Минтранс отказал «Аэрофлоту» в субсидиях на выполнение в 2022 году рейсов из Красноярска в рамках программы развития сети маршрутов в обход Москвы (постановление № 1242 от 25 декабря 2013 года). Это следует из опубликованного 9 ноября приказа руководителя Росавиации (входит в Минтранс) Александра Нерадько. Именно она заключает договоры с перевозчиками на выполнение таких рейсов.
В 2022 году на эти цели в бюджете заложено 9,3 млрд руб., что в 3,5 раза меньше объема заявок, поступивших от 26 авиакомпаний (32,3 млрд руб.). О том, что «Аэрофлот» хочет получить субсидии на рейсы из Красноярска, говорил его представитель. Но в итоге компания попала в программу лишь с рейсами из Санкт-Петербурга.
Софинансировать рейсы «Аэрофлота» из Красноярска собирались региональные власти. Наличие поддержки местных бюджетов — одно из условий для приоритетного включения в федеральную программу.
Источник, близкий к администрации края, и топ-менеджер региональной авиакомпании сказали РБК, что распределение маршрутов в обход Москвы стало менее прозрачным. К примеру, если из приказа Росавиации на 2021 год можно понять, какие регионы выделяют субсидии, то на 2022-й с этим разобраться сложно. «Перечень маршрутов и отбор перевозчиков осуществлен на основании утвержденных правил», — подчеркивает советник руководителя Росавиации Елена Михеева. С ней солидарен представитель Минтранса. РБК направил запрос в пресс-службу «Аэрофлота».
Зачем «Аэрофлоту» региональные рейсы из Красноярска
Полеты по России важны для «Аэрофлота» из-за ограничений на международные рейсы, введенных оперштабом по предупреждению COVID-19. По итогам истекшего третьего квартала за счет роста внутренних перевозок компания получила прибыль впервые за два года. 1 июня в рамках развития своего нового хаба в Красноярске «Аэрофлот» выполнил первый рейс. По итогам лета компания была крупнейшей в аэропорту и перевезла через него почти 203 тыс. пассажиров. Гендиректор «Аэрофлота» Михаил Полубояринов говорил, что первоначально здесь будут базироваться три Boeing 737, а затем — до пяти Superjet.
В 2022 году на Superjet «Аэрофлот» собирался летать из Красноярска как минимум по шести субсидируемым маршрутам — в Братск, Мирный, Омск, Тюмень, Улан-Удэ и Читу, говорит источник, знакомый с планами авиакомпании. Он подчеркнул, что выполнение полетов на российских машинах — еще один довод, почему «Аэрофлот» должен был получить субсидии.
«Всего край получил десять маршрутов из 19 запрашиваемых, по большинству маршрутов частота была уменьшена от заявленной», — сообщила РБК пресс-секретарь регионального Минтранса Светлана Овсянникова. Средства федерального и частично регионального бюджетов на рейсы из Красноярска получит компания «КрасАвиа». По словам источника, край хотел финансировать рейсы на более чем 450 млн руб. «Субсидирование региональных перевозок на 2022 год заложено в бюджет региона», — подчеркнула Овсянникова, не раскрывая сумму. По ее мнению, при распределении маршрутов, согласно правилам, комиссия федерального Минтранса должна была также учесть открытие в аэропорту обновленной магистральной рулежной дорожки (МРД), на реконструкцию которой из федерального бюджета потрачено 1,9 млрд руб. «Сегодня мы продолжаем взаимодействие с профильными федеральными органами власти, чтобы добиться корректировки распределения субсидии на следующих комиссиях», — сказала Овсянникова. Изменения в перечень маршрутов будут внесены в конце первого квартала 2022 года исходя из фактической реализации программы, указывает Михеева.
Пока же, как следует из зимнего расписания 2021–2022 годов, «Аэрофлот» будет летать из Красноярска по 12 маршрутам, включая Москву, только на Boeing 737 (в этом списке нет городов, на которые компания просила субсидии). «Мы воздержимся от оценок распределения субсидий», — сообщил РБК представитель местного аэропорта.
Кто еще остался без субсидий
Несмотря на то что программа развития сети маршрутов в обход Москвы помогает развитию региональных перевозок, средств на ее реализацию «традиционно недостаточно», говорит пресс-секретарь S7 Group Ирина Дунькова. Кроме нехватки денег в рамках существующего механизма возникают «региональные дисбалансы», добавляет она. Из ряда городов Центрального и Южного регионов число маршрутов сохраняется либо увеличивается, тогда как число рейсов из Новосибирска (там S7 развивает хаб) снижается, сетует Дунькова.
Гендиректор Utair Андрей Мартиросов обращает внимание, что субсидии выдаются и на те направления, где есть коммерческие полеты. «Мы летаем десятилетиями по ряду маршрутов, не получая и не прося субсидии, а нашим коллегам их выдают из госбюджета, убивая перевозчика, который этот самый бюджет на этих линиях наполняет», — говорит он. По словам Мартиросова, выделение господдержки на такие маршруты — прямое нарушение законодательства.
Программа субсидируемых полетов на 2022 год по региональным маршрутам стала менее представительной по числу компаний. В нее не попали как минимум четыре региональных перевозчика, подавших заявки. Часть маршрутов «Ангары», в том числе традиционных для нее, получила «ИрАэро». По словам директора «Ангары» Сергея Саламатова, «ИрАэро» могла выиграть за счет наличия в ее флоте самолетов Superjet. При этом до сих пор из областного бюджета маршруты из Иркутска не финансировались, отметил он. Представитель «ИрАэро» по существу не ответил на вопросы РБК.
Без рейсов остались «СиЛА» с «дочкой» «Аэросервис», а также «Комиавиатранс». «Перед компанией стоит новая задача — слезть с иглы субсидирования», — говорит представитель «СиЛА». Выполнение рейсов по программе могло добавить «Комиавиатрансу» 115 млн руб. оборотных денег в виде субсидий и еще как минимум 50 млн руб. пассажирской выручки, заявил РБК глава этой компании Юрий Скрипин.