Ежегодно пожары уничтожают десятки тысяч гектаров земель в различных уголках мира: от США до России, от Южной Америки до Африки. В 2021-м их число в ряде стран превысило средние показатели предыдущих лет. При этом прогнозы специалистов не обнадеживают – в ближайшие годы ожидается рост лесных пожаров. Среди основных причин – климатические изменения. Потепление лишь на один градус приводит к увеличению на 15% количество молниевых разрядов – потенциальных источников возгораний в лесах.
Опыт борьбы с природными пожарами говорит о необходимости наращивания группировки специальных воздушных средств. По поручению президента в России создается пожарная эскадрилья, в которую войдут 22 самолета и вертолета, а ее содержание обеспечит Ростех. С огненной стихией будут бороться новейшие вертолеты Ка-32А11М, легендарные «амфибии» Бе-200 и винтокрылые гиганты Ми-26.
«Водяные бомбардировщики» против огненной стихии
Решение по созданию пожарной эскадрильи не стало сюрпризом – во многих регионах засушливое и жаркое лето стало причиной многих природных пожаров, на тушение которых ушли месяцы. В этом году площадь лесных пожаров в России составила 18,2 млн га, что стало рекордом с начала века. Только на территории Якутии с огнем, уничтожившим более 8,8 млн гектаров леса, что сопоставимо с площадью Австрии, боролись с мая по август.
Высокая интенсивность горения при лесном пожаре часто не позволяет справиться с ним наземными силами. Поэтому использование авиации в таких ситуациях – жизненно необходимо, особенно когда события развиваются катастрофически быстро. В этом случае применение воздушных судов становится единственным средством быстрой доставки больших объемов воды к месту пожара, а значит и единственным способом спасения.
Авиационный парк МЧС РФ включает различные модели самолетов и вертолетов. Особую группу составляют, как их часто называют из-за большого объема сбрасываемой жидкости, «водяные бомбардировщики». Они используются при всех типах лесных пожаров – от малых возгораний, когда огонь гасится при первом же сбросе, до самых крупных и разрушительных пожаров, когда нужно быстро проложить заградительную полосу. К этой группе относится и пожарный самолет Ил-76П с легкосъемной системой ВАП-2 (выливной авиационный прибор). На сегодняшний день это самый большой в мире «водяной бомбардировщик» – Ил-76П может принять на борт 42 тонны воды или специальной огнегасящей жидкости.
Как показывает практика, невозможно говорить о полном преимуществе одних образцов пожарной авиации над другими. Например, в засушливых районах вдали от морского побережья больше используют авиатанкеры наземного базирования, а в приморских странах распространены самолеты-амфибии. По окраинам населенных пунктов отдают предпочтение легким самолетам или вертолетам. Кстати, винтокрылые машины также могут стать отличными «водяными бомбардировщиками». По сравнению с пожарными самолетами, они даже представляют ряд преимуществ. Например, независимость от оборудованных аэродромов – даже тяжелый вертолет способен использовать для взлета и посадки любую подходящую по размеру площадку и не нуждается во взлетно-посадочной полосе.
Модели авиатехники для борьбы с лесными пожарами постоянно модернизируются и обновляются. При этом отечественная техника, а также организация работы МЧС России признаны одними из лучших в мире. Наша авиация ежегодно помогает тушить лесные пожары в других странах по их просьбам об оказании помощи.
«Многие страны, где остро стоит проблема природных пожаров, не имеют в своем парке такой техники, но просят Россию предоставить ее на сезонной основе. Помочь удается не всегда, так как самолеты этого типа активно задействуются в работах на территории нашей страны. Создание специализированной эскадрильи станет важным международным гуманитарным проектом», – отметил Сергей Чемезов в своем выступлении на форуме «Гидроавиасалон» в прошлом году. Таким, образом еще в октябре 2020 года глава Ростеха выступил с предложением создать специализированную эскадрилью самолетов-амфибий Бе-200 для тушения пожаров как в России, так и за рубежом.
Недавно Владимир Путин поручил создать специальную пожарную эскадрилью, в которую войдут 22 самолета и вертолета, а ее содержание обеспечит Госкорпорация Ростех. В составе эскадрильи бороться с пожарами будут десять самолетов-амфибий Бе-200ЧС, десять новейших вертолетов Ка-32А11М и две единицы Ми-26Т.
Ка-32: со льда в пламя
Ка-32 можно назвать гражданской версией корабельного противолодочного вертолета Ка-27. Перед «камовцами» была поставлена задача адаптировать машину для работы с ледоколами в Арктике. И уже в 1978 году вертолет отправился в свое первое полярное путешествие – сопровождал суда по Северному морскому пути. Успех этой миссии подтолкнул конструкторов к работе над новыми модификациями машины. Компактные размеры, преимущества соосной схемы придавали этому вертолету большие преимущества при эксплуатации в городских условиях. Так в 1980 году появился гражданский многоцелевой вертолет Ка-32. С тех пор было создано множество различных модификаций, а с 2010 года производились только противопожарные версии: Ка-32А и Ка-32А11ВС.
Противопожарный Ка-32, как и Ми-8, для тушения пожара использует корзину, но его уникальная особенность в том, что он может эффективно тушить пожары в городских условиях. Особенно в высотных зданиях, куда не дотягиваются пожарные лестницы. Для борьбы с огнем Ка-32 вооружен системой пожаротушения типа Bambi-Bucket. Вертолет способен буквально за секунды набрать несколько тонн воды практически в любом водоеме глубиной от двух метров. Эта винтокрылая пожарная машина пользуется успехом не только в России, но и за рубежом – успешно эксплуатируется в Корее, Китае, Швейцарии, Японии и других странах.
Ка-32 продолжает совершенствоваться. В этом году на МАКСе впервые была представлена модернизированная версия Ка-32А11М. Вертолет получил новые двигатели ВК‐2500ПС‐02, «стеклянную» кабину, а также новую систему пожаротушения СП-32. Новый бак вмещает 4 тонны воды, которые набирает всего за одну минуту в автоматическом режиме. Бак разделен на четыре отсека, створки которых с помощью цифрового управления можно открывать в различной последовательности и под разным углом, тем самым регулируя скорость сброса воды. Кроме того, все части СП-32 имеют электрический обогрев, что впервые в мире позволяет использовать ее при температурах до минус 20 градусов по Цельсию.
Бе-200: амфибия, которая не боится огня
Разработка Бе-200 началась еще в конце 1990-х годов и заняла около десяти лет. Когда состоялся первый испытательный полет самолета, стало ясно, что десятилетие конструкторской работы прошло не зря. На международном «Гидроавиасалоне-2012» Бе-200ЧС всего за два своих полета установил 26 мировых рекордов!
Противопожарный Бе-200 пусть и не единственный гидросамолет в мире, но его можно назвать уникальным. Он реактивный, а не турбовинтовой, может набирать за 15 секунд до 12 тонн воды в режиме глиссирования с поверхности акватории. Бе-200 совершает посадку и взлет как на водной поверхности, так и на суше. Именно за эту его способность в названии самолета используется приставка «амфибия».
Самолеты-амфибии Бе-200 участвуют в спасательных операциях и тушении пожаров в России и по всему миру с 2004 года. Российская амфибия помогала пожарным во Франции, Португалии, Италии, Греции, Индонезии, Израиле, Турции. В России в 2021 году Бе-200 работал на тушении лесных пожаров в Самарской области и Якутии.
На днях Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) заявила о расширении производства самолетов Бе-200ЧС для создания специальной эскадрильи. Как отметили в ОАК, на заводе уже строятся два самолета-амфибии Бе-200ЧС по заказу МЧС России.
Ми-26: борьба с огнем в тяжелом весе
В этом году самый грузоподъемный в мире вертолет Ми-26Т отметил 36 лет с начала серийного производства. Несмотря на свой возраст, эта машина и сегодня не имеет себе равных и остается крупнейшим серийным вертолетом в мире. Общая площадь, которую покрывают винты Ми-26Т, превышает 800 кв. метров, а высота вертолета – с трехэтажный дом.
Ми-26Т был создан на базе военного Ми-26, разработанного в ОКБ им. М.Л. Миля, ныне входящем в холдинг «Вертолеты России». С конца 1980-х годов эти вертолеты активно используются на гражданской службе. Ми-26Т были особенно были востребованы при освоении газонефтяных месторождений Западной Сибири. Вертолеты использовались при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Немало необычных операций на счету «тяжеловеса»: от транспортировки 20-тонной глыбы льда с мамонтом до эвакуации американского военного вертолета CH-47 Chinook.
Противопожарный Ми-26Т впервые поднялся в небо в сентябре 1997 года. Такой «тяжеловес» привлекается при особо крупных пожарах. Водосливное устройство на внешней подвеске вмещает до 15 тонн воды, которые вертолет способен сбросить на очаг возгорания менее, чем за минуту. Ми-26Т использовался для тушения пожаров в десятках стран, таких как Франция, Германия, Австрия, Италия, Болгария, Сербия, Черногория, Кипр и др. В этом году Ми-26Т тушил крупные лесные пожары в Якутии.