Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Летное время: в РФ обсуждают новые наказания за задержки авиарейсов


12 ноября 2021 года Максим Талавринов, Вера Кузьмина, Известия


В России предложили усилить наказание для авиакомпаний за задержки рейсов. В конце октября представителям отрасли было разослано письмо с просьбой дать предложения по установлению в воздушном законодательстве специальной ответственности перевозчиков (письмо есть у «Известий»). Этому предшествовало обращение Генпрокуратуры в Минтранс, в котором говорилось про недостатки нормативно-правового регулирования в сфере защиты прав пассажиров. В частности, в воздушном законодательстве отсутствуют термины «задержка авиарейса», «время отправления рейса», «необходимый резерв» и «овербукинг». Ужесточить наказание предложено по аналогии со ст. КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии». Грубые нарушения по ней грозят юрлицам штрафами до 200 тыс. рублей и приостановкой деятельности сроком до 90 дней. Насколько это дисциплинирует перевозчиков и как скажется на цене билетов — в материале «Известий».


В летнем сезоне с массовыми задержками рейсов столкнулись «Уральские авиалинии». По словам источника «Известий», близкого к Минтрансу, перевозчик в июне-августе задержал на два и более часа 3,5 тыс. рейсов: в июне это 22,4% от числа выполненных рейсов, в июле — 15,4%, в августе —17%. К ноябрю его регулярность улучшилась, следует из обзоров европейского поставщика авиационных данных OAG, с которыми ознакомились «Известия». Если в июне-сентябре в пределах 15 минут от расписания прилетали 25,2–32,5% рейсов, то в октябре — 52,5%. В октябре у остальных крупных авиакомпаний РФ пунктуальность полетов была выше: у Red Wings — 91%, Smartavia — 90,1%, «Азимута» — 88,8%, «Победы» — 86,9%, S7 Airlines — 83,3%, «России» — 81,8%, Utair — 80,3%.

В России предложили усилить наказание для авиакомпаний за задержки рейсов. В конце октября представителям отрасли было разослано письмо с просьбой дать предложения по установлению в воздушном законодательстве специальной ответственности перевозчиков (письмо есть у «Известий»). Этому предшествовало обращение Генпрокуратуры в Минтранс, в котором говорилось про недостатки нормативно-правового регулирования в сфере защиты прав пассажиров. В частности, в воздушном законодательстве отсутствуют термины «задержка авиарейса», «время отправления рейса», «необходимый резерв» и «овербукинг». Ужесточить наказание предложено по аналогии со ст. КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии». Грубые нарушения по ней грозят юрлицам штрафами до 200 тыс. рублей и приостановкой деятельности сроком до 90 дней. Насколько это дисциплинирует перевозчиков и как скажется на цене билетов — в материале «Известий».

Есть недостатки

Генпрокуратура указала на недостатки нормативного регулирования в сфере защиты прав пассажиров, следует из письма замруководителя Росавиации Георгия Бахарева президенту Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимиру Тасуну (есть у «Известий»).

«На рассмотрении Росавиации находится письмо Генпрокуратуры относительно недостатков нормативно-правового регулирования в сфере защиты прав пассажиров», — сказано в документе. Письмо Генпрокуратуры было изначально адресовано Минтрансу, сообщил «Известиям» источник, близкий к этому ведомству.

В частности, в воздушном законодательстве РФ отсутствуют термины «задержка авиарейса», «время отправления рейса», «необходимый резерв» и «овербукинг» (намеренная продажа перевозчиком большего количества билетов, чем имеется мест в самолете), а также нормы, устанавливающие время приведения транспортного средства к эксплуатационной готовности. С целью устранения этих недостатков, профилактики правонарушений и соблюдения перевозчиками прав пассажиров авиавласти попросили АЭВТ представить предложения, предусматривающие установление специальной ответственности авиакомпаний за задержку рейсов на регулярных маршрутах, по аналогии с положением ст. 14.1.2 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии».

По этой статье за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, предусмотрено для юрлиц предупреждение или наложение штрафа в размере 100 тыс. рублей. За грубое нарушение — штраф в размере 200 тыс. рублей или приостановка деятельности на срок до 90 суток.

В Генпрокуратуре на момент публикации не ответили на запрос «Известий». В Росавиации не стали комментировать служебную переписку. Представитель Минтранса сказал, что ведомство получило письмо, добавив, что вопрос прорабатывается совместно с участниками рынка авиаперевозок. В АЭВТ «Известиям» не раскрыли позицию перевозчиков.

Пресс-секретарь «Уральских авиалиний» Вера Гасникова сказала, что в авиакомпании письмо получили, ответ находится в процессе подготовки. Другие перевозчики не ответили на запрос «Известий».

Вопрос ответственности

Действующим законодательством затруднительно привлечение авиакомпаний к административной ответственности за задержку рейса, отметила руководитель департамента контроля качества Amulex.ru Нурида Ибрагимова. По ее словам, нормы, по которым перевозчики могли быть наказаны, утратили свою силу с января этого года.

Ответственность авиакомпаний за задержку авиарейсов сейчас предусмотрена только Воздушным кодексом РФ и носит гражданско-правовой характер, то есть взыскание штрафа в пользу пострадавшего пассажира производится в рамках рассмотрения его иска. Клиент имеет право претендовать на взыскание в свою пользу штрафа, убытков и морального вреда, добавила юрист.

Согласно Воздушном кодексу, за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров самолета, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Авиакомпании сейчас могут быть оштрафованы за задержку рейса: по административному кодексу штраф составляет 30 тыс. рублей за нарушение прав потребителей, сказал «Известиям» источник в крупной авиакомпании. Но, по его словам, штраф не является автоматическим, его накладывает прокуратура в том случае, если поступали жалобы от пассажиров или представление Роспотребнадзора. По факту штрафы приходят лишь за малую долю задержанных рейсов, пояснил он.

По словам исполнительного директора агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, формально вся ответственность авиакомпаний сейчас за задержки рейсов — это штрафы, которые выпишут надзорные органы. Кроме этого, перевозчики при задержках несут потери — теряются слоты в аэропортах, оплачивается дополнительное время в них, добавил он.

Согласно федеральным авиационным правилам, в случае задержки рейса авиакомпания должна предоставить пассажирам с детьми в возрасте до семи лет место в комнате матери и ребенка, при задержке рейса на два часа — два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте и обеспечить прохладительными напитками, более четырех часов и далее каждые шесть в дневное время плюс в ночное каждые восемь часов — горячее питание. При ожидании отправления рейса более восьми часов в дневное время и в ночное больше шести часов — разместить пассажира в гостинице. Также перевозчик должен доставить пассажиров транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно и организовать хранение багажа.

Регулярность полетов является одним из восьми критериев при отборе авиакомпаний для выдачи им допусков к выполнению международных регулярных перевозок, следует из соответствующего регламента Минтранса.

Цена задержек

Председатель Общероссийского объединения пассажиров и член Общественной палаты Илья Зотов повышение ответственности авиакомпаний за задержку рейсов назвал правильным. По его словам, сейчас наказание за задержки минимальное, пассажиры не получают достойной компенсации.

— При этом выгодополучателем от изменений норм должен быть пассажир, рейс которого задержан. Важно выплачивать людям такую компенсацию, которая бы мотивировала компанию быть пунктуальной, но не разорила отрасль, — отметил он.

Если закрепить требование о штрафах в Воздушном кодексе, то они могут стать автоматическими просто по факту задержки, это многократно увеличит их общий объем для всех авиакомпаний, сказал «Известим» источник в одном из российских перевозчиков.

Размер штрафа может как увеличиться, так и остаться в прежнем объеме, говорит Нурида Ибрагимова. По ее словам, основной мыслью должна стать возможность для авиаперевозчиков при наличии единичных штрафов продолжать вести свою деятельность. В качестве санкции целесообразно также предусмотреть лишение права осуществления воздушных перевозок для злостных правонарушителей, считает юрист.

Установление дополнительной ответственности авиакомпаний за задержки рейсов в законодательстве по аналогии положения статьи в КоАП, предусматривающей крупные штрафы, однозначно приведет к подорожанию стоимости авиабилетов, особенно в условиях, когда компании терпят колоссальные убытки, сказал источник «Известий» в туротрасли. По его словам, перевозчики обязательно заложат это в стоимость билета и в конечном итоге за это заплатит потребитель.

Закручивание гаек в отношении авиакомпаний сегодня очень опасно, отрасли нужно дать передышку после обвала рынка, считает Олег Пантелеев. По его словам, остановка полетов на 90 дней — почти гарантия банкротства авиакомпании. Эксперт считает правильным их наказывать за отсутствие подменных бортов, а не за задержку рейсов: сбои могут быть у любого перевозчика и не всегда по его вине.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово



Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer