Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


История и характеристики ракеты-носителя "Союз-2.1а"


5 октября 2021 года ТАСС


На 5 октября 2021 года в 11:55 мск запланирован запуск с космодрома Байконур российского пилотируемого космического корабля "Союз МС-19" с помощью ракеты-носителя "Союз-2.1а". ТАСС подготовил материал о ракете-носителе.

На 5 октября 2021 года в 11:55 мск запланирован запуск с космодрома Байконур российского пилотируемого космического корабля "Союз МС-19" с помощью ракеты-носителя "Союз-2.1а".

ТАСС подготовил материал о ракете-носителе.

Основные сведения о "Союзе-2.1а"

Ракета "Союз-2.1а" разработана и изготавливается Ракетно-космическим центром "Прогресс" (РКЦ "Прогресс", Самара). Она принадлежит к семейству космических носителей "Союз", созданных на базе первой советской межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 (первый пуск состоялся в 1957 году). Является одной из версий серии "Союз-2", разработанной на основе самой массовой ракеты семейства "Союз-У" (эксплуатировалась в 1973-2017 годах).

С помощью "Союза-2.1а" в космос выводятся различные спутники (в т. ч. коммерческие) и космические корабли: автоматические "Прогресс МС" и пилотируемые "Союз МС", доставляющие грузы и экипажи на Международную космическую станцию (МКС).

Характеристики ракеты

"Союз-2.1а" - одноразовая трехступенчатая ракета-носитель среднего класса. Ее высота - 46,3 м, диаметр - 10,3 м, стартовая масса - около 312 т, максимальная грузоподъемность - 7,4 т.

Конструктивно ракета, как и все носители семейства, выполнена по схеме продольно-поперечного деления ракетных ступеней. На первом этапе работу "Союза-2.1а" обеспечивают жидкостные двигатели центрального и четырех боковых блоков, на втором - только двигатель центрального блока. Боковые блоки оснащены РД-107А, центральный - РД-108А. Оба двигателя разработаны НПО "Энергомаш" им. академика В. П. Глушко (Химки, Московская область) и изготавливаются ПАО "ОДК-Кузнецов" (Самара). На третьей ступени применяется РД-0110 разработки Конструкторского бюро химавтоматики (Воронеж). Двигатели всех ступеней используют кислородно-керосиновое топливо. Однако для запусков с космодрома Восточный в Амурской области с 2022 года планируется применять модернизированную версию ракеты, работающую на нафтиле, экологически безопасном типе углеводородного горючего с применением полимерных присадок.

Цифровая система управления "Союза-2.1а" создана специалистами НПО автоматики им. академика Н. А. Семихатова (Екатеринбург).

Для вывода космических аппаратов ракета может использоваться как самостоятельно, так и с разгонными блоками "Фрегат" (разработчик - НПО им. С. А. Лавочкина; Химки, Московская область) и "Волга" (РКЦ "Прогресс"). В сочетании с ними "Союз-2.1а" может запускать аппараты на всевозможные типы околоземных орбит: низкие, средние, высокоэллиптические, солнечно-синхронные, геопереходные, геостационарные.

Статистика запусков и инциденты

Пуски "Союза-2.1а" осуществляются с космодромов Плесецк (Архангельская область), Байконур (арендуется Россией у Казахстана) и Восточный. Оператором коммерческих пусков ракеты является компания "Главкосмос пусковые услуги" (Москва), учрежденная в 2017 году по инициативе Роскосмоса.

Впервые ракета стартовала 8 ноября 2004 года с Плесецка с макетом космического аппарата, полет проходил по суборбитальной траектории. В ходе следующего пуска, проведенного 19 октября 2006 года с Байконура, "Союз-2.1а" с разгонным блоком "Фрегат" вывел на околоземную орбиту европейский метеорологический спутник MetOp-A. В первый раз ракета стартовала с Восточного 28 апреля 2016 года (этот запуск был также первым для космодрома). Тогда "Союз-2.1а" с блоком "Волга" запустил в космос научно-образовательные спутники: "Ломоносов" Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и "Аист-2Д", SamSat-218 ("СамСат-218") Самарского национального исследовательского университета им. академика С. П. Королева.

С 2014 года "Союз-2.1а" стал использоваться для вывода на орбиту автоматических кораблей семейства "Прогресс" с грузами для МКС: 29 октября с Байконура с помощью ракеты был запущен "Прогресс М-25М". 22 августа 2019 года ракета впервые вывела в космос пилотируемый корабль - "Союз МС-14" без экипажа (с человекоподобным роботом Федором, Skybot F-850, на борту). В 2020 году все пилотируемые запуски РФ были переведены на "Союз-2.1а", который заменил выведенный из эксплуатации "Союз-ФГ" (последний пуск состоялся в сентябре 2019 года). 9 апреля 2020 году с помощью ракеты "Союз-2.1а" был запущен пилотируемый корабль с экипажем на борту - "Союз МС-16" с членами 63-й длительной экспедиции на МКС.

Рекордным по количеству одновременно выведенных в космос аппаратов является пуск, произведенный 14 июля 2017 года с Байконура. Тогда "Союз-2.1а" с "Фрегатом" вывел на околоземную орбиту 73 спутника. Среди них были спутник дистанционного зондирования Земли "Канопус-В-ИК", а также микро- и наноспутники (т. н. кубсаты), в том числе принадлежащие зарубежным заказчикам. По этому показателю "Союз-2.1а" занимает первое место в России и третье в мире, уступая американской частной ракете Falcon 9, занимающей лидирующую позицию (24 января 2021 года с ее помощью было запущено 143 малых спутника) и индийскому носителю PSLV, находящемуся на втором месте (15 февраля 2017 года - 104 аппарата).

Всего на 4 октября 2021 года было проведено 45 запусков ракеты-носителя (включая суборбитальный), из них один частично успешный и один неудачный. В том числе 13 раз "Союз-2.1а" стартовал с Плесецка, 29 - с Байконура, трижды - с Восточного.

Частично успешным был запуск 21 мая 2009 года с Плесецка, когда из-за преждевременного отключения двигателя третьей ступени ракета "Союз-2.1а" (запускалась с "Фрегатом") не смогла вывести на расчетную орбиту спутник связи "Меридиан". Однако космический аппарат не был потерян, сохранилась возможность его эксплуатации.

Неудачей завершился запуск 28 апреля 2015 года с Байконура с "Прогрессом М-27М". Грузовой корабль не вышел на заданную орбиту и 8 мая неуправляемо сошел с орбиты, его фрагменты затонули в водах Тихого океана. Причина ЧП - нештатное разделение третьей ступени "Союза-2.1а" с "Прогрессом" из-за разгерметизации топливных баков ракеты, к которой привела неучтенная конструктивная особенность связки носителя и корабля.

Предыдущий запуск состоялся 30 июня 2021 года (02:27 мск) с Байконура, когда ракета "Союз-2.1а" вывела в космос корабль "Прогресс МС-17" с 2,5 т различных грузов для МКС.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта



Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer