Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Гриф" летит на смену "Орлу"


4 октября 2021 Виталий Орлов, Взгляд


Авиация Военно-морского флота Российской Федерации получает на вооружение новейшие авиационные противолодочные ракеты АПР-3МЭ «Гриф». Все ракеты серии АПР позиционировались в качестве одного из самых эффективных средств борьбы с подводными лодками, поскольку в них удалось органично сочетать лучшие боевые качества авиационной ракеты и торпеды. Стартом этого процесса стало обнародованное в мае 2019 года заявление главы АО «Государственное научно-производственное предприятие «Регион» (входит в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение») Игоря Крылова о начале поставок модернизированной АПР-3МЭ «Гриф» в строевые части морской авиации России.

Авиация Военно-морского флота Российской Федерации получает на вооружение новейшие авиационные противолодочные ракеты АПР-3МЭ «Гриф». Все ракеты серии АПР позиционировались в качестве одного из самых эффективных средств борьбы с подводными лодками, поскольку в них удалось органично сочетать лучшие боевые качества авиационной ракеты и торпеды. Стартом этого процесса стало обнародованное в мае 2019 года заявление главы АО «Государственное научно-производственное предприятие «Регион» (входит в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение») Игоря Крылова о начале поставок модернизированной АПР-3МЭ «Гриф» в строевые части морской авиации России.

Убийцы субмарин

Функциональное предназначение новой противолодочной ракеты заключается в уничтожении подводных лодок независимо от их класса. Таким образом, в число потенциальных целей «Грифа» следует включить и новейшие атомные ракетоносцы, отличающиеся низким уровнем шума и оснащенные мощными современными комплексами создания гидроакустических помех. Эта ракета призвана стать полноценной заменой стоящих на вооружении ВМФ РФ АПР-2 «Ястреб».

В настоящее время существует несколько модификаций авиационной противолодочной ракеты.

История разработки новой противолодочной ракеты АПР-3 «Орел» началась в 1969 году, причем ее старт был одновременным со стартом разработки АПР-2 «Ястреб». Ключевой разницей между ними стало использование в «Орле» турбоводометного двигателя, созданного известным советским конструктором Архипом Люлькой, некогда возглавлявшим конструкторское бюро, известное сегодня как ПАО «ОДК-Сатурн».

“Уникальность новой модернизированной авиационной противолодочной ракеты «Гриф» в первую очередь в том, что это своего рода гибрид, гармонично сочетающий в себе боевые возможности торпеды и авиационной ракеты”
Модернизированная противолодочная ракета АПР-3МЭ «Гриф» стала логичным и уникальным продолжением модельного ряда советских и российских АПР – АПР-1 «Кондор», АПР-2 «Ястреб» и АПР-3 «Орел».

В чем уникальность новой модернизированной авиационной противолодочной ракеты «Гриф»? В первую очередь в том, что это своего рода гибрид, гармонично сочетающий в себе боевые возможности торпеды и авиационной ракеты.

Достаточным условием для эффективного боевого применения модернизированной противолодочной ракеты является даже приблизительное определение местонахождения цели, после чего происходят ее сброс с противолодочного самолета или вертолета и самостоятельный поиск подводной лодки в соответствии с предварительно заданными координатами. Точное наведение на цель производится при помощи акустической головки самонаведения, а подрыв – боевой частью в обычном снаряжении (контактный или дистанционный).

АПР-3МЭ «Гриф» оснащена турбоводометной силовой установкой на твердом смесевом топливе, позволяющем ей настигать подводную лодку, идущую со скоростью до 43 узлов (порядка 80 км/ч) на глубине до восьмисот метров. Волнение моря до шести баллов включительно не является препятствием для боевого применения новой авиационной противолодочной ракеты.

Справедливости ради следует отметить, что похожие характеристики имеет и достаточно давно выпускающийся серийный прототип модернизированной версии – ракеты АПР-3 «Орел». В чем же разница? Она есть и довольно существенная. АПР-3МЭ «Гриф» оснащена улучшенной головкой самонаведения, обладающей более высокими показателями чувствительности и помехозащищенности. Значительно возросла дальность захвата малошумных целей – 2,5 километра против 1,5–2 у АПР-3 «Орел». Претерпели изменения в меньшую сторону и массогабаритные характеристики ракеты: вес снизился с 525 до 470 килограммов, а длина – с 3685 до 3250 миллиметров.

Конструктивное исполнение

Авиационная противолодочная ракета «Гриф» состоит из нескольких ключевых модулей:

  • приборного (носового). В нем размещены автоматика и акустическая головка самонаведения;
  • боевого, с зарядом взрывчатого вещества и исполнительно-предохранительным механизмом;
  • приборного (центрального);
  • силового (двигательного);
  • приборного (кормового) с рулевыми приводами;
  • торможения, оснащенного стабилизирующе-тормозной парашютной системой.

АПР-3МЭ «Гриф» имеет инерциальную систему управления, в основу которой положена гидроакустическая система самонаведения и гироскопический датчик с тремя степенями свободы. В системе самонаведения использована комбинация метода согласованной фильтрации и амплитудной селекции с корреляционно-фазовым методом обработки данных, что позволяет ракетоторпеде успешно преодолевать средства гидроакустического противодействия.

Вероятность поражения цели достаточно высока – 0,92. Среднеквадратичная ошибка целеуказания не превышает 300–500 метров.

Следует отметить, что все этапы программы испытаний пройдены модернизированной противолодочной ракетой с неизменно положительным результатом. В качестве первого и основного носителя новой АПР-3МЭ «Гриф» был определен модернизированный противолодочный палубный вертолет Ка-27ПЛ, в состав вооружения которого ракета интегрирована в полном объеме. Тем не менее это не единственный носитель, способный эффективно применять новую противолодочную ракету, позиционируемую производителем в качестве высокотехнологичного цифрового изделия. В этой роли могут выступать противолодочный самолет средней дальности Ил-38Н и дальний противолодочный самолет Ту-142М, стоящие сегодня на вооружении морской авиации.

Как это работает

Вертолет (самолет) противолодочной обороны обнаруживает и определяет при помощи гидроакустических буев местоположение подводной лодки, после чего происходит сброс АПР-3МЭ. Скорость вхождения ракеты в воду гасится при помощи стабилизирующе-тормозного парашюта. Им же задается необходимый угол вхождения ракетоторпеды в воду. При достижении противолодочной ракетой глубины двадцать метров происходит сброс защитных элементов с взрывателя и головки самонаведения. В толще воды «Гриф» движется по нисходящей и расширяющейся спиралевидной траектории.

Акустическая головка самонаведения с точностью пеленгации 1,5–2 градуса улавливает звуковые волны, исходящие от подводной лодки. На глубинах менее двухсот метров поиск осуществляется с выключенным силовым агрегатом, что обеспечивает бесшумность процесса, а следовательно, и невидимость ракеты для сонаров цели.

На глубинах более двухсот метров включается турбоводометный двигатель на твердом смесевом топливе. По заверениям разработчика, шум, генерируемый двигателем, не оказывает негативного влияния на работу акустической головки самонаведения. В наведении АПР-3МЭ на цель участвует и инерциальная система управления. Время на поражение цели с момента ее засечки не превышает двух минут. Если цель обнаружить не удается, то после того, как запас топлива будет исчерпан, ракета самоликвидируется.

Убедительным подтверждением уникальности технических и эксплуатационных характеристик модернизированной авиационной противолодочной ракеты «Гриф» является живая заинтересованность в этом изделии зарубежных партнеров АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», в структуру которого входит АО «ГНПП «Регион». Кстати, генеральный директор КТРВ Борис Обносов, говоря об АПР-3МЭ «Гриф», охарактеризовал ее в качестве полностью отечественного изделия, не нуждающегося в использовании импортных комплектующих.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer