В Томской области прошли демонстрационные запуски большегрузных дронов. Такая система тестируется впервые в России. Участие в демонстрационных запусках приняли губернатор Сергей Жвачкин, замминистра экономического развития РФ Владислав Федулов, руководитель Росавиации Александр Нерадько. Жвачкин рассказал, что Томская область работает над развитием беспилотных технологий со старта проекта «Тайга» в 2018г.: «Сегодня контрольный срез этой большой трехлетней работы, показательные выступления готовности региона к экспериментальному правовому режиму, который позволит нашей науке и инновационному бизнесу еще эффективнее развивать беспилотные технологии».
Федулов заявил, что «эксперимент по запуску большегрузных дронов в Томской области – новый этап в развитии отечественной логистики». Он добавил, что в скорейшем запуске большегрузных дронов заинтересован бизнес: «По нашим оценкам, к третьему году эксперимента ежегодный объем рынка в отрасли достигнет почти 1,5 млрд руб.».
«Безусловно, развитие беспилотных технологий – это перспективное направление, – сказал доцент кафедры бизнеса и управленческой стратегии Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Эмиль Мартиросян. – Чтобы это пошло в массы, должен быть налажен массовый выпуск дронов и дроносодержащей продукции. Будущее за этим есть. Доля использования такого механизма в логистике не будет превалирующей, но процентов 10–15 в рамках логистики это может составить. Особенно актуально развитие этого направления для труднодоступных территорий, куда сложно добраться традиционными видами транспорта. В условиях Сибири это, наверное, особенно важно. Это может касаться, например, доставки жизненно важных вещей».
Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров отметил, что развитие беспилотных технологий может принести дополнительные инвестиции Томской области: «За этой темой будущее в логистике. Сейчас уже обозначаются те направления, по которым будет развиваться беспилотная тематика. Беспилотники начинают продвигаться в такие ниши, как доставка почты. Кроме того, они могут быть задействованы в экстренной и срочной доставке медикаментов, продуктов и других жизненно необходимых грузов. Преимущества использования беспилотных летательных аппаратов в том, что минимизируются риски для человека, ускоряются и удешевляются сами процессы доставки. И в развитии этих технологий заинтересованы как сами регионы, так и крупные компании для решения своих технологических проблем. Беспилотники, например, активно используются «Газпромом» и другими добывающими компаниями на месторождениях. И в ближайшие годы мы будем видеть активное развитие этого направления».
При этом эксперты обратили внимание, что и в этой тематике Томская область подтверждает свой статус одного из самых заметных инновационных регионов. В этом смысле, по словам Гусарова, важным является серьезное внимание Жвачкина к налаживанию взаимодействия бизнеса и науки. Он подчеркнул, что подобная кооперация является серьезным конкурентным преимуществом Томской области. «Высокотехнологичный бизнес невозможен без науки. И вокруг развития тех же беспилотных технологий развиваются и другие, которые, например, разрабатывают программное обеспечение, комплектующие для дронов», – сказал Гусаров.
Мартиросян отметил, что подобное взаимодействие «открывает технологическую перспективу для бизнеса».
Стоит сказать, что Жвачкин также обсудил с руководством Минэкономразвития и Росавиации организацию экспериментальных правовых режимов для беспилотников. Такой режим, по словам участников совещания, должен быть установлен для эффективного развития беспилотных технологий. «У нас в Томской области есть и разработчики беспилотных технологий, и заказчики услуг. У нас есть территории для тестирования инновационных разработок в рамках экспериментального правового режима. Сегодня мы видим: есть и понимание всех институтов – нужно делать следующий шаг, чтобы беспилотники в России выполняли не только оборонные и развлекательные функции, но и помогали решать практические задачи экономики и социальной сферы», – сказал Жвачкин.
Гусаров отметил актуальность поднятого Жвачкиным вопроса: «Воздушное пространство, особенно что касается населенных пунктов, – это не бесконечный океан, движение в воздухе достаточно интенсивное. И здесь жестко встает вопрос безопасности. И как совместить авиацию с беспилотной авиацией – важный вопрос. Пока какого-то правового решения не найдено, которое бы четко регламентировало, на каких условиях можно использовать беспилотные летательные аппараты. Надо вписать эту новую реальность, за которой будущее, в ту инфраструктуру, которая есть, и в правовые нормы, которые есть. Поэтому губернатор Томской области поднял важную тему. Тем более что спектр использования беспилотных летательных аппаратов растет».