооружения существенно расширяет перечень решаемых боевых задач и увеличивает эффективность его боевого применения.

Он еще послужит России

В соответствии с информацией из источников в оборонном ведомстве России глубокой модернизации подлежит половина из состоящих на вооружении ВКС РФ шестидесяти бортов Ту-22М3. Некоторые специалисты считают, что равное число стратегических бомбардировщиков конфигурации Ту-22М3 и модернизированных Ту-22М3М должно повысить боеспособность командования дальней авиации России, но, на наш взгляд, оно достаточно спорно. Освоенная летным составом и проверенная в действии платформа Ту-22М3 в сочетании с новейшими образцами радиоэлектронного оборудования и вооружения – оптимальное решение обеспечения российских ВВС современной авиатехникой без гигантских затрат на создание новых самолетов.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer