Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Женские лица китайской космонавтики: кого КНР отправляет в космос


17 ноября 2021 года Михаил Котов, ТАСС


Михаил Котов — о том, что же известно о женщинах в космонавтике Китая

В ноябре космонавты национальной орбитальной станции КНР совершили выход в открытый космос, при этом сеанс внешнекорабельных работ длился более шести часов. Из трех членов экипажа вне корабля действовали его капитан Чжай Чжиган и тайконавт Ван Япин. Примечательно здесь то, что Ван — женщина, а об отборе китайских космонавтов известно немного.

Китайские женщины

Китайский космос по-прежнему малоизвестная территория. О чем-то в Поднебесной рассказывают остальному миру охотнее, что-то так и остается тайной за семью печатями. Как проводится отбор претендентов для полета в космос, сколько заявок подается и что служит основной причиной для отсева — в эти вопросы практически не посвящают широкую публику. Даже имена китайских космонавтов чаще всего мы узнаем постфактум — когда они находятся в космосе или уже закончили свой полет и вернулись на Землю.

Однако менее чем из 15 китайских космонавтов известно уже о двух женщинах. Это первая женщина-космонавт Китая, космонавт четвертого класса, космонавт-герой Лю Ян и вторая женщина-космонавт Ван Япин. Причем мало какая страна может похвастаться таким соотношением женщин и мужчин в отряде и среди летавших в космос.

Россия и СССР за время покорения космоса человеком отправили туда 125 космонавтов, среди них — всего четыре женщины: Валентина Терешкова, Светлана Савицкая, Елена Кондакова и Елена Серова. Это менее чем одна женщина-космонавт на 30 мужчин. В настоящее время в российском отряде космонавтов тоже всего одна женщина — Анна Кикина, предполагается, что она полетит в космос уже в 2022 году. Отдельно стоит сказать и о недавнем полете "киноэкипажа" на съемки фильма "Вызов". Анну Пересильд можно смело считать пятой женщиной от нашей страны (наследницы Советов) в космосе, но она — не космонавт, а лишь "участница космического полета".

У США ситуация с астронавтками лучше — в космосе работали свыше 50 женщин среди более чем 400 астронавтов. Соотношение —  примерно один к восьми.

Отдельно стоит сказать и о Канаде: из десяти канадцев, побывавших в космосе, — две женщины. Показатель уже лучше, чем в Китае.

Пожалуй, все шансы серьезно опередить Китай (да и остальные страны) по гендерному равенству в космосе есть только у Объединенных Арабских Эмиратов. Там сейчас из четырех членов отряда космонавтов — одна женщина, а в космосе пока был только один Хазаа аль-Мансури.

Лю и Ван

Лю Ян родилась 6 октября 1978 года в Чжэнчжоу провинции Хэнань и попала в отряд космонавтов, как и многие, через авиационное училище в городе Чанчунь, окончив его в 2001 году в составе 7-й женской группы пилотов военно-транспортной авиации. В Китае изначально женщины могли учиться только на пилотов военно-транспортной авиации, и лишь около десяти лет назад появилась возможность стать пилотом истребителя. Лю Ян имеет серьезный опыт полетов, дослужилась до заместителя командира эскадрильи, в багаже — 1 680 часов налета.

Про подготовку к полету в космос известно также немного — подала заявление на вступление в отряд космонавтов и прошла все тестирования и испытания. На скамейке запасных она просидела очень недолго — вошла в отряд в мае 2010 года и через два года, в июне 2012-го, уже совершила первый полет в составе экипажа "Шэньчжоу-9" в качестве оператора спускаемого модуля и ответственного за научную часть экспедиции. Лю Ян стала 56-й женщиной-космонавтом в мире (большая часть астронавток числится за США). Как писали китайские медиа, она замужем — это одно из обязательных условий попадания в отряд космонавтов для женщин: считается, что дамы в браке психологически более подготовлены для такой работы. 

Ван Япин на два года младше своей предшественницы — 1980 года рождения, а дорога в отряд космонавтов — словно под копирку: также в 1997 году поступила в Высшее военное авиационное училище в городе Чанчунь, которое окончила с отличием в 2001 году в составе 7-й женской группы пилотов той же самой военно-транспортной авиации. Тоже служила летчиком и добралась до звания заместителя командира эскадрильи. Прошла точно такой же отбор в 2009 году и стала одной из первых женщин в отряде космонавтов Китая.

Впоследствии СМИ КНР сообщали, что она была дублером Лю Ян в экипаже "Шэньчжоу-9". В 2013 году Ван Япин была назначена в основной экипаж "Шэньчжоу-10" лаборантом-исследователем, став второй женщиной-космонавтом в Китае. После успешного полета в июне 2013 года она получила звание полковника, позже ей было присвоено почетное звание "Космонавт-герой".  

Ван Япин продолжила работать в отряде космонавтов и спустя восемь лет отправилась в космос еще раз, теперь — в полугодовой полет на китайскую национальную орбитальную станцию.

Кстати, сколько всего женщин в отряде КНР, до сих пор неизвестно.

И вновь об авиации

На самом деле возможность работать наравне с мужчинами на сложнейших и ответственных участках поддерживается в Китае и в других профессиях. Уже сейчас в армии КНР служит несколько выпусков летчиц-истребителей. Более того, хорошо известно как минимум об одной девушке-летчице пилотажной группы истребителей J-10 Юй Сюй. К сожалению, информация о ней появилась в западной прессе только после ее гибели.

Старший лейтенант Юй Сюй начала свою службу в 2005 году, поступив в летное училище. Через четыре года учебы она стала одной из 16 первых летчиц-истребителей Военно-воздушных сил Китая.

В 2016 году Юй Сюй участвовала в показательных выступлениях пилотажной группы "1 августа", в том числе и на праздновании 67-й годовщины основания ВВС Китая, и на выставке AirShow China 2016. К сожалению, в ноябре того же года во время выполнения тренировочного полета в провинции Хэбэй она погибла — ее истребитель Chengdu J-10 потерпел катастрофу. На тот момент ей исполнилось 30 лет.  

В ближайшие годы Китай собирается расширить свою национальную станцию — к ней будут пристыкованы новые модули, увеличена научная программа. Есть вероятность, что станция станет не посещаемой, как сейчас, а постоянно обитаемой — как МКС. Вполне возможно, что тогда мы и услышим о новых китайских космонавтках.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer