Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Летное время: в РФ обсуждают новые наказания за задержки авиарейсов


12 ноября 2021 года Максим Талавринов, Вера Кузьмина, Известия


В России предложили усилить наказание для авиакомпаний за задержки рейсов. В конце октября представителям отрасли было разослано письмо с просьбой дать предложения по установлению в воздушном законодательстве специальной ответственности перевозчиков (письмо есть у «Известий»). Этому предшествовало обращение Генпрокуратуры в Минтранс, в котором говорилось про недостатки нормативно-правового регулирования в сфере защиты прав пассажиров. В частности, в воздушном законодательстве отсутствуют термины «задержка авиарейса», «время отправления рейса», «необходимый резерв» и «овербукинг». Ужесточить наказание предложено по аналогии со ст. КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии». Грубые нарушения по ней грозят юрлицам штрафами до 200 тыс. рублей и приостановкой деятельности сроком до 90 дней. Насколько это дисциплинирует перевозчиков и как скажется на цене билетов — в материале «Известий».


В летнем сезоне с массовыми задержками рейсов столкнулись «Уральские авиалинии». По словам источника «Известий», близкого к Минтрансу, перевозчик в июне-августе задержал на два и более часа 3,5 тыс. рейсов: в июне это 22,4% от числа выполненных рейсов, в июле — 15,4%, в августе —17%. К ноябрю его регулярность улучшилась, следует из обзоров европейского поставщика авиационных данных OAG, с которыми ознакомились «Известия». Если в июне-сентябре в пределах 15 минут от расписания прилетали 25,2–32,5% рейсов, то в октябре — 52,5%. В октябре у остальных крупных авиакомпаний РФ пунктуальность полетов была выше: у Red Wings — 91%, Smartavia — 90,1%, «Азимута» — 88,8%, «Победы» — 86,9%, S7 Airlines — 83,3%, «России» — 81,8%, Utair — 80,3%.

В России предложили усилить наказание для авиакомпаний за задержки рейсов. В конце октября представителям отрасли было разослано письмо с просьбой дать предложения по установлению в воздушном законодательстве специальной ответственности перевозчиков (письмо есть у «Известий»). Этому предшествовало обращение Генпрокуратуры в Минтранс, в котором говорилось про недостатки нормативно-правового регулирования в сфере защиты прав пассажиров. В частности, в воздушном законодательстве отсутствуют термины «задержка авиарейса», «время отправления рейса», «необходимый резерв» и «овербукинг». Ужесточить наказание предложено по аналогии со ст. КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии». Грубые нарушения по ней грозят юрлицам штрафами до 200 тыс. рублей и приостановкой деятельности сроком до 90 дней. Насколько это дисциплинирует перевозчиков и как скажется на цене билетов — в материале «Известий».

Есть недостатки

Генпрокуратура указала на недостатки нормативного регулирования в сфере защиты прав пассажиров, следует из письма замруководителя Росавиации Георгия Бахарева президенту Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимиру Тасуну (есть у «Известий»).

«На рассмотрении Росавиации находится письмо Генпрокуратуры относительно недостатков нормативно-правового регулирования в сфере защиты прав пассажиров», — сказано в документе. Письмо Генпрокуратуры было изначально адресовано Минтрансу, сообщил «Известиям» источник, близкий к этому ведомству.

В частности, в воздушном законодательстве РФ отсутствуют термины «задержка авиарейса», «время отправления рейса», «необходимый резерв» и «овербукинг» (намеренная продажа перевозчиком большего количества билетов, чем имеется мест в самолете), а также нормы, устанавливающие время приведения транспортного средства к эксплуатационной готовности. С целью устранения этих недостатков, профилактики правонарушений и соблюдения перевозчиками прав пассажиров авиавласти попросили АЭВТ представить предложения, предусматривающие установление специальной ответственности авиакомпаний за задержку рейсов на регулярных маршрутах, по аналогии с положением ст. 14.1.2 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии».

По этой статье за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, предусмотрено для юрлиц предупреждение или наложение штрафа в размере 100 тыс. рублей. За грубое нарушение — штраф в размере 200 тыс. рублей или приостановка деятельности на срок до 90 суток.

В Генпрокуратуре на момент публикации не ответили на запрос «Известий». В Росавиации не стали комментировать служебную переписку. Представитель Минтранса сказал, что ведомство получило письмо, добавив, что вопрос прорабатывается совместно с участниками рынка авиаперевозок. В АЭВТ «Известиям» не раскрыли позицию перевозчиков.

Пресс-секретарь «Уральских авиалиний» Вера Гасникова сказала, что в авиакомпании письмо получили, ответ находится в процессе подготовки. Другие перевозчики не ответили на запрос «Известий».

Вопрос ответственности

Действующим законодательством затруднительно привлечение авиакомпаний к административной ответственности за задержку рейса, отметила руководитель департамента контроля качества Amulex.ru Нурида Ибрагимова. По ее словам, нормы, по которым перевозчики могли быть наказаны, утратили свою силу с января этого года.

Ответственность авиакомпаний за задержку авиарейсов сейчас предусмотрена только Воздушным кодексом РФ и носит гражданско-правовой характер, то есть взыскание штрафа в пользу пострадавшего пассажира производится в рамках рассмотрения его иска. Клиент имеет право претендовать на взыскание в свою пользу штрафа, убытков и морального вреда, добавила юрист.

Согласно Воздушном кодексу, за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров самолета, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Авиакомпании сейчас могут быть оштрафованы за задержку рейса: по административному кодексу штраф составляет 30 тыс. рублей за нарушение прав потребителей, сказал «Известиям» источник в крупной авиакомпании. Но, по его словам, штраф не является автоматическим, его накладывает прокуратура в том случае, если поступали жалобы от пассажиров или представление Роспотребнадзора. По факту штрафы приходят лишь за малую долю задержанных рейсов, пояснил он.

По словам исполнительного директора агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, формально вся ответственность авиакомпаний сейчас за задержки рейсов — это штрафы, которые выпишут надзорные органы. Кроме этого, перевозчики при задержках несут потери — теряются слоты в аэропортах, оплачивается дополнительное время в них, добавил он.

Согласно федеральным авиационным правилам, в случае задержки рейса авиакомпания должна предоставить пассажирам с детьми в возрасте до семи лет место в комнате матери и ребенка, при задержке рейса на два часа — два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте и обеспечить прохладительными напитками, более четырех часов и далее каждые шесть в дневное время плюс в ночное каждые восемь часов — горячее питание. При ожидании отправления рейса более восьми часов в дневное время и в ночное больше шести часов — разместить пассажира в гостинице. Также перевозчик должен доставить пассажиров транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно и организовать хранение багажа.

Регулярность полетов является одним из восьми критериев при отборе авиакомпаний для выдачи им допусков к выполнению международных регулярных перевозок, следует из соответствующего регламента Минтранса.

Цена задержек

Председатель Общероссийского объединения пассажиров и член Общественной палаты Илья Зотов повышение ответственности авиакомпаний за задержку рейсов назвал правильным. По его словам, сейчас наказание за задержки минимальное, пассажиры не получают достойной компенсации.

— При этом выгодополучателем от изменений норм должен быть пассажир, рейс которого задержан. Важно выплачивать людям такую компенсацию, которая бы мотивировала компанию быть пунктуальной, но не разорила отрасль, — отметил он.

Если закрепить требование о штрафах в Воздушном кодексе, то они могут стать автоматическими просто по факту задержки, это многократно увеличит их общий объем для всех авиакомпаний, сказал «Известим» источник в одном из российских перевозчиков.

Размер штрафа может как увеличиться, так и остаться в прежнем объеме, говорит Нурида Ибрагимова. По ее словам, основной мыслью должна стать возможность для авиаперевозчиков при наличии единичных штрафов продолжать вести свою деятельность. В качестве санкции целесообразно также предусмотреть лишение права осуществления воздушных перевозок для злостных правонарушителей, считает юрист.

Установление дополнительной ответственности авиакомпаний за задержки рейсов в законодательстве по аналогии положения статьи в КоАП, предусматривающей крупные штрафы, однозначно приведет к подорожанию стоимости авиабилетов, особенно в условиях, когда компании терпят колоссальные убытки, сказал источник «Известий» в туротрасли. По его словам, перевозчики обязательно заложат это в стоимость билета и в конечном итоге за это заплатит потребитель.

Закручивание гаек в отношении авиакомпаний сегодня очень опасно, отрасли нужно дать передышку после обвала рынка, считает Олег Пантелеев. По его словам, остановка полетов на 90 дней — почти гарантия банкротства авиакомпании. Эксперт считает правильным их наказывать за отсутствие подменных бортов, а не за задержку рейсов: сбои могут быть у любого перевозчика и не всегда по его вине.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer