Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


История и характеристики космического корабля "Союз МС"


5 октября 2021 года ТАСС


На 5 октября 2021 года в 11:55 мск запланирован запуск с космодрома Байконур российского пилотируемого космического корабля "Союз МС-19" с помощью ракеты-носителя "Союз-2.1а". Корабль будет лететь к орбитальной станции по двухвитковой схеме (примерно 3 часа 17 минут). В основной экипаж "Союза МС-19" входят командир 66-й длительной экспедиции на Международную космическую станцию (МКС), космонавт Антон Шкаплеров и участники космического полета кинорежиссер Клим Шипенко и актриса Юлия Пересильд. На орбитальной станции Шипенко проведет часть съемок драмы "Вызов" (рабочее название картины), которая станет первым художественным фильмом в истории кинематографа, снятым в космосе. ТАСС подготовил материал о космическом корабле.

На 5 октября 2021 года в 11:55 мск запланирован запуск с космодрома Байконур российского пилотируемого космического корабля "Союз МС-19" с помощью ракеты-носителя "Союз-2.1а". Корабль будет лететь к орбитальной станции по двухвитковой схеме (примерно 3 часа 17 минут). В основной экипаж "Союза МС-19" входят командир 66-й длительной экспедиции на Международную космическую станцию (МКС), космонавт Антон Шкаплеров и участники космического полета кинорежиссер Клим Шипенко и актриса Юлия Пересильд. На орбитальной станции Шипенко проведет часть съемок драмы "Вызов" (рабочее название картины), которая станет первым художественным фильмом в истории кинематографа, снятым в космосе.

ТАСС подготовил материал о космическом корабле.

Основные сведения о "Союзе МС"

"Союз МС" ("МС" - "модернизированные системы") - российский пилотируемый космический корабль. Принадлежит к семейству кораблей "Союз" (первый пилотируемый запуск состоялся в 1967 году).

Головным разработчиком и изготовителем корабля является Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С. П. Королева (РКК "Энергия"; Королев, Московская область). Эскизный проект "Союза МС", разработанный по заданию Федерального космического агентства (ныне госкорпорация "Роскосмос"), был одобрен на заседании научно-технического совета РКК "Энергия" в августе 2011 года. Корабль создан на базе предыдущей модификации "Союз ТМА-М" (запуски проводились в 2010-2016 годах) путем глубокой модернизации.

"Союз МС" предназначен для доставки экипажей на МКС и возвращению их с орбиты обратно на Землю. Он выполняет роль корабля-спасателя в случаях вынужденной или аварийной эвакуации экипажа: при возникновении опасной ситуации на станции, заболевания или травмы космонавтов. Кроме того, "Союз МС" используется для доставки на орбитальную станцию и возвращения небольших грузов (научно-исследовательской аппаратуры и результатов экспериментов, личных вещей космонавтов и др.), а также для удаления с МКС отходов в бытовом отсеке, который сгорает плотных слоях атмосферы при спуске корабля.

Характеристики корабля

Внешняя конфигурация "Союза МС" полностью соответствует кораблям двух предыдущих серий ("Союз ТМА" и "Союз ТМА-М"). Он состоит из трех отсеков: приборно-агрегатного, бытового и спускаемого аппарата.

Высота корабля - 6,98 м, максимальный диаметр - 2,72 м (диаметр спускаемого аппарата - 2,2 м), стартовая масса - до 7,22 т (масса спускаемого аппарата - около 2,9 т). "Союз МС" рассчитан на экипаж до трех человек (при росте космонавта 150-190 см и весе 50-95 кг). Может доставлять на околоземную орбиту полезный груз весом до 200 кг, возвращать на Землю - до 65 кг (при экипаже из трех человек). Полетный ресурс корабля составляет 200 суток.

Для обеспечения безопасности экипажа при запуске корабль оснащен системой аварийного спасения (САС). Она позволяет сохранить жизни космонавтам в случае возникновения аварийной ситуации на ракете-носителе.

Стыковка "Союза МС" с орбитальной станцией, как правило, осуществляется в автоматическом режиме, но может проводиться также вручную (командиром корабля). Стандартной схемой сближения с МКС является двухсуточная, когда корабль совершает 34 витка вокруг Земли. С апреля 2017 года стала применяться также укороченная схема - шестичасовая четырехвитковая (первым кораблем, отправленным по ней, стал "Союз МС-04"). 14 октября 2020 года на "Союзе МС-17" впервые была опробована сверхкороткая (двухвитковая) схема, по которой полет к станции длится немногим более трех часов. Прежде эта схема прошла отработку на пяти грузовых кораблях "Прогресс МС".

Модернизация

В "Союзе МС" по сравнению с предыдущей модификацией обновлены практически все внутренние системы. Была усовершенствована система управления движением и навигацией, обеспечивающая связь с космонавтами на всем этапе полета. Благодаря ей обнаружение спускаемого аппарата занимает меньше времени.

Бортовая командная радиотехническая система "Квант-В" заменена на единую командно-телеметрическую систему ЕКТС-ТКА. Новая командная радиолиния обеспечивает прием сигналов через спутники-ретрансляторы "Луч-5". Это позволяет поддерживать связь с кораблем практически в любой точке орбиты, а не только над территорией РФ, где расположены наземные станции связи.

Вместо аппаратуры радиоконтроля орбиты применяется система автономной спутниковой навигации (АСН). С помощью АСН можно определять параметры движения "Союза МС" по сигналам от спутников навигационных систем ГЛОНАСС и GPS (США), что упрощает задачу точного определения координат и скорости корабля в космосе (без привлечения дополнительных наземных средств).

Модернизации подверглась также автоматическая система сближения и стыковки с орбитальной станцией. НИИ точных приборов (Москва) заменил свою же систему "Курс-А" на "Курс-НА" (НА - "новая активная"). В системе "Курс-НА" используются современные методы цифровой обработки сигналов. Она вдвое легче и в три раза энергоэкономичнее аппаратуры предыдущего поколения. Для надежности в состав стыковочного механизма введены дублирующие электродвигатели.

Используемая ранее система запоминания информации (СЗИ) на спускаемом аппарате корабля заменена на многоразовый черный ящик. Модернизированная система СЗИ-М разработана Научно-производственным объединением измерительной техники (Королев, Московская область). Этот небольшой прибор располагается под креслом пилота, может использоваться для полетов до десяти раз и имеет ударотеплозащитный корпус, способный выдержать удар о землю со скоростью до 540 км/ч и температуру до 700 градусов Цельсия в течение 30 минут. С его помощью во время полета записывается техническая информация, физиологические параметры космонавтов и аудиоинформация.

Кроме того, "Союз МС" получил дополнительную защиту от космического мусора и микрометеоритов.

Статистика запусков и инциденты

Запуски "Союза МС" осуществляются с космодрома Байконур, который Россия арендует у Казахстана. В 2016-2019 годах они проводились с помощью ракеты-носителя "Союз-ФГ", пока она не была выведена из эксплуатации. С 2020 года "Союзы МС" с экипажами стали запускаться ракетой "Союз-2.1а".

Впервые пилотируемый корабль этой серии был выведен на околоземную орбиту 7 июля 2016 года ракетой "Союз-ФГ". Через двое суток "Союз МС-01" доставил на МКС трех участников 48/49-й экспедиции. Первый запуск корабля с помощью носителя "Союз-2.1а" состоялся 22 августа 2019 года, когда был выведен "Союз МС-14" без экипажа - на его борту находились различные грузы и человекоподобный робот Федор (Skybot F-850).

Всего на 4 октября 2021 года было проведено 18 запусков корабля, из них один аварийный. В том числе 17 раз "Союз МС" стартовал с экипажами на борту, один полет прошел в беспилотном режиме.

Аварией завершился запуск 11 октября 2018 года "Союза МС-10", который должен был доставить на МКС двух членов 57/58-й экспедиции: россиянина Алексея Овчинина и американца Ника Хейга. На 121-й секунде полета произошел сбой в работе ракеты "Союз-ФГ". Штатно сработавшая САС увела в сторону спускаемый аппарат корабля с экипажем. С помощью парашютной системы аппарат приземлился в 25 км от Жезказгана (Карагандинская область, Казахстан). Овчинин и Хейг не пострадали, жертв и пострадавших от падения на землю деталей ракеты не было.

Кроме того, в 2018 году произошел инцидент с находившимся на орбите "Союзом МС-09" (входил в состав МКС с 8 июня по 20 декабря). 30 августа в корпусе бытового отсека корабля была обнаружена микротрещина размером около 2 мм, что привело к утечке воздуха с МКС. В ходе ремонтных работ дыра была заделана, и 31 августа находящийся на станции экипаж экспедиции МКС-56/57 (немец Александер Герст, россиянин Сергей Прокопьев, американка Серина Онон-Чэнселлор) вернулся к обычному режиму работы. По словам главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина, причины появления пробоины установлены, но госкорпорация их не раскрывает.

Предыдущий запуск состоялся 9 апреля 2021 года (10:42 мск), когда ракета "Союз-2.1а" вывела на околоземную орбиту "Союз МС-18" с экипажем экспедиции МКС-65. В преддверии празднования 60-летия полета первого космонавта планеты корабль получил собственное название "Ю. А. Гагарин". "Союз МС-18" летел к орбитальной станции по двухвитковой схеме и состыковался с МКС спустя 3 часа 23 минуты после старта.

Дальнейшие планы, перспектива

На основе технических решений "Союза МС" корпорация "Энергия" разрабатывает многоразовый пилотируемый корабль нового поколения "Орел" (прежнее название - "Федерация"). В августе 2015 года корпус его возвращаемого аппарата был продемонстрирован на авиасалоне МАКС в Жуковском. По словам Дмитрия Рогозина, "Орел" планируется использовать для миссий на Луну и в дальний космос. Его первый, тестовый, полет в беспилотном режиме должен состояться в 2023 году с космодрома Восточный.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта



Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer